Научная статья на тему '2011. 04. 013. 2011. 04. ХХ век. Писатель и война: архивные материалы отдела рукописей ИМЛИ РАН / сост. Кутейникова А. А. , ред. Чагин А. И. - М. : ИМЛИ РАН, 2010. - 544 с'

2011. 04. 013. 2011. 04. ХХ век. Писатель и война: архивные материалы отдела рукописей ИМЛИ РАН / сост. Кутейникова А. А. , ред. Чагин А. И. - М. : ИМЛИ РАН, 2010. - 544 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
116
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ТЕМА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ревякина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 04. 013. 2011. 04. ХХ век. Писатель и война: архивные материалы отдела рукописей ИМЛИ РАН / сост. Кутейникова А. А. , ред. Чагин А. И. - М. : ИМЛИ РАН, 2010. - 544 с»

Роман «Бесы», по определению Ильина, представляет «безошибочное, страшное пророчество», а его герой Николай Ставро-гин показан как наследник байронизма: красивый физически, сильный психически, но чувственно и духовно мертвый. Заслугу Достоевского Ильин видел в том, что писатель показал наступление нигилизма, Ставрогин в этом смысле утратил идею Бога. Без веры и без любви даже самый лучший человек, самый сильный превращается в обреченное «чудовище бессмысленности».

Анализируя роман «Идиот», философ особое внимание уделил князю Мышкину, главной потребностью которого является созерцание Божественного в человеке. Достоевский для Ильина - это глашатай и пророк христианско-православного русского духа.

Три лекции Ильина посвящены Л. Толстому: «Лев Толстой как истолкователь русской души ("Война и мир")» (1942), «Мировоззрение Льва Толстого» (1942), «Лев Толстой художник и человек» (1944). В своих произведениях первой половины жизни Толстой, по словам Ильина, выступает экстравертным наблюдателем экстравертного человека, зорким аналитиком будней. В отличие от Достоевского, духовно-душевного созерцателя внутреннего, Толстой - художник другого типа, чувственный наблюдатель внешнего. Именно поэтому ему удаются характеры простые, цельные, без изъянов и комплексов, живущие естественной, обыденной человеческой жизнью без надломов и претензий. К их числу Ильин относит Николая Ростова, капитана Тушина, капитана Тимохина, обоих Курагиных и Платона Каратаева. Литературный герой Толстого -это не герой, а «маленький человек».

Т.М. Миллионщикова

2011.04.013. ХХ ВЕК. ПИСАТЕЛЬ И ВОЙНА: АРХИВНЫЕ МА- Удалено: 2011.04.

ТЕРИАЛЫ ОТДЕЛА РУКОПИСЕЙ ИМЛИ РАН / Сост. Кутейни-кова А.А., ред. Чагин А.И. - М.: ИМЛИ РАН, 2010. - 544 с.1

Две части названия книги - «ХХ век» и «Писатель и война» -выделяют масштабность замысла: объединить разнородные архивные материалы, содержащие «весьма ценную и по большей части

1 Работа выполнена и издана при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), Исследовательский проект № 08-04-00137а, Издательский проект № 09-04-16033^.

неизвестную информацию о мировых, гражданских, межрегиональных и иных войнах и военных конфликтах ХХ столетия», -пишет в предисловии составитель книги А.А. Кутейникова (с. 3). Несомненна значимость даже очень удаленных по времени публикуемых документов, которые изучались и отбирались в Отделе рукописей ИМЛИ РАН на протяжении многих лет. «Неоплаченный долг перед прошлым» обязывает ученых-архивистов «внести свою лепту в формирование в нашей гуманитарной науке объективного взгляда на непростые и не до конца осмысленные крутые повороты истории века минувшего» (с. 3). Трагические события пережитых Россией Гражданской и Великой Отечественной войн остаются не во всем проясненными, хотя о них написаны историками и писателями тысячи страниц. Публикуемые архивные материалы Отдела рукописей ИМЛИ РАН, свободные от жестокой цензуры прошлого, помогут найти ответы на многие вопросы отечественной истории.

Сборник составлен по хронологическому и жанровому принципам: открывает книгу раздел, посвященный Первой мировой и Гражданской войнам, а последующие объединены тематикой Великой Отечественной войны.

