Научная статья на тему '2011.04.007. КРАНЕНПОЛЬ У. ВЛАСТЕЛИН ПРОЦЕССА ИЛИ ЛИШЬ ОДИН ИЗ ВОСЬМИ? ВЛИЯНИЕ СУДЬИ-ДОКЛАДЧИКА НА ПРАКТИКУ СУДОПРОИЗВОДСТВА ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА. KRANENPOHL U. HERR DES VERFAHRENS ODER NUR EINER UNTER ACHT? DER EINFLUSS DES BERICHTERSTATTERS IN DER RECHTSPRECHUNGSPRAXIS DES BUNDESVERFASSUNGSGERICHTS // ZEITSCHRIFT FüR RECHTSSOZIOLOGIE. - STUTTGART, 2009. - H. 2. - S. 135-163'

2011.04.007. КРАНЕНПОЛЬ У. ВЛАСТЕЛИН ПРОЦЕССА ИЛИ ЛИШЬ ОДИН ИЗ ВОСЬМИ? ВЛИЯНИЕ СУДЬИ-ДОКЛАДЧИКА НА ПРАКТИКУ СУДОПРОИЗВОДСТВА ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА. KRANENPOHL U. HERR DES VERFAHRENS ODER NUR EINER UNTER ACHT? DER EINFLUSS DES BERICHTERSTATTERS IN DER RECHTSPRECHUNGSPRAXIS DES BUNDESVERFASSUNGSGERICHTS // ZEITSCHRIFT FüR RECHTSSOZIOLOGIE. - STUTTGART, 2009. - H. 2. - S. 135-163 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
72
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гиряева В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011.04.007. КРАНЕНПОЛЬ У. ВЛАСТЕЛИН ПРОЦЕССА ИЛИ ЛИШЬ ОДИН ИЗ ВОСЬМИ? ВЛИЯНИЕ СУДЬИ-ДОКЛАДЧИКА НА ПРАКТИКУ СУДОПРОИЗВОДСТВА ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА. KRANENPOHL U. HERR DES VERFAHRENS ODER NUR EINER UNTER ACHT? DER EINFLUSS DES BERICHTERSTATTERS IN DER RECHTSPRECHUNGSPRAXIS DES BUNDESVERFASSUNGSGERICHTS // ZEITSCHRIFT FüR RECHTSSOZIOLOGIE. - STUTTGART, 2009. - H. 2. - S. 135-163»

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА

2011.04.007. КРАНЕНПОЛЬ У. ВЛАСТЕЛИН ПРОЦЕССА ИЛИ ЛИШЬ ОДИН ИЗ ВОСЬМИ? ВЛИЯНИЕ СУДЬИ-ДОКЛАДЧИКА НА ПРАКТИКУ СУДОПРОИЗВОДСТВА ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА.

KRANENPOHL U. Herr des Verfahrens oder nur Einer unter Acht? Der Einfluss des Berichterstatters in der Rechtsprechungspraxis des Bundesverfassungsgerichts // Zeitschrift für Rechtssoziologie. - Stuttgart, 2009. -H. 2. - S. 135-163.

В соответствии с § 20 и 22 Положения о порядке делопроизводства в Федеральном конституционном суде от 15 декабря 1986 г. (Geschäftsordnung des Bundesverfassungsgerichts) судья-докладчик готовит процесс по переданным ему делам. Профессор политологии Протестантской высшей школы Нюренберга Уве Краненполь задает вопрос: является ли мнение судьи-докладчика, как это часто представляется в СМИ, господствующим в процессе?

Комплексный анализ процессов принятия коллективных решений - редкое явление в социальных науках, отмечает автор. Тем не менее есть несколько подобных исследований в сфере международных отношений. Одно из самых известных - многомерная модель Грехама Аллисона (Graham T. Allison), которая была применена для анализа решения правительства Кеннеди по Карибскому кризису1. «Черный ящик» процессов принятия решений Аллисон предлагает рассматривать в двух перспективах, которые, по мнению автора, возможно применить и для анализа формирования по-

1 В США это событие называют «кубинский ракетный кризис». Allison G.T. Conceptual models and the Cuban missile crisis // American political science review. - N.Y., 1969. - N 63. - S. 689-718. (На рус. яз.: Аллисон Г. Сущность решения: Объяснение кубинского ракетного кризиса. - М., 1971.)

зиций и принятия решений в Федеральном конституционном суде ФРГ (далее - ФКС).

1. Модель организационных процессов. ФКС - это сложная организация, которая может справиться с потоком обрушивающихся на нее дел только при дифференцированном разделении труда. Стандартные процедуры (Standard operation procedures) структурируют процессы, а «компетенция» очерчивает акторам возможности и пути для их действий.

