Научная статья на тему '2011. 04. 003. Катков М. Н. Собр. Соч. : в 6 Т. / под общ. Ред. Николюкина А. Н. ; ИНИОН РАН. - СПб. : Росток, 2010. - Т. 1. : защита Пушкина: о литераторах и литературе. - 848 с'

2011. 04. 003. Катков М. Н. Собр. Соч. : в 6 Т. / под общ. Ред. Николюкина А. Н. ; ИНИОН РАН. - СПб. : Росток, 2010. - Т. 1. : защита Пушкина: о литераторах и литературе. - 848 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
223
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТКОВ М.Н. / ПУШКИН А.С
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 04. 003. Катков М. Н. Собр. Соч. : в 6 Т. / под общ. Ред. Николюкина А. Н. ; ИНИОН РАН. - СПб. : Росток, 2010. - Т. 1. : защита Пушкина: о литераторах и литературе. - 848 с»

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ И НАУЧНОЙ КРИТИКИ

2011.04.003. КАТКОВ М.Н. СОБР. СОЧ.: В 6 т. / Под общ. ред. Ни-колюкина А.Н.; ИНИОН РАН. - СПб.: Росток, 2010. - Т. 1.: Защита Пушкина: О литераторах и литературе. - 848 с.

Впервые издаваемое Собрание сочинений М.Н. Каткова (1818-1887) представляет наиболее значимые направления его творчества: литературные, философские, педагогические труды, общественно-политическую и народно-хозяйственную публицистику, статьи о совершенствовании государственного аппарата, реформе народного образования, избранную переписку с императорами, министрами, писателями.

В статье «От редакции» доктор филол. наук А.Н. Николюкин (ИНИОН РАН) и литератор и текстолог Т.Ф. Прокопов отмечают, что в течение многих десятилетий ХХ в. сочинения М.Н. Каткова по идеологическим причинам не переиздавались, а его имя сопровождалось отрицательными характеристиками. «Читатели знали только оценки, принадлежащие Герцену, Чернышевскому, Ленину, и лишь на этих односторонних суждениях разрушителей России составляли мнение о Каткове и о многих других созидателях отечества» (с. 5), - подчеркивается в статье.

Издание основано на работах Каткова, публиковавшихся в журналах «Московский Наблюдатель», «Отечественные Записки», «Москвитянин», «Русский Вестник», в газете «Московские Ведомости», в сборнике «Пропилеи», а также в самом полном издании его сочинений - в «Собрании передовых статей "Московских Ведомостей". 1863-1887»1.

Во вступительной статье «"Россия... в ней два императора: Александр I и Катков". Вехи судьбы охранителя консервативной государственности» Т.Ф. Прокопов освещает биографию и редак-ционно-издательскую деятельность Каткова.

Катков начинал свой жизненный путь мечтательным романтиком, зачитывавшимся Жуковским, Пушкиным, Гофманом. В круг

1 Собрание передовых статей «Московских Ведомостей». 1863-1887. - М., 1897-1898.

юношеского общения студентов Московского университета входили В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, В.П. Боткин, Н.В. Станкевич, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарёв, А.И. Герцен - романтики-свободолюбцы, которых «он сам же потом возненавидит... и борьбе с которыми отдаст весь пыл души и таланта» (с. 11), - подчеркивает Т.Ф. Прокопов.

В 1851 г. Катков получил место редактора университетской газеты «Московские Ведомости» с одновременным назначением чиновником особых поручений при Министерстве народного просвещения. Старейшая в России газета оставалась информационной, без права печатать политические статьи: «.ни намека в ней на общественную позицию, ни тени собственного мнения» (с. 17). В 1885 г. Катков отправил докладные записки министру народного просвещения «об исходатайствовании ему Высочайшего разрешения на издание нового журнала под названием "Русский Летописец"» (с. 20). Получив резолюцию Александра II «С-ъ» («Согласен»), Катков приступил к изданию литературного и общественно-политического двухнедельника «Русский Вестник» (название «Русский Летописец» было отклонено и трансформировалось в журнальную рубрику «Современная Летопись»). Вместе с ближайшими помощниками и друзьями из кружка московских западников (Е.Ф. Корш, Н.В. Станкевич, П.Н. Кудрявев, П.М. Леонтьев) он тщательно продумывал тематику и проблематику рубрик. В списке сотрудников и авторов журнала значилось сто фамилий: «Именно благодаря тому, что Каткову удалось привлечь к сотрудничеству выдающихся ученых, общественных и государственных деятелей, литераторов, его журнал с первых же номеров стал обретать славу примечательнейшего явления российской культуры Х1Х в.» (с. 20).