Первый раздел - «Дневниковые записи, документы, письма» -самый объемный в книге. Здесь публикуются дневники и черновые записные книжки (тексты подчас разбирались с трудом), переписка писателей, выступления, исторические материалы - А.Н. Толстого, Д.В. Фибиха, А.С. Серафимовича, Д.А. Фурманова, А.А. Бека, В.В. Иванова. Разнообразны по составу представленные в книге материалы из архива А.Н. Толстого (1883-1945): посвященные поездкам в Англию (которая была союзницей России в войне с Германией) военные дневники 1916 г., содержащие оценку писателем планов и действий военного руководства Великобритании; наброски и черновые рукописи романа «Хождение по мукам» 1919 и 1920 гг.; записи об Испании 1937 г., сделанные во время проведения в этой стране Конгресса в защиту культуры; письма военных лет от читателей произведений А.Н. Толстого, присланные газетой «Красная звезда» (например, с взволнованными откликами на рассказ «Русский характер»). Все эти материалы позволяют судить о том, как значителен был жизненный фундамент исторических и военных тем в творчестве А.Н. Толстого. Каждую часть публикации сопровождают примечания, которые объясняют детали био-

графии писателя в историко-литературном контексте своего времени (подготовка текстов и примечаний - О.В. Быстровой).

Новые архивные материалы публикуются о Д.В. Фибихе (1899-1975), который начал свой путь в литературе очерками и рассказами о Первой мировой войне. В канун Великой Отечественной вышел сборник воспоминаний участников Гражданской войны «Перекоп» (1941), собранных журналистом. В 1943 г. на него, успешного военного корреспондента, несправедливо обрушились репрессии, и это на десятки лет вытеснило его имя из литературы.

Дневники Д.В. Фибиха-юноши (1915-1916), еще несовершенные в художественном отношении, интересны достоверными реальными свидетельствами. Они воссоздают будни офицерской школы авиации под Севастополем, когда еще только создавалась новая боевая «единица» - летная военно-морская база русской армии на Черном море. Тексты дневников и примечания к ним подготовлены А. А. Кутейниковой. О становлении писателя, о его честной, достойной позиции в годы войны позволяет судить переписка Д.В. Фибиха 1942-1944 гг. (тексты писем и примечания подготовлены А.А. Кутейниковой, И.А. Ревякиной).

Материалы о С. А. Серафимовиче (1863-1949) включают несколько малоизвестных писем 1915-1916 гг. и неопубликованное публицистическое выступление перед трудящимися города Серафимович после его освобождения от фашистской оккупации. Оно состоялось 24 октября 1943 г. Обе публикации достоверны в отражении нравственных переживаний людей военных лихолетий. События Первой мировой резко поляризовали человеческие отношения (например, в литературных кругах - И.А. Бунина и Серафимовича), а трагические события 1941-1945 гг. заставляли забыть о мелком, преходящем, мобилизуя людей во имя общей победы и возрождения (примечания подготовлены А.А. Кутейниковой, И.А. Ревякиной).

Из очень объемного (более 2400 документов) личного фонда Д.А. Фурманова (1891-19261) выделены, во-первых, материалы собственно творческого архива, т.е. рукописи художественных замыслов, и, во-вторых, документы военной деятельности писателя в 20-е годы: «Из доклада Реввоенсовету Туркфронта» (май 1920 г.): Материалы по десантной операции на Кубани военно-экспедиционного отряда под командованием Е.И. Ковтюха и Д.А. Фурма-

нова (август 1920 г.) и др. По поводу последнего документа в комментариях сказано: «Действия военно-экспедиционного отряда, завершившиеся разгромом врангелевцев, расписаны в боевых донесениях Фурманова буквально по часам. Впервые введенные в научный оборот документы... открывают новую страницу и в биографии писателя, и в истории Гражданской войны» (с. 141). Два небольших эскиза («Кавалерийская атака» и «Атака») из творческих рукописей, остававшиеся неопубликованными, зеркально отражают особенности художественной манеры писателя: «. романтика высокого нравственного порыва, готовность к героическому самоотвержению естественно сопрягаются в его произведениях с выписанными до мельчайших деталей жестокими реалиями будней Гражданской войны» (с. 140), - подчеркивает в примечаниях А.А. Кутейникова.

