Научная статья на тему '2012. 01. 018. Росиелло А. , Авнимелех Дж. , тобаль М. К построению системной и эволюционной парадигмы политики стимулирования венчурного финансирования. Rosiello A. , Avnimelech G. , Teubal M. towards a systemic and evolutionary framework for venture capital policy // Journal of evolutionary Economics. - 2011. - Vol. 21. - n 1. - p. 157-189. - doi:10. 1007/s00191-010-0189-X'

2012. 01. 018. Росиелло А. , Авнимелех Дж. , тобаль М. К построению системной и эволюционной парадигмы политики стимулирования венчурного финансирования. Rosiello A. , Avnimelech G. , Teubal M. towards a systemic and evolutionary framework for venture capital policy // Journal of evolutionary Economics. - 2011. - Vol. 21. - n 1. - p. 157-189. - doi:10. 1007/s00191-010-0189-X Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 01. 018. Росиелло А. , Авнимелех Дж. , тобаль М. К построению системной и эволюционной парадигмы политики стимулирования венчурного финансирования. Rosiello A. , Avnimelech G. , Teubal M. towards a systemic and evolutionary framework for venture capital policy // Journal of evolutionary Economics. - 2011. - Vol. 21. - n 1. - p. 157-189. - doi:10. 1007/s00191-010-0189-X»

рующую таблицу 2^2: ячейка с низкими скоростью и ускорением представляет концепции, используемые относительно небольшим количеством авторов; ячейка с высокой скоростью и низким ускорением - источники зарождающихся концепций; ячейка с высоким ускорением, но низкой скоростью - стабильные ключевые концепции научного направления; ячейка с высокими обоими параметрами - наиболее значительные источники роста научного направления.

Результаты оценки модели позволили авторам прийти к выводу о том, что технологический и инженерный менеджмент становятся прикладными. Интенсивнее всего растет интерес к бизнесу, фирмам и отраслям. На подъеме находится такое исследовательское направление, как проектный менеджмент. Предложенная авторами модель нацелена на быстрое сканирование или мониторинг содержания заданной области знаний. Она позволяет эффективно работать с данными, имеющими распределение Пуассона, выявлять новые и появляющиеся концепции в базе научной литературы.

В заключение авторы подчеркивают необходимость более детального исследования обоснованности использования в качестве основы моделей ключевых слов и фраз, определяемых авторами публикаций, а также синтеза семантических и временных динамических моделей с целью исследования и прогнозирования инноваций в различных областях знания.

С.М. Пястолов

2012.01.018. РОСИЕЛЛО А., АВНИМЕЛЕХ Дж., ТОБАЛЬ М. К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМНОЙ И ЭВОЛЮЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ ПОЛИТИКИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ.

ROSIELLO A., AVNIMELECH G., TEUBAL M. Towards a systemic and evolutionary framework for venture capital policy // Journal of evolutionary economics. - 2011. - Vol. 21. - N 1. - P. 157-189. -D0I:10.1007/s00191-010-0189-x

Ключевые слова: инновационные системы; венчурный капитал; предпринимательство в сфере высоких технологий; экономическая политика.

Актуальность предложенной авторами темы обусловлена различными результатами политики стимулирования венчурного

финансирования, обнаруженными в межстрановых сравнениях по итогам первой половины 2000-х годов. По общему мнению, эти результаты оказались ниже ожидавшихся. Авторы предполагают, что данный «провал» мог быть связан с довольно «статичным» подходом в политике венчурного капитала (ВК), преобладанием монетарных стимулов и ориентацией на предложение, недостатком внимания к развитию соответствующих возможностей на уровне фирм и отраслей. Рассматривались меры экономической политики в Шотландии, Израиле, Великобритании и Германии, отмечены ключевые различия в подходах и результатах.

Так, в докладах ОЭСР, посвященных проблемам ВК и ВК-политики, предполагалось, что основной целью государственной политики было перекрытие «провалов финансирования». При этом выделялись три направления политики стимулирования венчурного финансирования: прямой трансферт общественных ресурсов предприятиям, обеспечение стимулов для венчурного инвестирования и расширение правовых возможностей инвестирования. В число мер по стимулированию предложения с учетом венчурного инвестирования входят поддержка частных венчурных инвестиций, устранение барьеров на пути предпринимательства, развитие рынков капитала второго уровня, прямые инвестиции в стартап-компании (СА), программы страхования инвестиций.

Несмотря на то что Великобритания лидирует в исполнении таких рекомендаций, частные инвестиции в этой стране смещены в сторону «возможностей последнего этапа» (т.е. к менее рискованным вложениям). 59% всех инвестиций в 2006 г. были совершены менеджерами, выкупавшими акции своих компаний (management buyouts - MBO). В этом нет ничего удивительного, поскольку меры, подобные «доверительной схеме венчурного финансирования» (VC Trust Scheme), направляют основной поток инвестиций (почти 80% за последние 13 лет) в направлении устоявшихся компаний или МВО, что имеет незначительное или даже негативное влияние на производительность, занятость и рентабельность. Можно заметить, что VC Trust Scheme подразумевает налоговые послабления: исключение из налоговой базы дивидендов по простым акциям венчурных предприятий; снижение налоговой ставки на 30% на доходы, направленные на покупку акций, выпущенных в текущем

финансовом году (40%, если акции были выпущены в предыдущие годы).

