Научная статья на тему '2012. 01. 025. Колонтари А. Венгерско-советские отношения: 1920-1941. Kolontári A. Hungarian-Soviet relations: 1920-1941. - boulder (col. ): social Science monogr. ; Highland lakes (N. J. ): Atlant. Research A. Publ. , 2010. - 566 p'

2012. 01. 025. Колонтари А. Венгерско-советские отношения: 1920-1941. Kolontári A. Hungarian-Soviet relations: 1920-1941. - boulder (col. ): social Science monogr. ; Highland lakes (N. J. ): Atlant. Research A. Publ. , 2010. - 566 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
108
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНГЕРСКО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / 1920-1941 ГГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бабенко О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 01. 025. Колонтари А. Венгерско-советские отношения: 1920-1941. Kolontári A. Hungarian-Soviet relations: 1920-1941. - boulder (col. ): social Science monogr. ; Highland lakes (N. J. ): Atlant. Research A. Publ. , 2010. - 566 p»

2012.01.025. КОЛОНТАРИ А. ВЕНГЕРСКО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: 1920-1941.

KOLONTÂRI A. Hungarian-Soviet relations: 1920-1941. - Boulder (Col.): Social science monogr.; Highland Lakes (N.J.): Atlant. research a. publ., 2010. - 566 p.

Ключевые слова: венгерско-советские отношения, 1920-1941 гг.

Монография венгерского историка, канд. наук А. Колонтари (университет г. Капошвара) посвящена венгерско-советским отношениям межвоенного периода, которые автор прослеживает до нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 г. Книга написана на основании неопубликованных материалов из архивов Венгрии (Национальный архив, Архив военной истории, Архив Института политической истории) и России (Архив внешней политики Российской Федерации, Российский государственный архив социально-политической истории, Государственный архив Российской Федерации), опубликованных дипломатических документов, мемуарной литературы, периодики, обширной историографии. А. Колонтари отмечает, что венгерско-советские отношения не были судьбоносными для Европы, более того, «их качество и содержание часто зависело от отношений одной из указанных стран с третьим государством» (с. 3). В то же время данные отношения представляют определенный интерес для исследователей: так как Будапешт связывал с СССР надежды на пересмотр невыгодного для него Трианонского мирного договора1, а Кремль призван был сыграть основную роль в формировании политической карты Центральной Европы. Именно на межвоенный период приходятся первые попытки советских дипломатов познакомиться с Венгрией и приобрести опыт работы с венгерскими коллегами. Взаимодействие указанных дипломатов и рассматривается в книге А. Колон-тари.

Исследование состоит из предисловия, шести глав и библиографического списка. Первая глава посвящена «вынужденному» венгерско-советскому сотрудничеству по вопросу об обмене воен-

1 Трианонский мирный договор был подписан 4 июня 1920 г. в Большом Трианонском дворце Версаля государствами Антанты, с одной стороны, и побежденной Венгрией - с другой. Венгрия лишилась многих земель бывшей Австро-Венгрии, облагалась реституциями и репарациями. - Прим. реф.

нопленными Первой мировой войны. Даже спустя два года после заключения Брест-Литовского мирного договора (март 1918 г.) сотни венгров находились в лагерях для военнопленных в Сибири и Туркестане. В условиях Гражданской войны в России лагеря переходили от одних политических сил к другим. Поэтому транспортировка заключенных на родину была невозможна. Ситуация усугублялась тем, что венгерское правительство «не имело материальных средств для отправки их домой» (с. 9). Более того, из-за взаимной антипатии советское и венгерское правительства долгое время не могли установить прямые политические контакты. Однако в Венгрии вопрос о военнопленных приобрел важное значение в связи с давлением со стороны родственников заключенных и общественного мнения. Поэтому венгерское правительство в начале 1920 г. предприняло попытку вернуть своих граждан без установления прямых контактов с Кремлем. Посол Венгрии в Дании Г. Барча получил инструкции от венгерского МИДа, в соответствии с которыми попросил главу датского Департамента по делам военнопленных капитана Кремера узнать у советского дипломата М. М. Литвинова о возможности включить вопрос о венгерских заключенных в германо-британско-советские переговоры, проходившие в Копенгагене. Литвинов ответил, что обсуждение этого вопроса может проходить только одновременно с рассмотрением проблемы возврата советских военнопленных из Венгрии (с. 10).