Уникальные фронтовые записные книжки А.А. Бека (19031972), полуистершиеся от времени, карандашные строки которых возникали в полевых условиях 1942-1943 гг., были переданы в ОР ИМЛИ в 2001 г. дочерью писателя Т.А. Бек, что сделало возможным их публикацию. Записные книжки во многом связаны с «повестью-хроникой» «Волоколамское шоссе», начатой А. Беком в феврале 1942 г. (и растянувшейся более чем на 20 лет). Повесть отразила начальный этап Великой Отечественной, героические усилия защитников Москвы, подлинных участников событий, которые воочию наблюдал писатель, осмелившийся одним из первых на жестокую «окопную правду». В записных книжках появились самые черновые, эскизные наброски портретов К.К. Рокоссовского, И. В Панфилова, комбата Б. Момыш-Улы. В ранних набросках «с натуры» можно увидеть истоки будущего большого замысла -документально-художественного повествования с его суровым стилем, в котором писатель-патриот чужд каким-либо проявлениям ложного оптимизма и «ура-победных» настроений (с. 166). Публикацию сопровождают скрупулезные и точные, но не избыточные комментарии, разъясняющие повседневный военный быт и общее течение военных событий. Подготовка текста и примечания -А. А. Кутейниковой.

В разделе «Выступления» публикуются малоизвестные публицистические материалы. Впервые печатается доклад К. Радека (1885-1939), известного деятеля международного коммунистиче-

ского движения, сделанный им в январе 1933 г. в Союзе советских писателей на тему «Европа перед вторым туром империалистической войны» (текст и примечания - О.В. Быстровой). Представляет интерес стенограмма выступления Л.С. Соболева (1898-1971) на Всесоюзном совещании советских писателей по вопросам оборонной литературы в мае-июне 1934 г. (текст и примечания - Л.В. Су-матохиной).

В разделе «Писатели-антифашисты» напечатаны страстные антивоенные призывы и воззвания немецких писателей -И.Р. Бехера (1891-1958) «Ко всем писателям и поэтам» (1931), «Если завтра вспыхнет война...» (1938), а также В. Бределя (19011964) - «Воззвание к двадцатой годовщине объявления войны» (1933), «Фашистские летчики как они есть» (1937). Немецкие писатели-антифашисты последовательно и самоотверженно с риском для жизни выступали против экспансионистских устремлений германского фашизма. Перевод осуществлен Е.К. Тарасовой, Л. Г Григорьевой; примечания - А.А. Кутейниковой. Здесь же опубликована статья Ф. Вольфа (1888-1953) «Фашистская и антифашистская драматургия на Западе» (1934), подготовленная им для выступления на Первом съезде Советских писателей в Москве (перевод и текст - Л.Г. Григорьевой; примечания - О.В. Быстровой). Драматические события в Китае, подвергшемся летом 1937 г. нападению милитаристской Японии, стали основой мемуаров американской журналистки А. Смедли (1894-1950) под названием «Мой военный дневник» (январь 1938 г.). Перевод осуществлен Е.К. Тарасовой, Л.Г. Григорьевой; примечания - А. А. Кутейниковой.

В разделе «Воспоминания» публикуются мемуары К.М. Симонова (1915-1979) «Перелистывая памятные страницы» о военном конфликте с японскими войсками на Халкин-Голе в 1939 г. (текст и примечания - А. А. Кутейниковой), а также воспоминания «Мое военное детство» Ф.Ф. Кузнецова (род. 1931). В зрелые годы Ф. Кузнецов - известный литературный критик, секретарь правления Союза писателей СССР, руководитель Московской писательской организации. Его воспоминания о деревенском детстве, прошедшем под Вологдой, «содержат уникальный материал, дающий возможность увидеть, какой была русская деревня в суровые годы войны» (с. 278). В публикацию включен и фронтовой дневник отца Ф.Ф. Кузнецова, ушедшего на войну в 34 года и вернувшегося в

звании майора, а потом преподававшего физику в г. Тотьме. Этот дневник - «краткая, сжатая до телеграфного стиля, история обычной военной жизни обычных людей, иногда становившихся героями, а чаще - геройски погибавших, бесславно и безвестно» (с. 278). Текст и примечания подготовлены О.Ф. Черновой (Кузнецовой).