2. Модель игр для принятия решений вносит ясность в ситуации, которые лишь условно структурированы как «стандартные процедуры». В соответствии с этой моделью «решение» - это результат взаимодействий «игроков», достигнутый в ходе переговоров. В зависимости от правил принятия решений и ситуации целью переговоров может быть либо формирование коалиции, которая примет решение, либо устраивающий по возможности всех игроков консенсус. При этом принятое решение может существенно отличаться от того предложения, с которым каждый из акторов вступал в игру.

Организационные факторы предоставляют каждому из акторов на определенном этапе процесса различные возможности влияния на окончательное решение. Судья-докладчик обладает такими возможностями в силу своей компетенции. В рамках исследования процесса формирования решений в ФСК в конце 2005 г. - начале 2006 г. были проведены интервью с 16 судьями ФКС и с 21 бывшим судьей ФКС, на момент интервью не достигшими 80-летнего возраста.

Вне зависимости от вида процесса дело, принятое администрацией ФКС, распределяется одному из членов двух сенатов (все судьи ФКС разделены на два сената по восемь человек в каждом) для подготовки доклада по делу. В соответствии с § 23 Положения о порядке делопроизводства в Федеральном конституционном суде судья-докладчик готовит для сената письменный вотум, т.е. информацию о деле. Зачастую в письменном вотуме судьи-докладчика содержится и предлагаемый им проект решения по делу. На основании вотума сенат совещается (иногда много раз) и приходит к решению, которое оформляется аппаратом судьи-докладчика в «проект решения». В следующих затем письменных совещаниях сенат перерабатывает и принимает текст решения.

Процесс принятия решения может быть дополнен устными совещаниями.

Есть ряд объективных факторов, дающих возможность судье-докладчику осознанно или неосознанно влиять на формирование решения ФКС: 1) он единолично отвечает за обработку переданных ему дел; 2) формулируя вотум, он в некоторой степени «направляет» решение ФКС; 3) как докладчик он является «экспертом» по делу, так как знает его лучше своих коллег. Как отмечает один из респондентов, судья-докладчик имеет очень большое влияние на процесс в узком смысле, поскольку за исключением редких случаев никто не может ему указывать, когда он должен подготовить и сдать свой вотум. Исключениями являются процессы, привлекающие большое внимание общественности, - тогда ФКС находится под давлением ожиданий граждан.

Формулируя вотум, судья-докладчик может структурировать дело таким образом, чтобы те или иные аргументы были представлены более весомо. Однако для того чтобы повлиять на сенат, вотум должен быть подготовлен очень качественно. Несмотря на то что в написании окончательного решения принимает участие весь сенат, который часто разбирает проект решения предложение за предложением, обычно в решении проступает «почерк» судьи-докладчика.

В ФКС за каждым судьей закреплена та правовая отрасль, в которой он либо уже является экспертом, либо должен стать им. Например, к традиционно «нелюбимым» отраслям относится право социального обеспечения. Если ФКС регулярно рассматривает похожие дела из одной правовой области, то докладчик по делам этой отрасли вырабатывает определенную позицию, которой старается придерживаться. Если эта «позиция» принимается и одобряется сенатом, то шансы судьи-докладчика, что его вотум будет принят, повышаются. Один из респондентов рассказывал о вотуме по делу о миграционном праве, не соответствующем линии, которой обычно придерживался ФКС. Научные сотрудники ФКС уверяли респондента, что его мнение не найдет поддержки коллег. Тем не менее несмотря на то что председатель сената был настроен очень скептически по отношению к миграционному праву, вотум был одобрен на 80%.

Каждая организация пытается в своих действиях придерживаться определенных рамок, отмечает автор статьи. Так, и в ФКС существует тенденция придерживаться сложившейся судебной практики; высказывание «это соответствует ранее принятым решениям» является весомым аргументом хотя бы потому, что таким образом обеспечивается устойчивость судебной практики, «надежность» права.

Существуют определенные профессиональные правила подготовки вотумов. Несмотря на то что судья-докладчик сам формирует вотум, он не может скрывать от коллег контраргументы и противоположные мнения экспертов. Поэтому один из респондентов сомневается, что судья-докладчик может существенно влиять на принятие решения сенатом. Кроме того, как показали интервью, многие судьи не считают своей целью полное одобрение сенатом их вотумов и тем самым воздействие на принятие решения судом. Скорее они рассматривают себя в роли «оказывающих услугу» коллегам-судьям, представляя им дело так, чтобы остальные члены сената могли быстро в нем разобраться.

Обработав в общей сложности 1636 минут интервью, Уве Краненполь приходит к выводу, что судьи-докладчики не подавляют сенат и не могут беспрепятственно провести свою позицию. Решение ФКС - это решение восьми человек, семь из которых судья-докладчик должен аргументировано убедить в правоте своей позиции.

