духовному «восстанию» (ал-каума), противопоставляя последнее антирелигиозным революционным движениям. За создание нелегальной организации «Джамаат ал-адл-ва-л-ихсан» («Община справедливости и благотворительности»), становившейся все более популярной, особенно в университетах, в 1989 г. он был помещен под наблюдение полиции.
По восшествии на престол Мухаммада VI в 1999 г. Йасин обратился к новому королю с посланием (своего рода антиприсягой), написанном на французском языке и изобилующем экономической статистикой, в котором призвал режим вернуть народу причитающиеся последнему блага. Ответ короля оказался довольно неожиданным - наблюдение полиции было снято, но по-своему эффективным, поскольку таким образом Йасин утрачивал ореол мученичества. Примечательно, что движение Йасина в 2000-х годах все более оказывалось оттесненным на обочину общественной жизни. «Явно переоценив силу движения, руководители "Джамаат ал-адл-ва-л-ихсан" посчитали, что могут с легкостью заполнить собой общественное пространство... и мобилизовать массы лозунгами противостояния монархии» (с. 295).
К.Б. Демидов
ЭКОНОМИКА
2012.02.005. ЯН ЮНЧЖЭНЬ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО БАЛАНСА: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БЕДНЕЙШИХ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН. YANG YONGZHEN. Global rebalancing: implication for low income countries. - Wash.: IMF, 2011. - 32 р.
Сотрудник МВФ оценивает последствия ликвидации так называемого глобального финансового дисбаланса для развивающихся стран с низким уровнем дохода на душу населения.
Когда говорят о глобальном финансовом дисбалансе, имеется в виду то, что в последнее десятилетие в США и Великобритании имелся очень значительный дефицит текущего платежного баланса, в то время как в Японии, Китае, крупнейших странах АСЕАН, России и нефтедобывающих странах Ближнего Востока имелся столь же значительный профицит.
В частности, в 2000 г. в США наблюдался дефицит в 416 млрд. долл., в Японии - профицит в 120 млрд. долл., в России - 47, в Китае - 21, в нефтедобывающих странах Ближнего Востока - 96, в странах АСЕАН - в 62 млрд. долл. В 2006 г. дефицит в США увеличился до 803 млрд. долл., в Китае профицит вырос до 253 млрд. долл., в Японии - до 170, России - до 94, в странах - нефтеэкспор-терах Ближнего Востока - до 344 млрд. долл. В 2010 г. у США наблюдался дефицит текущего платежного баланса в 467 млрд. долл., в Китае - 270, Японии - 166, в России - 70, в ближневосточных странах, экспортирующих нефть, - 170, в странах АСЕАН - в 190 млрд. долл. В странах Еврозоны с точки зрения дефицитов и профицитов текущего платежного баланса картина менялась почти ежегодно: например, в 2000 г. в этих странах наблюдался дефицит в 38 млрд. долл., в 2006 г., напротив, профицит в 50 млрд. долл., в 2009 г. -дефицит в 48 млрд. долл., в 2010 г. - профицит в 22 млрд. долл.
В беднейших развивающихся странах картина также постоянно менялась. В 2000 г. там наблюдался дефицит текущего платежного баланса в 2,2 млрд. долл., в 2006 г. - уже профицит в 28,0 млрд. долл., а в 2009 г. - снова дефицит в 8,7 млрд. долл., в 2010 г. дефицит составил 6,4 млрд. долл. (с. 5).
При этом те беднейшие страны, которые экспортировали сырье, в последние годы демонстрировали устойчивый профицит текущего платежного баланса - это было результатом взлета мировых нефтяных цен. И наоборот, те беднейшие страны, которые сырье импортировали, демонстрировали столь же устойчивый профицит. Если говорить о балансе внешней торговли, то здесь дефицит беднейших стран значительно больше, чем дефицит текущего платежного баланса: в 2009 г. общий импорт этих стран превысил их общий экспорт на 108 млрд. долл., т.е. на 11% их ВВП. При этом на экспортеров сырья приходилось из этого дефицита всего 9,6 млрд. долл., а оставшиеся 98,1 млрд. долл. приходились на страны, которые сырье не экспортируют, а импортируют. Если брать беднейшие развивающиеся страны как группу, то оказывается, что в 2009 г. они имели в торговле с США профицит в 25,4 млрд. долл. (при этом экспортирующие сырье беднейшие африканские страны имели в торговле с США профицит в 25,4%). А в торговле с Китаем эти страны имели дефицит в 39,8 млрд. долл. В торговле с
Россией, Бразилией и Индией импорт беднейших стран превысил их экспорт на 12,8 млрд. долл. (с. 6).