В своей редакторской деятельности Катков жестко руководствовался избранным политическим курсом журнала, далеко не всегда совпадавшим с убеждениями авторов и сотрудников. Тургеневу первому привелось испытать тяжелую редакторскую руку Каткова, однако именно в «Русском Вестнике» впервые появились романы: «Накануне», «Отцы и дети», «Дым».

В 1860 г. Л. Толстой в журнале Каткова опубликовал «Семейное счастье», в 1863 г. - «Казаки» и «Поликушка»; затем в «Русском Вестнике» появились главные книги XIX в. - «Война и мир» (1865. Ч. 1; 1866. Ч. 2) и «Анна Каренина» (1875-1877), но в

1877 г. писатель возмутился редакторскими вмешательствами Каткова, и они расстались.

Лесков дебютировал в катковском журнале в 1869 г.: повестью «Старые годы в селе Плодомасове», далее последовали «На ножах» (1870-1871), «Соборяне» (1872), «Запечатленный ангел» (1873), «Захудалый род» (1874). Однако разногласия Лескова с редактором (особенно острые при подготовке к печати романа «Захудалый род») привели к окончательному разрыву Лескова с Катковым «по несогласию во взглядах».

Лишь Достоевскому (в отличие от Тургенева, Толстого, Писемского, Тютчева) удалось в течение полутора десятков лет сохранять с Катковым миролюбивые творческие и личные контакты.

Т.Ф. Прокопов отмечает, что Катков показал себя в высшей степени прозорливым издателем: помимо вышеназванного, в «Русском Вестнике» впервые увидели свет «Взбаламученное море» (1863) А.Ф. Писемского; «Два генерала» (1864) Д.В. Григоровича; «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868-1869), «Бесы» (1871-1872), «Братья Карамазовы» (1879-1880) Ф.М. Достоевского; «В лесах» (1875) и «На горах» (1881) П.И. Мельникова-Печер-ского.

В конце 1850-х годов, в пору подготовки крестьянской реформы, Катков, тогда еще умеренный либерал, искал встреч не только с Чернышевским, но и с Герценом, Огаревым, Бакуниным, ездил к ним в Лондон, переписывался с их множащимися сподвижниками. Но Катков подверг анализу идеологию и, вступив с ними в спор, переубедить их не смог, его либерализм, окрашенный в розовые романтические тона, терпел крах.

Он был едва ли не первым, кто распознал в среде русской интеллигенции «отрицателей», нигилистов, «вечных оппозиционеров», сеявших вражду и рознь. «Русский Вестник» Каткова вступил в полемику с «Современником» Некрасова (1858-1862); «Временем» (1861-1863) и «Эпохой» (1864-1865) братьев Достоевских, взявших «Современник» под защиту; с «Колоколом» Герцена и Огарева (все 1860-е годы).

Начало наступательной политической деятельности Каткова относится к июню 1862 г., когда он выступил с «Заметкой для издателей "Колокола"», где впервые показал российскому обществу истинное лицо лондонского, безусловно, выдающегося политика и

публициста (которым полтора десятка лет в России все только восхищались). Статья стала «заключительным актом» Каткова-полемиста и «преддверием» Каткова - политического и государственного публициста. Вторая половина 1862 г. ознаменовалась прокламацией «Молодая Россия», призывающей к свержению царя и к физическому уничтожению «императорской партии». Идеологом революционных авантюр опять выступил Герцен.