Еще одна инициатива - Региональные венчурные фонды (Regional VC Funds - RVCF) - подвергалась критике за свой ограниченный эффект в стимулировании появления региональных рынков ВК, за излишний акцент на перекрытии региональных «разрывов предложения» и за неадекватное рассмотрение «динамического процесса обучения, в котором процессы формирования спроса и предложения обусловлены своей укорененностью в социальных сетях и индивидуальных особенностях восприятия» (с. 169). Кроме того, коммерческая ориентация фондов не оставляла возможностей для экспериментирования и создания потенциала развития, в том числе предпринимательских способностей.

В Германии венчурный рынок начал создаваться с середины 1970-х годов. В этом вопросе страна опиралась на инфраструктуру, в которой доминировали крупные банки. Однако в такой системе, центром которой являются банки, отсутствует фондовый рынок, а консервативный подход, недостаток социальных и финансовых стимулов, более суровое наказание за возможные неудачи в меньшей степени способствуют предпринимательской активности, чем система с развитыми вторичными институтами рынка капиталов (с. 169).

Политику, основанную на спецификациях ex-ante для фискальных, монетарных и промышленных условий, авторы критикуют с позиций эволюционной теории. Они считают, что 1) большее внимание должно уделяться спросу и прежде всего созданию сравнительно большого сегмента инвестиционных возможностей; 2) динамика появления рынков ВК, особенно в случаях высокотехнологичных кластеров, может варьировать; 3) необходим более широкий анализ институциональных и организационных факторов поддержки предпринимательства, создания возможностей для стартапов и ВК (с. 170).

Опыт создания рынков ВК в США дает примеры весьма эффективных контрактных структур, охватывающих весь цикл ВК: от начальных инвестиций в венчурные фонды, инвестиций фондов в портфели компаний до финансовых результатов и последующих реинвестиций. Часть публикаций, анализируемых в статье, отражает мнение о том, что создание рынков ВК - это сложная координа-

ционная проблема, включающая задачи обеспечения финансовой поддержки предпринимателей, деятельности соответствующих финансовых институтов и т.п. Успехи венчурных проектов привлекут новых предпринимателей. Другие авторы считают, что венчурные рынки реагируют на «стимулы», но могут и не откликнуться на попытки общества увеличить потоки ВК посредством прямых инвестиций. Они предполагают, что венчурный рынок уже существует, а возможные стимулы связаны с коррекцией налогов на капитальные доходы и со снижением барьеров для предпринимателей.

Обобщая, авторы характеризуют традиционный подход тем, что он имплицитно центральной проблемой создания рынка ВК делает преодоление провалов рынка в финансировании СА. Желаемый результат политики - достижение рыночного равновесия без принятия во внимание конфигурации, размеров, динамики создания этих рынков и более широких целей инновационной политики. Кроме того, предполагается, что фискальное обеспечение exante и соответствующие институциональные изменения приблизят это равновесие, а любая экономическая система независимо от ее промышленной структуры и уровня развития будет реагировать позитивно на установление новых форм посредничества и / или на снижение барьеров на пути предпринимательства.

В статье отмечены и другие слабости такого подхода. Это, в частности, недостаток эксплицитного анализа предпринимательских способностей и обусловленный этим другой недостаток -почти полное отсутствие динамического анализа процессов преодоления провалов рынка ВК и обеспечения соответствующего роста. Это может быть объяснено размытостью самого понятия «рынок» в работах традиционного толка. Другим слабым местом традиционного подхода является убеждение в том, что рост предложения ВК обязательно стимулирует рост спроса. Отсюда следует, что политики должны направлять свои усилия на создание финансовых стимулов, на разрешение контрактных проблем, на институциональные изменения с целью обеспечения появления и эффективного функционирования рынков ВК. Однако опыт Великобритании, в частности Шотландии, в области наук о жизни, опыт ИТ-кластеров в Израиле показывают, что сначала должны быть созданы предпринимательский и технологический потенциалы, и, таким образом, критическим фактором становится проблема вре-

мени протекания такого процесса. Эти два случая рассматриваются в статье в качестве примеров политики стимулирования ВК и инноваций, отличающейся от традиционного подхода.

Эволюционный процесс в Израиле состоял из трех этапов: создание базовых условий (1969-1984); предподготовка (1985— 1992); становление (1993—2000). На первом этапе были созданы три новых университета и сеть исследовательских институтов, поддерживаемых общественными фондами, которые привлекли квалифицированных инженеров и ученых. Инновационная политика обеспечивалась грантами Отдела главного исследователя Министерства промышленности и торговли Израиля (Office of the Chief Scientist — OCS), а также программой поддержки совместных коммерческих инноваций среди израильских и североамериканских фирм (Binational Industrial R&D program — BIRD). Финансовые стимулы обеспечивались и присутствием в стране таких крупных мультина-циональных корпораций, как «Intel», «Motorola», IBM, DEC и др. Результат был заметным, особенно в области коммуникаций / электроники: были созданы компании, которые послужили основой сформировавшейся позже инновационной системы Израиля.

