личные тенденции, наделяя их неоднозначностью. «Неистовая» литература эстетически амбивалентна, ее нельзя свести только к полю «популярного романтизма», в ней есть и черты элитарности. К тому же сами романтики, а потом и сюрреалисты предпринимали различные усилия по легитимации этого феномена.
В большой истории литературы так или иначе сохранились не все «неистовые» произведения: что-то перешло в разряд детского чтения, что-то привлекает скорее высказанными в предисловии идеями, чем самим художественным текстом. Но в любом случае, обобщает Э. Глинер, «френетическая» литература открыла для писательского воображения поле свободы и утвердила некоторые правила игры, которыми пользуются и современные сочинители.
Н.Т. Пахсарьян
2011.04.008. ПОЛОВИНКИНА О.И. МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В ИСТОРИИ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЭЗИИ. - Владимир: ВГГУ, 2011. - 374 с.
О.И. Половинкина, доктор филол. наук, профессор, зав. кафедрой литературы Владимирского университета, исследует метафизическое направление в американской поэзии на протяжении всей ее истории начиная с XVII в. В литературоведении существуют работы об отдельных авторах (Анне Брэдстрит, Уильяме Тейлоре, Р. Эмерсоне, Т.С. Элиоте и т.д.), представляющих это направление, ставилась проблема значимости метафизического начала в американской поэзии. Однако впервые в отечественном литературоведении поэзия этого направления представлена как идеологически, эстетически и жанрово разнообразный, многоликий и вместе с тем целостный феномен, со своим генезисом и традицией, органичный для американской поэзии, обладающий своими особенностями, рожденными как воздействием внелитературных факторов, так и имманентной эстетико-литературной эволюцией. Разносторонне, скрупулезно исследуя этот феномен, О.И. Половинкина вписывает его в эстетико-философский контекст американской и английской литератур Х^1-ХХ вв.
В книге семь глав: «Протестантская проповедь и метафизическая поэзия XVII в.»; «Метафизический стиль в ранней американской литературе»; «Английская метафизическая поэзия в американском культурном сознании XIX в.»; «Американское наследие
Т.С. Элиота»; «Т.С. Элиот и его теория метафизической поэзии»; «"Метафизический канон" в поэтическом цикле Т.С. Элиота "Четыре квартета"»; «Метафизический стиль в теории и поэтической практике поэтов- фьюджитивистов».
О.И. Половинкина рассматривает метафизический стиль в американской поэзии как феномен, генетически восходящий к английской поэзии XVII в. - «школе Донна», которая, как показано в книге, играет роль стилистического кода: соотнесенность с ним многое объясняет в американской поэзии. В разные эпохи в ней выдвигаются на авансцену и по-своему переосмысливаются различные элементы метафизического стиля. В ранней американской поэзии первое место среди барочных приемов занимает эмблема, чему способствуют как влияние Дж.Г. Герберта и Ф. Куорлза, так и пуританская склонность ассоциировать поэтическое слово с тем, что истинно, создано Богом. Эмблема выступает как «иероглиф», способный выразить сокрытое знание. В анаграммах-элегиях, характерных для ранней американской поэзии, усматривают раскрытие Божьего замысла. Но подлинное преображение эмблемы на американской почве произошло, как считает О. И. Половинкина, в творчестве А. Брэдстрит и Э. Тейлора.
В XIX в. метафизическая поэзия перестает быть «живой традицией». Р.У. Эмерсон и его последователи воспринимают ее сквозь призму теории Колриджа, прежде всего его теории воображения, предполагающей сочетание творческой способности с проницательным постижением истины, свойственным метафизикам и называемым «остроумием» (wit). Эмерсон и поэты его круга считали основным достоинством поэзии XVII в. способность передать сущностное единство мира. Суть творчества они видели в выявлении взаимосвязей и единства вселенной. Вместе с тем они развивают унаследованное от пуритан представление об эмблематическом языке Природы, раскрывающем духовные истины. Генри Торо убежден в том, что наблюдения над Природой - способ чтения священного текста. В поэтической теории и практике транс-ценденталистов, по мнению О.И. Половинкиной, канонизируется пуританское пренебрежение формой.