В.Н. Гиряева

2011.04.008. КЕММЕ Ш. КУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОБРАЩЕНИЯ С НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ У ЗАПАДНОЙ И МУСУЛЬМАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ.

KEMME ST. Die kulturelle Sozialisation als Determinante delinquenten Verhaltens und Suchmittelumgangs bei westlichen und muslimischen Jugendlichen // Monatsschrift für Kriminologie und Strafrechtsreform. -Köln, 2010. - H. 2. - S. 126-146.

Несмотря на то что в Германии распространено убеждение, что для иностранцев характерно девиантное, криминальное поведение, научных эмпирических данных о криминальном поведении турецкой молодежи, как в самой Турции, так и в Германии, немно-

го, отмечает доктор права, научный сотрудник Криминологического исследовательского института Нижней Саксонии Штефани Кемме. Обобщая ранее проведенные исследования девиантного поведения молодых мигрантов в Германии, исследовательница отмечает следующее. Процентное соотношение иностранной молодежи и числа подозреваемых в совершении преступлений выше, чем процентное соотношение иностранной молодежи и жителей Германии. Однако при толковании этих соотношений часто умалчивается, что шансы получить образование и найти работу у молодых иностранцев существенно ниже, чем у немцев. Кроме того, среди исследователей существует мнение, что мигранты первого поколения даже более законопослушны, чем немцы из той же социальной группы. При сравнении немецкой молодежи и молодых мигрантов выявлено, что мигранты чаще совершают правонарушения, связанные с насилием. Этот факт можно объяснить тем, что в семьях мигрантов конфликты отцов и детей чаще заканчиваются насилием, чем в семьях немцев, что, в свою очередь, связано с культурным конфликтом поколений.

Чем дольше семья иммигрантов живет в Германии, тем меньше дети придерживаются национальных традиций, связанных с иерархией, и отцы прибегают к физической силе для поддержания своего авторитета. В связи с тем что иммигранты обычно живут в определенных частях города, неформальный социальный контроль в их среде эффективнее, чем среди коренного населения (с. 127). Молодежь всех социальных слоев и всех стран склонна к отклоняющемуся поведению, пишет автор. Криминология ориентирована на западную культуру и не учитывает особенностей мусульманской культуры или традиций мусульманских стран (с. 128).

Для того чтобы определить степень влияния мусульманской культуры на криминальное поведение турецкой молодежи, необходимо изучить поведение турецкой молодежи в ее культурной среде. Теоретической основой исследования автора стали параметры сравнения культур, разработанные голландским социологом Г. Хофстеде (G. Hofstede): индивидуализм vs. коллективизм и большая vs. малая дистанцированность от власти. Германия и США относятся к группе стран, характеризующихся индивидуализмом и незначительной дистанцированностью от власти, т.е. горизонтальной иерархией. В основе турецкой культуры - коллективизм и су-

щественная дистанцированность от власти, т.е. вертикальная иерархия. Индивидуализм означает проявление самостоятельности, достижение личных целей, отстраненность от семьи; коллективизм -взросление в семье, установление семейных отношений с людьми, не являющимися родственниками, готовность к взаимодействиям и взаимовыручке, лояльность. Дистанция от власти - это почитание авторитета, старших, иерархия и неравенство.

Для немецких семей характерны слабые связи детей с родителями, обусловленные независимостью детей, отсутствием авторитетов, сглаживанием различий между гендерными ролями и принятием родителями добрачных половых связей их детей. Воспитание в турецких семьях основано на сильной связи детей с семьей, авторитете родителей, зависимости детей от их воли, ярко выраженных различиях в гендерных ролях, запрете добрачных половых связей. Семейные конфликты часто решаются с помощью физической силы.

Ш. Кемме учитывала также выводы исследований о роли школы в конформном поведении молодежи: молодые люди, которые чувствуют интенсивную связь со школой (не конфликтуют, испытывают чувство ответственности за выполнение домашних заданий, нацелены на школьные успехи и т.д.), менее склонны к противоправным деяниям, чем школьники, у которых такая связь отсутствует. Это утверждение верно для школьников из разных стран и из разных социальных слоев (с. 129-131).