14 мая 1920 г. между венгерской и советской сторонами начались первые переговоры об обмене военнопленными. Вскоре вспыхнула советско-польская война, и в прессе появились сообщения о том, что Венгрия предоставила военную помощь Польше. В связи с этим переговоры были прекращены. И только после заявления Венгрии о нейтралитете в советско-польской войне (29 мая 1920 г.) в Копенгагене был подписан венгерско-советский договор, согласно которому венгерское правительство разрешило русским и украинским военнопленным вернуться на родину и обязалось доставить их до границы за счет венгерского государства. Советское правительство, в свою очередь, взяло на себя обязательство освободить всех военнопленных, происходивших из бывших венгерских территорий, и транспортировать их до границы за свой счет. Правда, выполнение пунктов договора было затруднено в силу ряда обстоятельств, в том числе из-за того, что советская сторона по-

дозревала венгров в сотрудничестве с контрреволюционными силами. На подобные обвинения коммунист М. Ракоши ответил следующее: «Венгерские товарищи не отрицают возможности заключения соглашений с правительствами белых, но они для нас не выгодны и только усиливают позиции Миклоша Хорти1» (с. 12).

Переговоры продолжались в первой половине 1920-х годов, периодически выдвигались новые требования. Военнопленные время от времени группами транспортировались на родину. Советская сторона потребовала также освобождения своих коммунистов, но венгерское правительство «намеревалось освободить их только после возвращения домой военнопленных» (с. 46). Последняя транспортировка советских военнопленных была осуществлена 22 августа 1925 г. на основе Берлинского соглашения 1924 г., по которому в СССР вернулись 550 человек (там же).

В то же время сторонам не удалось учесть всех военнопленных и осуществить обмен в полной мере. На территории СССР оставались венгерские военнопленные, которые не были проинформированы о возможности вернуться домой или не имели необходимых документов. Были и такие, которые не желали возвращаться в Венгрию по семейным или другим обстоятельствам. Выяснить их точное количество было весьма непросто. В подготовленном в 1931 г. документе МИД СССР упоминалось о 6-7 тыс. военнопленных. А по информации этнографа К. Кориса, в 1934 г. на территории СССР проживало около 70 тыс. венгров. Правда, эти данные включали в себя эмигрантов и уголовников, но количество военнопленных все равно было выше, чем по официальным документам (с. 47).

Во второй главе рассматриваются венгерско-советские переговоры по поводу установления дипломатических и торговых связей, проходившие в 1924 г. в Берлине. Предложение о заключении соглашений исходило от советской стороны и впервые было сделано в феврале 1921 г. М.М. Литвиновым венгерскому дипломату, специалисту по Советскому Союзу М. Юнгерту. Последний отказался от дискуссий по этому поводу, но передал предложение Литвинова своим коллегам. Венгры считали, что ждать моментального

1 Миклош Хорти (1868-1957) - диктатор Венгрии в 1920-1944 гг. - был ярым противником социализма (коммунизма). - Прим. реф.

падения большевистского режима не стоит, он будет постепенно эволюционировать, но в ближайшее время Россия все равно вернется в европейскую политику и экономику. Поэтому Будапешту необходимо «установить с ней удобные отношения» (с. 60).

В апреле 1924 г. венгерские представители пытались вмешаться в вопрос о судьбе Трансильвании1, поскольку в то время в Вене проходили советско-румынские переговоры по этому поводу. Но для СССР были важны другие аспекты отношений с Венгрией. В августе - сентябре были подготовлены дипломатическое и торговое соглашения, но советская и венгерская стороны не пришли к общему мнению по ряду вопросов. Они договорились лишь о «секретном характере переговоров» (с. 78).

