Научная статья на тему '2012. 01. 024. Куджини А. , Микелон Дж. , пилонато С. Измерение эффективности в научных подразделениях: метод составления стратегической карты. Cugini A. , Michelon G. , pilonato S. performance measurement in Academic departments: the strategy map approach // public money & management. - 2011. - Vol. 31, n 4. - p. 271-278. - doi: 10. 1080/09540962. 2011. 586240'

2012. 01. 024. Куджини А. , Микелон Дж. , пилонато С. Измерение эффективности в научных подразделениях: метод составления стратегической карты. Cugini A. , Michelon G. , pilonato S. performance measurement in Academic departments: the strategy map approach // public money & management. - 2011. - Vol. 31, n 4. - p. 271-278. - doi: 10. 1080/09540962. 2011. 586240 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / МЕТОД СОСТАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СБАЛАНСИРОВАННОЙ КАРТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лавров М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 01. 024. Куджини А. , Микелон Дж. , пилонато С. Измерение эффективности в научных подразделениях: метод составления стратегической карты. Cugini A. , Michelon G. , pilonato S. performance measurement in Academic departments: the strategy map approach // public money & management. - 2011. - Vol. 31, n 4. - p. 271-278. - doi: 10. 1080/09540962. 2011. 586240»

и значительная доля как экспатриантов (85%), так и вернувшихся ученых (89%) также указали на то, что их студенты заняты в исследовательских организациях региона. Ключевые способы трансфера знаний - реализация совместных ИР-проектов с местными фирмами и подготовка квалифицированных выпускников. В то же время автор отмечает, что относительно большое число ученых используют эти механизмы спорадично и недостаточно эффективно. Ученые также напрямую вовлечены в процессы коммерциализации научных открытий: продажа патентов, участие в управлении либо в консультативных советах частных компаний, создание собственного бизнеса в выбранном регионе. Важный результат анализа - свидетельство о наличии значительных расхождений в использовании механизмов внутрирегионального трансфера знаний между мобильными и немобильными светилами науки (с. 9).

В заключение автор строит многомерную модель для определения факторов, влияющих на участие мобильных ученых в процессах трансфера знаний в принимающем регионе (описание переменных и результаты представлены в табл. 5-6 на с. 10). Согласно полученным данным, на процессы внутрирегионального трансфера знаний значимый положительный эффект оказывают следующие переменные: наличие у ученых межрегиональных связей с фирмами; прикладной характер исследовательской деятельности и отрасли знания, в которой заняты ученые.

М.Н. Лавров

2012.01.024. КУДЖИНИ А., МИКЕЛОН Дж., ПИЛОНАТО С. ИЗМЕРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ В НАУЧНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ: МЕТОД СОСТАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КАРТЫ. CUGINI A., MICHELON G., PILONATO S. Performance measurement in academic departments: The strategy map approach // Public money & management. - 2011. - Vol. 31, N 4. - P. 271-278. - DOI: 10.1080/09540962.2011.586240.

Ключевые слова: исследовательское университетское подразделение; оценка деятельности университетского подразделения; метод составления стратегической сбалансированной карты показателей деятельности.

Авторы из Университета Падуи (Италия) анализируют возможность применения метода составления стратегической сбалан-

сированной карты показателей деятельности (balanced scorecard strategy map) для оценки эффективности работы научного подразделения в университете. Данная статья основана на исследовании национальной итальянской системы организации академического сектора, предполагающей, что исследовательские подразделения как организационные единицы в рамках университетов обладают собственной структурой, включающей библиотеки, лаборатории, оборудование, а также пользуются финансовой автономией.

Основная цель работы - разработка комплексного метода, позволяющего оценивать и прогнозировать эффективность деятельности исследовательских подразделений, которая характеризуется (эффективность) многомерностью и сложностью определения конкретных показателей. Авторы предлагают рассматривать деятельность университетского подразделения с четырех точек зрения: 1) финансовой, основанной на достижении финансового результата в долгосрочном и краткосрочном периодах; 2) потребителей, что предполагает анализ пользователей создаваемого продукта или услуги; 3) организации внутренних процессов, связанных со спецификой производственных процессов и их результативностью; 4) обучения и роста организации (с. 271). Анализ деятельности подразделения с каждой точки зрения предполагает разработку взаимоувязанных стратегических целей, обеспечивающих общую реализацию его миссии.

Необходимые для построения предлагаемой стратегической карты данные были получены авторами в ходе интервью с руководящим составом подразделения, служившего объектом анализа: три интервью с руководителем, четыре - с его заместителем и пять -с заместителем по финансовым вопросам. Эти интервью позволили определить главную миссию подразделения: проведение научных исследований и информирование широких слоев общества о выполненных подразделением исследованиях.

Эффективное функционирование подразделения реализовы-вается через определенный комплекс целей, показателей, задач и инициатив, которые могут быть отражены при помощи стратегической карты. Специфика академической деятельности подразделения определяет три основных стратегических направления: международное развитие, проведение инновационных исследований, участие в жизни общества - предоставление высоких научных ре-

зультатов. При этом авторы замечают, что, несмотря на высокую степень автономии научных подразделений, формулируемые на данном уровне цели и задачи должны коррелировать с соответствующими целями и задачами общеуниверситетского уровня.

В иерархии различных аспектов проектируемой стратегической карты на первое место авторы ставят аспект, связанный с потребителями получаемых результатов, среди которых - научное сообщество в целом, внешние третьи стороны, финансовые институты, соискатели докторских степеней. Цели и соответствующие показатели измерения, разработанные для анализа данного аспекта деятельности исследовательского подразделения, представлены в таблице 1.