На втором этапе был осуществлен ряд мер макроэкономической политики: успешная программа стабилизации цен 1985 г., либерализация рынков капитала, внешней торговли, валютного рынка. Этот этап совпал по времени с такими глобальными изменениями, как межстрановые движения капитала, возможности иностранных СА выйти в NASDAQ, либерализация коммуникационных рынков в США, Великобритании, Японии, интернационализация американских инвестиционных банков. В реальной экономике наблюдается заметная реструктуризация военной промышленности (поддержанная грантами OCS на развитие ИР). Этот этап также характеризуется усилением процессов обучения и экспериментирования в сфере предпринимательства и венчурного финансирования. Так, проявили себя организации Ограниченного партнерства (Limited Partnership — LP), часть из которых была отобрана для участия в программе «Yozma» в 1993 г. В итоге неформальная активность в сфере ВК усилилась: уже 300 СА были отмечены в 1992 г.; появились первые фонды ВК; созданы такие компании, как «Lannet», «M-System», успешно вышедшие в NASDAQ. Частные лица и организации, такие как «Advent Private Equity», устремились в Израиль в поисках но-

вых инвестиционных возможностей в сфере высоких технологий. Были осуществлены новые правительственные программы поддержки ВК: «Inbal» (1991), которая оказалась неудачной, «Magnet» (1992) и «Technology incubation program» (1992).

Третий этап (1993-2000) начался с появлением успешной программы «Yozma», что дало начало кумулятивному процессу с обратной связью, в котором вхождение новых фондов и организаций ВК сопровождалось коэволюцией СА-ВК, проявлением репу-тационных, кластерных эффектов в сфере локальных производств и посреднических услуг. Это, в свою очередь, привлекло в Израиль крупные мультинациональные компании и инвестиционные банки. В итоге численность СА увеличилась от 300 до 3 тыс.; венчурных фондов - от 3 до более 100 (общий капитал в управлении составил приблизительно 10 трлн. долл. к концу декады); общее число IPO (Initial Public Offering) в NASDAQ - 130. Заметно возросло число слияний и поглощений СА и мультинациональных компаний (40 соглашений в 1996-2000 гг.). Экспорт программных продуктов и вычислительной техники достиг уровня 13 трлн. долл. Авторы также отмечают влияние благоприятных внешних факторов на данных этапах: окончание первой войны в Заливе, инициация мирного процесса в Осло, что повлекло ослабление международной изоляции Израиля, приток квалифицированных ученых и инженеров в результате распада Советского Союза.

В отличие от израильского случая, создание рынка ВК и кластера наук о жизни в Шотландии еще не завершено, следовательно, экономическая политика может быть охарактеризована как относящаяся к этапу формирования предпосылок появления структур венчурного финансирования. Предварительный анализ показывает, что в отличие от Израиля венчурные структуры не группируются вокруг локальных LP, однако заметны группы компаний бизнес-ангелов. Их участие отмечено в 539 инвестиционных проектах в 2004 г. с общим капиталом более 600 млн. ф.ст. В то же время Шотландские коинвестиционные фонды (Scottish Enterprise - SCE) участвовали в 44% всех трансакций ВК. Данные факты предполагают иное объяснение - иную эволюционную модель. В плане первоочередных мер экономической политики эта модель выделяет следующие элементы: 1) определение новых форм взаимодействий участников венчурных процессов, направленных на устранение

«провалов рынка» в местных условиях; 2) поддержка инвестиционного предпринимательства с целью развития критической массы СА; 3) эффективные координация и партнерство между различными компонентами инновационной системы; 4) установление связей с внешними игроками.

Методологическая идея авторов статьи заключается в новой концепции рынка, которая призвана заменить концепцию финансового посредника. В этом случае это уже не «старый агент предложения» в традиционной банковской системе, а новая форма, позволяющая агентам спроса и предложения взаимно адаптироваться друг к другу в условиях гибкой институциональной системы. К этому следует добавить новое определение товара, который торгуется на рынке ВК: это финансирование собственности (неконтрактное), услуги в составе добавленной стоимости, предлагаемые стартапам в сферах менеджмента, стратегического планирования, обучения, сетевой организации и репутации. Наличие таких форм является качественным предварительным условием появления рынка ВК.

Появление нового кластера в сфере высоких технологий - результат кумулятивного процесса, который не может быть обеспечен традиционными попытками преодоления «провалов рынка» финансирования СА и стимулированием потоков ВК, это не идентично созданию нового рынка ВК. Запуск и поддержание такого процесса требует учета многих факторов, в том числе множества подпроцессов, запускаемых одновременно с основным, учета эффектов вытеснения, меняющихся эффектов экономии на масштабах и т.д. Тем не менее эволюционный подход к проблеме обеспечения стимулов для венчурного инвестирования открывает вдохновляющие перспективы.

С.М. Пястолов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.