Позиция Герцена, который «сам сидит в безопасности, а других посылает на подвиги, ведущие их в казематы и в Сибирь», встретила протест Каткова. Однако обличениями, даже такими пылкими, как в «Русском Вестнике», уже было невозможно предотвратить распространение революционных идей. Слова поддержки пишут Каткову Ф.М. Достоевский, К.П. Победоносцев, Ф.И. Тютчев, Б.М. Маркевич, М.Н. Муравьев, П.А. Плетнев.

Издания Каткова (по тиражам «Русский Вестник», газета «Московские Ведомости» были в лидерах) оказывали на политическое ситуацию серьезное воздействие бескомпромиссной защитой национально-патриотических устоев и традиционной самодержавно-монархической государственности, а также полным неприятием нигилизма шестидесятников, обличениями радикализма и терроризма революционной демократии. Печататься у Каткова почитали за честь не только единомышленники, но и те, кто вовсе не разделял его взгляды: С.Т., И.С. и К.С. Аксаковы, П.В. Анненков, В.П. Безобразов, Е.П. Блаватская, Ф.И. Буслаев, Д.В. Григорович, Ап.А. Григорьев, Г.П. Данилевский, Н.Я. Данилевский, И.Е. Забелин, К.Д. Кавелин, И.И. Лажечников, К.Н. Леонтьев, А.Н. Майков, Д.Л. Мордовцев, Н.П. Огарев, А.Н. Плещеев, К.П. Победоносцев, М.И. Семевский, С.М. и Вл.С. Соловьёвы, В.В. Стасов, А.К. Толстой, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Б.Н. Чичерин.

В 1860-е годы внимание общественности было приковано к двум главным публицистическим дуэлянтам - Каткову и Герцену. Катков предпринял «литературный поход» против нигилистов после того, как в августе 1861 г. на его редакторский стол легла рукопись «Отцов и детей» Тургенева.

Новаторское тургеневское повествование вызвало в ответ ан-тинигилстический роман: Катков напечатал в «Русском Вестнике» (март - август 1863 г.) «Взбаламученное море» А.Ф. Писемского, обличающего нигилизм. Писемскому и Каткову «предстояло вы-

держать ливневый поток ругательных, разносных, памфлетно-пародийных и очень редких одобрительных откликов, опубликованных почти по всем газетам и журналам того времени» (с. 29). Герцен отозвался на роман Писарева оскорбительной репликой «Ввоз нечистот в Лондон» с включением в нее пародии «Взболтанная помойная яма».

Катков опубликовал в «Русском Вестнике» более двадцати антилиберальных романов, повестей, рассказов: «Марево» В.П. Клюшникова, «Дым» Тургенева, дилогия «Кровавый пуф» (дилогия «Панургово стадо» и «Две силы») В.В. Крестовского, «На ножах» Н.С. Лескова, «Бесы» Ф.М. Достоевского, «Марина из Алого Рога», трилогия «Четверть века назад», «Перелом» и «Бездна» Б.М. Маркевича, сборник «Кружковщина» А.А. Дьякова, «Скрежет зубовный» и «Злой дух» В.Г. Авсеенко, «Вне колеи», «Дядюшка Михаил Петрович» и «Молодежь» К.Ф. Головина-Орловского и другие антиреволюционные произведения.

Начатое Писемским развенчивание разрушительных идей революционной демократии стало самым примечательным фактором жизни российского общества 60-70-х годов.

В раздел «О литераторах и литературе» вошли литературно-критические статьи и рецензии Каткова, очерки о литераторах: « Отзыв иностранца о Пушкине. Сочинения Александра Пушкина (Статья К. А. Варнгагена фон Энзе)», «Песни русского народа, изданные И. Сахаровым. Пять частей. Санкт-Петербург, 1838-1839», «"Конек-Горбунок", русская сказка, сочинение П. Ершова», «Сочинения в стихах и прозе гр. С.Ф. Толстой», «История древней русской словесности. Сочинение Михаила Максимовича», «Т.Н. Грановский. Пушкин», «Роман Тургенева и его критики», «О нашем нигилизме. По поводу романа Тургенева», «По поводу трехсотлетия со дня рождения Шекспира», «По поводу столетней годовщины смерти Ломоносова», «Значение Карамзина для России», «Брошюра Шедо-Ферроти "О нигилизме в России"», «По поводу оправдания И.С. Аксакова», «Пятидесятилетие литературной деятельности И.И. Лажечникова», «Труды П.Н. Батюшкова по отчизноведению», «Запрещение цензурою "Записки о новой и древней России" Карамзина», «Богдан Хмельницкий, Екатерина II и Пушкин», «Статья де Мазада о Викторе Гюго», «Права литературной собственности и необходимость сделать произведения Пушкина достоянием наро-