Таблица 1 (с. 274)

Цели и показатели измерения деятельности исследовательского подразделения с точки зрения потребителей

Потребитель Цель Показатель измерения

Научное сообщество 1. Поддержание репутации подразделения как лидера в проведении исследований на национальном и международном уровнях Репутационный индекс, определяемый на основе количества семинаров, конференций, симпозиумов и конгрессов, организованных подразделением Количество зарубежных докладчиков Количество публикаций

Третьи стороны 2. Проведение инновационных исследований, изучение наименее разработанных вопросов Количество финансируемых исследовательских проектов и тенденция за истекший период

3. Предложение исследовательских и консалтинговых проектов для удовлетворения нужд потребителей Обзор уровня удовлетворенности потребителей

Соискатели докторских степеней 4. Предложение международных докторских программ высшего качества Обзор уровня удовлетворенности соискателей докторских степеней

5. Предоставление соискателям докторских степеней возможности обучения за рубежом с ведущими учеными с высоким индексом цитирования Количество студентов, обучающихся определенный период времени за рубежом

Первая цель относится к взаимодействию с «метаклиентом» -национальным и международным сообществом, тогда как вторая цель отражает взаимодействия с иным типом потребителей - центральным правительством и местными органами управления. В отношении третьей цели авторы указывают на то, что потребители могут быть заинтересованы не столько в проведении высококвалифицированного научного исследования, сколько в коммерческой реализации его результатов, что может входить в противоречие с миссией подразделения.

Успешная реализация целей 1 и 3 требует достижения определенных результатов в финансовой области, цели и показатели измерения для которой представлены в таблице 2.

Таблица 2 (с. 275)

Цели и показатели измерения деятельности исследовательского подразделения с финансовой точки зрения

Тип Цель Показатель измерения

Эффективность 6. Снижение издержек, связанных с коммерческой исследовательской деятельностью Процент снижения издержек, связанных с коммерческими проектами, по отношению к предыдущему периоду, с учетом объемов деятельности

Финансирование 7. Увеличение финансирования от центрального правительства Уровень роста финансирования со стороны центрального правительства

8. Увеличение финансирования от иных государственных и частных организаций Уровень роста финансирования со стороны иных организаций

Доход от договоров 9. Увеличение доходов от заключенных договоров Уровень роста доходов по договорам

Анализ деятельности подразделения с финансовой точки зрения подразумевает формирование стратегий повышения производительности и роста притока денежных средств.

Цели организации и показатели измерения для регулирования внутренних процессов представлены в таблице 3.

Таблица 3 (с. 275)

Цели и показатели измерения деятельности исследовательского подразделения с точки зрения внутренних процессов

Процесс Цель Показатель измерения

Исследования 10. Увеличение научной продукции Количество публикаций Количество организованных семинаров, конференций, симпозиумов и конгрессов

11. Повышение эффективности ИР Уровень роста количества публикаций

12. Гарантирование адекватного уровня поддержки Объем финансирования на одного ученого

Докторские программы 13. Повышениее эффективности образовательных методов Доля профессоров, признанных на международном уровне

Анализ внутренних бизнес-процессов подразделяется на два основных направления: анализ исследовательских процессов и анализ эффективности докторских программ. Реализация целей 10, 11 и 12 служит основой успешного достижения необходимых результатов по цели 1. Цель 13 определяет качество реализации целей 4 и 5.

Цели, связанные с обучением и ростом организации служат источником достижения лучших результатов по уже описанным целям стратегической сбалансированной карты показателей деятельности. В обобщенном виде данные цели и показатели измерения представлены в таблице 4.

Таблица 4 (с. 276)

Цели и показатели измерения деятельности исследовательского подразделения с точки зрения обучения и роста организации

Тип Цель Показатель измерения

1 2 3

Человеческий капитал 14. Удовлетворенность научного и управленческого персонала Обзор уровня удовлетворенности научного персонала Рост зарплат от деятельности по коммерческим исследованиям Обзор уровня удовлетворенности управленческого персонала

15. Лояльность управленческого персонала

1 2 3

16. Производительность научных сотрудников Количество опубликованных монографий Количество статей, опубликованных в международных журналах

17. Компетентность управленческого персонала Доля административного персонала, участвовавшего во внутренних и внешних курсах повышения квалификации

Информационный капитал 18. Отличная ИТ-поддержка Уровень ИТ-удовлетворенности административного и управленческого персонала

Организационный капитал 19. Коммуникативная стратегия для всего персонала и внедрение культуры исполнения Обзор реализации миссии подразделения, стратегии и целей

20. Развитие руководящих навыков и чувства ответственности Структура ответственности в подразделении

21. Связь уровня зарплат с оценкой результативности и установление персональных целей Награды и карьерное продвижение в подразделении

22. Совершенствование качества организационной культуры и поддержка командной работы Обзор взаимоотношений между коллегами, эффективность командной работы и пр.

Построение стратегической сбалансированной карты показателей деятельности позволяет создать модель оценки результативности исследовательского подразделения университета, которая может служить удобным инструментом определения стратегии его развития. В рамках данной карты определяются ключевые цели и задачи, критерии достижимости и оценки, основные направления деятельности, а также причинно-следственные взаимосвязи между ними. Использование подобного инструментария позволяет лучше позиционировать подразделение по отношению к внешней среде, привести стратегическое развитие подразделения в соответствие с ожиданиями его основных потребителей, а также способствует росту понимания среди персонала важности управления производительностью с помощью измерения и оценки деятельности. Авторы рекомендуют метод составления стратегической сбалансированной карты показателей деятельности к широкому использованию.

М.Н. Лавров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.