Американские поэты ХХ в. также ценили поэтов-метафизиков не за «языковые трюки», а за манеру мыслить и чувствовать. При этом Т.С. Элиот, Дж.К. Рэнсом и А. Тейт придавали особое
значение категории опыта. «Непосредственный опыт», по Ф.Г. Брэдли, - основа представления Т.С. Элиота о целостности мировосприятия, признававшейся недостижимой в новейшую эпоху. Причина этого - утрата современным человеком ясного представления о Боге. Тем не менее в «Четырех квартетах» Элиот успешно воплощает христианское видение мира в живом поэтическом слове.
У Элиота, разрабатывавшего свой вариант метафизического стиля, представление о поэтической форме близко Эмерсону: «Структурное целое должно определяться предельно естественным выражением мысли вне всякой "поэтизированной" формы, как в прозаических текстах Ришара Сен-Викторского» (с. 361). Вместе с тем в метафизическом стиле не только Элиота, но и других поэтов ощутимо влияние французского символизма: на смену барочному рационализму приходит ассоциативное образное мышление, порождающее мысль, проявляющуюся органично, как ощущение.
При всем различии вариантов, обусловленных различием литературных эпох, метафизический стиль в американской поэзии XVII-XX вв. обладает целостностью. Как считает исследовательница, от метафизического стиля английской поэзии XVII в. он отличается некоторым пренебрежением искусной изобретательностью, отсутствием даже в поэзии барокко «причудливой рамы», преобладанием свободного развития мысли, утвердившимся под влиянием пуританской модели.
На основе сопоставительного изучения английской метафизической поэзии XVII в. и американской поэзии разных времен в книге, в сущности, дан анализ феномена культурного трансфера -«переноса» английской метафизической поэзии XVII в. на американскую эстетико-идеологическую почву.
В книге показано, как на этой основе формируется своя, национальная, традиция в американской словесности. В связи с этим особое значение имеет выявляемая автором на разных этапах истории американской поэзии константа - пуританское начало как мировоззренческая основа американской литературы, начиная с погребальной элегии XVII в., наследницы пуританской проповеди в плане риторики и языка, до Р.У. Эмерсона - в XIХ в. и Т.С. Элиота -в XX в.
В книге постоянно присутствует как фон лейтмотив - понимание культурно-цивилизационного своеобразия английской и
американской литератур, имеющих общую языковую основу, но представляющих собой кардинально различные способы поэтического мышления, два поэтических языка.
О.И. Половинкина исследует историческую поэтику американской литературы - понятия «метафизическая школа», «метафизический стиль», «остроумие» (wit), воображения, фантазии, «распад цельности мировосприятия» (dissociation of sensibility) и др.
В Т.С. Элиоте О.И. Половинкина видит поэта и критика, сыгравшего главную роль в возрождении интереса к английской метафизической поэзии в ХХ в. - и шире - в осмыслении ее феномена. Впервые в отечественном литературоведении представлено толкование лекций Т.С. Элиота о метафизической поэзии, прочитанных в 1926 г. в Тринити-колледже в Кембридже, в 1933 г. в Балтиморе и изданных в 1993 г., через 28 лет после смерти поэта, критиком Ро-налдом Шухардом под названием «Разновидности метафизической поэзии».
Т.Н. Красавченко
2011.04.009. СЕОНГ Ю-ХВИН. ПРОСТРАНСТВА «ЗАХВАЧЕННОГО ДОМА» ХУЛИО КОРТАСАРА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
SEONG YU-JIN. Los espacios de la Casa tomada, de Julio Cortázar, y su significado psicológico. - Mode of access: http://sincronia.cucsh. udg.mx/seongnov06.htm
Сеонг Ю-Хвин (Национальный университит Сеула) анализирует первый рассказ аргентинского писателя Хулио Кортасара (1914-1984) «Захваченный дом» (1946), рассматривая его как произведение магического реализма.
В начале ХХ в. литература в Латинской Америке развивалась на грани реализма и натурализма, требовала «реконструкции» реализма. Обозначающее дистанцировали от обозначаемого, полагая, что язык не может воспроизвести и отразить всю полноту реальности. Фантастическое стало неким способом нового познания реальности. В сборниках рассказов Х. Кортасара «Бестиарий» (1951), «Конец игры» (1956-1964) бытовая и психологическая достоверность органично сочетается с фантастикой.
Понятие фантастического, воспринимаемое как литературный жанр с начала XIX в., связано с богатым воображением и ми-