«В то время как причины глобального дисбаланса являются предметом продолжающихся дискуссий, общепризнанным является то, что разбалансированная мировая экономика неустойчива и дисбаланс с течением времени так или иначе уменьшится. Более того, существует общее согласие в том, что для уменьшения дисбаланса правительства всех стран должны предпринять некие усилия. Для индустриальных стран с большими дефицитами текущего платежного баланса, прежде всего для США и Великобритании, явно необходимо сократить бюджетные дефициты и увеличить сбережения в экономике, уменьшив расходы на потребление, в том числе на потребление импортных товаров. Частные сбережения уже начали увеличиваться в этих странах после мирового финансового кризиса. Упомянув о стремлении сохранить хрупкое равновесие между необходимостью улучшить состояние государственных бюджетов и способствовать с помощью бюджетных расходов восстановлению экономического роста, индустриальные страны в декларации, принятой на саммите 0-20 в Торонто, обязались вдвое сократить бюджетные дефициты к 2013 г. Страны с большим профицитом текущего платежного баланса, в свою очередь, приняли на себя обязательство уменьшить свою зависимость от экспорта и уделять большее внимание внутреннему спросу как источнику экономического роста. Глобальный дисбаланс заметно уменьшился в результате мирового финансового кризиса, однако многие опасаются, что он снова начнет увеличиваться, если правительства разных стран этому не воспрепятствуют» (с. 3).
По прогнозам МВФ, к 2015 г. мировой дисбаланс сохранится: в США дефицит внешнеторгового баланса будет составлять 3% ВВП, в странах еврозоны будет наблюдаться профицит в 3% ВВП, в Китае профицит составит 5% ВВП, в азиатских развивающихся странах, не относящихся к категории беднейших, профицит составит 1% ВВП, в нефтеэкспортирующих развивающихся странах (в том числе России) профицит составит 4% ВВП, в беднейших азиатских странах будет наблюдаться дефицит внешнеторгового баланса 4% ВВП, в беднейших африканских странах, напротив -профицит в 1% ВВП, в остальных странах мира - дефицит в 4% ВВП (с. 11).
Автор моделирует ситуацию, при которой к 2015 г. мировой дисбаланс будет полностью устранен, например, в результате того, что в США резко увеличатся сбережения (и, соответственно, американские граждане и предприятия будут потреблять значительно меньше импортных товаров), а в Китае, напротив, уровень сбережений снизится, китайские граждане и предприятия будут потреблять больше товаров (как китайского производства, так и импортных). Восстановление баланса скажется на реальном эффективном курсе валют, т. е. на изменении цен в каждой стране по сравнению с изменением цен в странах, являющихся ее основными торговыми партнерами. В США реальный эффективный курс доллара упадет на 5,5%, т.е. внутренние цены на товары американского производства заметно снизятся по сравнению с внутренними ценами в других странах. В то же время в Китае реальный эффективный курс юаня вырастет на 7%, т.е. цены на товары китайского производства возрастут.
В нефтедобывающих странах (в том числе России) реальный эффективный курс валют вырастет на 4%, т.е. товары в этих странах подорожают относительно товаров в других странах. В азиатских беднейших развивающихся странах произойдет снижение реального эффективного курса на 2%, т.е. товары здесь подешевеют. Объясняется это следующими соображениями. Так как ведущим производителем промышленных товаров в мире является Китай, то из-за снижения китайского экспорта мировые цены на текстиль и одежду в случае сбалансирования мировых финансов вырастут на 1,5%, цены на продукцию тяжелого машиностроения вырастут на 1%, на товары легкого машиностроения - на 0,5%. «Несколько удивительно, но цены на товары добывающей промышленности также вырастут относительно цен на другие товары. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, в случае ликвидации глобального дисбаланса во всем мире произойдет рост экспорта, в том числе экспорта обрабатывающих отраслей, несмотря на сокращение экспорта промышленных товаров из Китая. А так как обрабатывающая промышленность в целом потребляет больше продукции добывающей промышленности, чем, скажем, сфера услуг, то мировой спрос на эту продукцию возрастет. Во-вторых, так как вырастет экспорт из США, в мире произойдет сдвиг от экспорта продукции легкого машиностроения к экспорту продукции тяжелого
машиностроения, которое потребляет больше минеральных ресурсов. Что касается предложения этих ресурсов, то их экспорт из Китая и нефтедобывающих стран сократится, так как весь экспорт из этих стран уменьшится в связи с повышением реального эффективного курса их валют» (с. 16). Как раз из-за сочетания подорожания промышленных товаров и сырья в азиатских странах ухудшатся условия внешней торговли, снизится внутреннее потребление, сократятся инвестиции, следовательно, внутренние цены упадут.