Раздел «Библиографические сведения писателей-фронтовиков» составляют заполненные в разные годы анкеты писателей -участников Великой Отечественной войны (Ф.А. Абрамова, И.К. Авраменко, А.А. Бека, К.М. Симонова, Н.С. Тихонова), а также письма (В.П. Астафьева, Г.Я. Бакланова, С.В. Баруздина, А.А. Тарковского). Материал готовился редакцией «Литературного наследства» для публикации в словаре-справочнике к 78-му тому, посвященному 20-летию победы в Великой Отечественной войне. Однако задуманное в декабре 1964 г. осуществить не удалось. Собранные редакцией материалы «дополняют общую картину. напряженного труда советских писателей в условиях войны» (с. 344), в них - свидетельства невосполнимых потерь писательского цеха в эти годы. (Тексты публикации подготовлены О.В. Быстровой и А.А. Кутейниковой.)

В разделе «Художественная проза» впервые печатаются по черновикам и машинописям части из поздних произведений Л.И. Лиходеева (1921-1994) - романов «Средневозвышенная летопись» и «Семейный календарь, или Жизнь от конца до начала», над которыми он работал с середины 60-х годов. Рукописи этих сатирических романов-размышлений, отмеченных неповторимо-насыщенным, емким стилем, где «комические бытовые эпизоды» сочетаются с «трагическими ситуациями», переданы в ОР ИМЛИ дочерью писателя К.Л. Дмитриевой. Замысел «Семейного календаря...» Л.И. Лиходеев считал «книгой своей жизни»; особое место здесь отводилось «авторским отступлениям», изъятым в прижизненных публикациях. В настоящем издании они восстановлены и четко читаются (выделены курсивом и скобками).

Впервые полностью печатается повесть «Касаясь сердца», написанная в 1943-1944 гг. тогда армейским журналистом А.Н. Макаровым (1912-1967) в соавторстве с женой Н.Ф. Макаровой (1913-1978), работавшей вместе с ним «агитатором и журналистом» (с. 408-409). В послевоенные годы Макаров - зам. главного редактора «Литературной газеты», зам. редактора журнала «Зна-

мя», первый редактор возобновленного в 1957 г. журнала «Молодая гвардия», получил широкую известность как литературный критик. Публикация подлинно художественной повести открывает не известную читателю сторону таланта А.Н. Макарова, «литературного критика по призванию», по словам К.А. Федина. По его же оценке, Макаров «обладал двумя высшим качествами - аналитическим умом и чувством художника» (с. 407).

Разносторонняя одаренность Макарова-критика проявилась уже в военные годы, хотя ему мешала писать чрезвычайная загруженность редакционной текучкой (он был ответственным секретарем журнала «Краснофлотец»). Тем не менее написанная в 1944 г. статья «Александр Твардовский и его книга про бойца» и сегодня остается одной из лучших работ, посвященных творчеству великого русского поэта. Именно в годы войны у Макарова возникла мысль создать «книгу о своих сверстниках, о юношах и девушках, ушедших в 1941 г. на фронт со школьной скамьи и из институтских аудиторий. Обостренное чувство долга побуждало их быть там, где они востребованы своей страной» (с. 408). Об этом партизанская повесть «Касаясь сердца» и еще - о любви, победившей все жизненные испытания. Авторы не дожили до выхода повести; ее публикацию осуществила их дочь - А. А. Кутейникова. Текст сопровождается очерком-послесловием «Миг. День. Год. Век» Льва Анненского, коллеги А. Н. Макарова по критической работе.

Книгу завершают: Указатель имен, Указатель источников (составитель В. Л. Суматохина) и «тетрадь» иллюстраций-фотографий не только портретных, но и групповых с мест военных события 20-х и 40-х годов. Фронтовые фотографии корреспондентов ТАСС, выполненные по горячим следам боев и в передышках между ними, вынесены и на форзацы издания.

Реферируемая книга отмечена несколькими рецензиями1.

А.А. Ревякина

1 См.: Архипов Ю. // У книжной полки - М., 2010. - № 3-4 (27-28). - С. 69; Архипов Ю. Лучше поздно, чем никогда // Лит. Россия. - М., 2010. - № 50. - 10 дек.; Медведко Л. Война и мир писателей // Независимая газета. ЕХ ЫБКГЗ. - М., 2011. - 27 янв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.