В 2004-2005 гг. исследовательница провела опрос первокурсников юридических факультетов университетов г. Гиссен (Германия, N = 236), г. Измир (Турция, N = 230) и г. Мэдисон (США, N = 176). Во всех университетах среди учащихся преобладали женщины, средний возраст опрошенных составил 20,7 лет. Студентам были заданы вопросы, касающиеся трех видов противоправных деяний: 1) незначительные преступления, например кража книг из библиотек, небольшая кража в магазинах и т.д.; 2) преступления, связанные с насилием, были представлены тремя деликтами: участие в драке, нанесение телесных повреждений и нарушение общественного порядка с применением силы (студенты должны были отметить, как часто они совершали преступления, относящиеся к первой и второй группам в последний год и в предыдущие годы); 3) потребление наркотиков, алкоголя и сигарет в последний

год и последние два месяца. Были заданы также вопросы, касающиеся религии, отношений в семье, в школе и отношений между полами.

Исследовательница установила следующее. 1. Если в Гиссене и Мэдисоне практически каждый опрошенный (96% и 81%) как минимум один раз в жизни совершал какое-либо из указанных правонарушений, то в Измире эта цифра составила всего 57%. Однако такая разница достигается за счет законопослушной женской части измирских первокурсников. При анализе ответов исключительно мужчин выясняется, что разница между Мэдисоном и Измиром невелика. Из женщин самыми «деликтными» оказались гиссенские студентки, которые нарушают закон так же часто, как и их однокурсники-мужчины.

2. Сравнение видов преступлений, которые совершили турецкие, американские и немецкие студенты, показало, что мужская часть гиссенских и мэдисонских первокурсников чаще совершала незначительные деликты, чем измирцы. Однако 53% турецких студентов совершали преступления, связанные с применением силы, 39 - немецких, 38% - американских.

3. Среди турецких девушек преступления с применением силы распространены больше, чем среди их американских и немецких ровесниц (14, 9, 7% соответственно).

4. Гиссенские и измирские студенты и студентки чаще портили чужое имущество, чем совершали кражи, почти все правонарушения, связанные с порчей чужого имущества, - это граффити.

5. Только 6% измирских студентов и 4% студенток признали, что хотя бы один раз употребляли наркотики. Студенты из Мэдисона показали себя самыми активными потребителями наркотиков и алкоголя: 29% из них более пяти раз испытывали состояние опьянения в течение двух месяцев, предшествующих опросу. Половина опрошенных гиссенских и мэдисонских студентов указали, что хотя бы один раз в жизни употребляли наркотики, обычно коноплю. Среди девушек в Гиссене и Мэдисоне употребление наркотиков распространено больше, чем среди юношей. Употребление тяжелых наркотиков более распространено среди американских (26%), чем среди гиссенских (1%) и измирских (1%) студенток.

Анализ данных опроса показал, что семьи измирских студентов стабильнее, чем семьи их западных сверстников. Только у 5%

измирских студентов родители разведены, среди студентов из Мэдисона таких 15%, из Гиссена - 17%. Кроме того, в турецких семьях распространено классическое разделение ролей: почти в 60% работает только отец, мать занимается домашним хозяйством. Среди гиссенских студентов подобных семей 34%, мэдисонских - 23%. В отличие от турецких семей, в западных семьях родители прямо не контролируют своих детей, стараясь быть для них «лучшими друзьями», а не устанавливать обязанности и иерархии. Как в турецких, так и в немецких семьях за поведением девочек присматривают строже, чем за поведением мальчиков. 86% гиссенских студентов признали, что хотя бы один раз прогуливали школу, измирских - 71%.

На основании полученных данных Ш. Кемме делает вывод, что взросление измирских первокурсников прошло в более четких институциональных рамках, чем взросление их западных сверстников. Сравнивая результаты опроса измирских первокурсников с результатами опросов молодых турецких мигрантов в Германии, исследовательница отмечает, что, несмотря на то что опрошенные измирские студенты не принадлежат к социально незащищенным слоям населения, они, так же как их турецкие сверстники-мигранты, более склонны к насилию, чем западные студенты. Этот факт она объясняет наличием в турецкой культуре ценностей коллективизма и дистанцированностью власти от индивида.

В.Н. Гиряева

2011.04.009. ПРИСТЕР К. РОЛЬ ЖЕНЩИН В ПРАВОМ ЭКСТРЕМИЗМЕ НЕДООЦЕНЕНА: КАНДИДАТКИ ОТ ПРАВОЭКС-ТРЕМИСТСКИХ ПАРТИЙ И БЛОКОВ.

PRIESTER K. Die unterschätzte Rolle der Frauen im Rechtsextremismus. Wahlbewerberinnen für rechtsextreme Parteien und Wahlbündnisse // Leviathan - Berliner Zeitschrift für Sozialwissenschaft. - B., 2009. - N 1. -S. 77-94.

Внимание прессы и общественности обращается к правому экстремизму в случаях проявления насилия по отношению к иностранцам, при этом германские средства массовой информации представляют правый экстремизм как стереотип - это движение агрессивных неонацистов и скинхедов. Внимание общественности сфокусировано на случаях проявления насилия, в которых женщи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.