Занятому в указанных переговорах советскому дипломату Н.Н. Крестинскому казалось, что венгерское правительство принципиально не хочет устанавливать связи с СССР (с. 85). Он подчеркивал желание Будапешта провалить ратификацию подписанных соглашений. За этим последовал смутный период в истории венгерско-советских отношений, продолжавшийся около 10 лет (с. 86).

Третья глава посвящена венгерско-советским отношениям 1925-1934 гг. 14 апреля 1925 г. Н.Н. Крестинский довел до сведения венгерской стороны, что в связи с трудностями ратификации заключенных в сентябре 1924 г. договоров СССР денонсирует их. В то же время благодаря усилиям разведки встал вопрос о возобновлении двусторонних контактов. Эта тема поднималась венгерскими и советскими дипломатами в «третьих странах». Так, дипломат М. Юнгерт регулярно писал доклады о внутренней и внешней политике СССР как посол Венгрии в Хельсинки и Таллине. А за событиями в Венгрии следили советские послы в Австрии Я. Берзин и А. Петровский. Первые переговоры венгерских и советских дипломатов состоялись летом и осенью 1925 г. в связи с провалом ратификации двусторонних соглашений 1924 г. (с. 93).

В конце 1920-х - начале 1930-х годов по различным каналам стала появляться информация о намерении Советского Союза до-

1 Историческая область Трансильвания, находившаяся с XI до конца XVII в. под властью венгерских королей, а затем в монархии Габсбургов, Трианонским мирным договором 1920 г. была закреплена за Румынией, с чем не смогла смириться Венгрия. - Прим. реф.

биться соглашения с Венгрией. Но только в 1934 г. были установлены официальные дипломатические отношения между Венгрией и СССР. Этому способствовало соответствующее решение венгерской дипломатии, к которому она пришла в конце 1933 г. Теперь ее цель заключалась не в «ревизии послевоенных мирных договоров, а в том, чтобы страны Малой Антанты1 "не добрались до Москвы первыми"...» (с. 125).

В четвертой главе повествуется об установлении дипломатических отношений между Венгрией и СССР в 1934 г. Международная ситуация, а именно атмосфера приближающейся войны, а также итальянско-венгерская политика по установлению баланса сил на Балканах и в Восточной Европе внесли коррективы в венгерско-советские отношения. Кроме того, венгры пытались отвлечь внимание Москвы от Малой Антанты. В то же время их усилия были направлены на поддержание добрососедских отношений с Москвой, главным образом, при помощи Турции, с которой у обеих стран были хорошие отношения. Турецкие дипломаты в конце 1920 -начале 1930-х годов предприняли ряд инициатив, «направленных на улучшение отношений между двумя странами» (с. 137). Однако в тот период, когда министром иностранных дел Венгрии был Л. Валко, усилия турок столкнулись с сопротивлением Будапешта. И только в 1934 г. ситуация изменилась в связи с тем, что новый министр иностранных дел К. Каня назначил М. Юнгерта новым венгерским послом в Турции «с целью достичь соглашения с Советским Союзом.» (там же).

Напряженность в венгерско-советских отношениях пыталась создать Италия, заявившая, что Венгрия, установив дипломатические отношения с СССР, лишится всех выгод. Но Каня не разделял этой позиции и выступал за скорейшее налаживание отношений с Москвой. В феврале 1934 г. Венгрия установила официальные дипломатические отношения с СССР. Этому способствовали «позиция Советского Союза относительно пересмотра послевоенных мирных договоров. опасность сближения между Советским Союзом и Малой Антантой, и ожидаемая экономическая выгода от отношений с СССР.» (с. 162). СССР же пошел на установление от-

1 Малая Антанта - военно-политический союз Югославии, Румынии и Чехословакии. - Прим. реф.

ношений с Венгрией, исходя из основных целей своей внешней политики. В данном случае сыграло роль решение Политбюро, принятое в декабре 1933 г., согласно которому, по мнению руководства СССР, «все члены Лиги Наций должны были установить дипломатические отношения с Советским Союзом до его вступления в эту организацию» (с. 163).