Если брать беднейшие развивающиеся страны в целом, то для них в случае ликвидации мирового платежного дисбаланса торговый баланс улучшится из-за роста экспорта и снижения импорта. Рост экспорта для этих стран произойдет за счет поставок товаров на все рынки, кроме американского, так как США вообще значительно сократят импорт. Если же брать отдельно азиатские беднейшие страны, то для них, наоборот, американский рынок станет более доступен, так как в настоящее время их на этом рынке вытесняет Китай, а его экспорт в случае ликвидации дисбаланса сократится в наибольшей степени. Кроме того, из-за роста китайского импорта возрастет экспорт азиатских беднейших стран на китайский рынок, учитывая географическую близость этих стран к Китаю.
Глобальное изменение цен в случае ликвидации мирового дисбаланса будет иметь неоднозначное влияние на условия торговли беднейших развивающихся стран. Беднейшие страны Африки и Центральной Азии в целом выиграют, так как они делают ставку на экспорт минеральных ресурсов, которые подорожают. Что касается беднейших стран Азии и Латинской Америки, то они в целом проиграют, потому что рост цен на экспортируемые ими промышленные товары не в полной мере компенсирует рост цен на импортируемое ими минеральное сырье. Что касается индустриальных стран и наиболее динамично растущих развивающихся стран, то для них изменение условий торговли будет гораздо более заметным, чем для беднейших стран. Неудивительно, что в наибольшей степени условия торговли улучшатся для Китая и ухудшатся для США. Первый выиграет в ценовом отношении от сокращения собственного экспорта, а вторые проиграют от роста собственного экспорта. Такие парадоксальные выводы проистекают из того обстоятельства, что обе страны очень крупные, экспорт у них очень
значительный, а чем больше их экспорт, тем ниже мировые цены на вывозимые ими товары.
«Таким образом можно заключить, что, хотя беднейшие развивающиеся страны сыграли крайне незначительную роль в возникновении глобального платежного дисбаланса, однако восстановление этого баланса будет иметь очень значительное влияние на их экономику. Это влияние можно будет почувствовать и в изменении обменных курсов, и в изменении цен на экспортируемые и импортируемые ими товары. В целом беднейшие страны в случае ликвидации глобального дисбаланса должны выиграть. Сокращение спроса на товары из этих стран со стороны США и стран Евро-зоны будет более чем компенсировано ростом спроса со стороны других стран. Ключевую роль здесь сыграет Китай - и с точки зрения роста его импорта, и с точки зрения сокращения его экспорта. Он в определенном смысле освободит место на мировом рынке для беднейших стран, особенно в том, что касается экспорта промышленных товаров» (с. 26).
С. В. Минаев
ИСТОРИЯ
2012.02.006. «В РОССИИ НАДО ЖИТЬ ДОЛГО...»: Памяти К.А. Антоновой, (1910-2007) / Сост. и отв. ред. Л.Б. Алаев, Т.Н. Загородникова; Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2010. - 470 с.
Издание включает: Алаев Л.Б., Загородникова Т.Н. Вступление (с. 3-10); раздел «О себе» (воспоминания К.А. Антоновой, с. 13-157, ее стихи, список работ, с. 177-188); раздел «О ней», с. 189-306 (воспоминания и статьи И.Ю. Перской, И.М. Смилян-ской, Т.В. Просунцовой, А.А. Бычковой, prof. Surendra Gopal, Л.Б. Алаева, Т.Н. Загородниковой, М.Н. Егоровой, П.М. Шаститко, В.М. Алпатова); раздел «Статьи по истории Индии, британской колониальной политике и российско-индийским отношениям», с. 307-468 (Е Ю. Ванина, К.А. Фурсов, М.А. Озимов, К.Д. Никольская, С.Е. Сидорова, М.С. Каландарова).
«Это была представительница той когорты ученых, которая основала современную отечественную индологию» (с. 3), - пишут о Коке Александровне Антоновой составители книги. Происходила