В пятой главе рассматриваются венгерско-советские отношения 1934-1939 гг. Соглашение 1934 г. повлекло за собой открытие соответствующих посольств. На поиск подходящих для них зданий у представителей Венгрии и СССР ушло несколько месяцев. Отдельно решался вопрос об отправке в посольства военных атташе. Советским послом в Венгрии стал А. Бекзадян, о котором, однако, негативно отзывалась венгерская пресса. Журналисты называли его «ортодоксальным большевиком времен Ленина, Троцкого и Калинина» (с. 185). Ввиду отрицательного отношения Будапешта, Бек-задян в ноябре 1937 г. покинул Венгрию. На период его работы пришлась активизация внешней политики СССР в Дунайском бассейне. Кроме того, в 1934 г. был подписан общий советско-чехословацкий договор, вызвавший недовольство Венгрии, которая усмотрела в нем желание Советского Союза доминировать в регионе. А в 1938 г. в связи с агрессивной политикой Германии встал вопрос о предоставлении СССР и Францией военной помощи Чехословакии. Однако обе страны из-за взаимных подозрений и других причин не смогли договориться о совместных действиях, а Венгрия, воспользовавшись Мюнхенским сговором, отобрала у ЧСР приграничные районы. Советский Союз при этом придерживался своей обычной тактики «ждать и наблюдать» (с. 273).

В шестой главе анализируются венгерско-советские дипломатические и политические отношения 1939-1941 гг. 24 февраля 1939 г. Венгрия присоединилась к Антикоминтерновскому пакту. Этот шаг привел к переменам в венгерско-советских отношениях. Указывая на то, что «путем присоединения к пакту Венгрия лишилась самостоятельности в области внешней политики, Советский Союз предложил прекратить прямые дипломатические контакты и закрыть миссии в Будапеште и Москве...» (с. 300).

Когда в августе 1939 г. был подписан пакт Молотова-Риббентропа, советская дипломатия «действовала не по теоретическим и идеологическим соображениям, а ее поведение всегда было

2012.01.026-028

продиктовано текущими интересами» (с. 305). Отказавшись от контактов с Венгрией, Москва рассчитывала предупредить другие, более важные для нее государства (балтийские страны, Чехословакию, Польшу и Румынию) о последствиях их возможного присоединения к Антикоминтерновскому пакту. Тем не менее венгерско-советские отношения не были прерваны де-юре, а посол Юнгерт продолжал выполнять обязанности представителя венгерского правительства в СССР. В то же время последний имел возможность доверить судьбу венгерско-советских отношений какой-либо третьей стране.

Летом 1940 г. проходили венгерско-румынские переговоры в связи с вопросом о принадлежности Бессарабии и Буковины. Когда они были прерваны, венгры избрали военный путь решения спора и выдвинули требование к СССР предоставить бомбардировщики и истребители. Москва ответила отказом, поскольку самолеты были необходимы для нужд Красной армии. Подчеркивалось, что у СССР нет территориальных претензий к Бухаресту.

27 июня 1941 г. венгерская сторона заявила об опасности нападения со стороны государств - участников Второй мировой войны, расположенных между Венгрией и СССР. В то время Швеция и Болгария взяли на себя обязательства представлять интересы Венгрии и СССР в других странах, и на этом «межвоенная фаза в истории венгерско-советских отношений подошла к концу» (с. 425).

О.В. Бабенко

2012.01.026-028. ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ КНР И КИТАЙСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ США. (Сводный реферат).

2012.01.026. НИКЕЙ Д. РАЗВИТИЕ ГАРМОНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ТАЙВАНЕМ И МАТЕРИКОВЫМ КИТАЕМ: ОСЛОЖНЕНИЯ ДЛЯ АМЕРИКАНСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ. HICKEY D. Rapprochement between Taiwan and Chinese mainland: Implications for American foreign policy // J. of contemporary China. -Abingdon, 2011. - Vol. 20, N 69. - P. 231-247.

2012.01.027. ВАНГ Т., ЛИ В., Ю Ч. ЭКСПАНСИЯ ТАЙВАНЯ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.