да», «Памятники русской старины в западных губерниях Империи», «Нигилизм по брошюре проф. Цитовича "Коран нигилизма. Что делали в романе "Что делать?"», «По поводу полемики г. Тургенева с "Иногородним Обывателем"», «Заслуга Пушкина; Речь на Пушкинском празднике», «Характеристика внутреннего мира Достоевского», «Г. Цион о нигилизме и "Русская Мысль" об идеализме», «Тургенев» и др.

Среди этих публикаций - наиболее известная работа Каткова «Пушкин». В комментариях к первому тому А.Н. Николюкин и Т. Ф. Прокопов указывают, что поводом для написания ее послужил выход в свет 1 и 2 тома первого научного издания «Сочинений А.С. Пушкина», подготовленного П.В. Анненковым. Общетеоретическая работа Каткова (опубликована в «Русском Вестнике» в 1856 г.) вышла в разгар острой полемики между сторонниками «пушкинского» и «гоголевского» направлений в русской литературе.

По мысли Каткова, искусство имеет своею «внутреннею целью» познание истины: «Поэзия есть прежде всего одна из форм нашего сознания. Это особого рода мышление; это умственная деятельность. Вдохновение творчества не только не чуждо сознания, но есть, напротив, самое усиленное его состояние. Человек в этом состоянии весь становится созерцанием, внутренним зрением и слухом» (с. 252). Выражение «искусство для искусства» толкуется превратно, когда его критики полагают, что имеется в виду только «изящество исполнения», независимо от содержания произведения.

Катков считал, что, утверждая независимое значение искусства, мы не освобождаем художника от обязанности заботиться о содержании своего творчества: «Всякое ничтожество может быть художественно воспроизводимо такою мыслию, которая не останавливается на поверхности вещей и способна видеть каждое явление в его сущности, при свете идеи, в глубокой, обширной и сложной связи, дающей ему интерес для разумения» (с. 271), - пишет Катков.

С его точки зрения, «первый и главный признак полного равновесия, в какое поэзия Пушкина привела все стихии русской речи», состоит в том, что в его поэзии «легко и непринужденно сошлись в одну речь и церковнославянская форма, и народное речение, и речение этимологически чуждое, но усвоенное мыслию

как ее собственное, ни одному языку исключительно не принадлежащее и всеми языками равно признанное выражение». Поэт «впервые в истории нашего умственного образования коснулся того, что составляет основу жизни, коснулся индивидуального, личного существования. Русское слово в лице Пушкина нашло путь к жизни и приобрело способность выражать действительность в ее внутренних источниках. До него поэзия была делом школы, после него она стала делом жизни, ее общественным сознанием. Общий инстинкт назвал его народным потому, что в нем с особенною силой почувствовалось живое и оригинальное движение мысли в русском слове» (с. 279-280).

По мнению критика, Пушкин - «поэт мгновения. Его дар состоял в изображении отдельных состояний души, отдельных положений жизни. Он воспроизводил движение сердца во всей полноте жизни и истины, основное положение данного момента умел он возводить до типического выражения» (с. 286).

В книге опубликован составленный А. Н. Николюкиным и Т.Ф. Прокоповым «Указатель имен».

Т.М. Миллионщикова

2011.04.004. НАЛЕПИН А.Л., ПОМЕРАНСКАЯ Т.В. РОЗАНОВ@ etc.ru - М.: Центр. издат. дом, 2011. - 479 с.

В книгу вошли статьи доктора филол. наук А. Л. Налепина, гл. ред. альманаха «Российский Архив» и зам. гл. ред. этого альманаха Т.В. Померанской, созданные (как отдельно, так и совместно) в течение последних 20 лет и объединенные прежде всего в разделе «О Розанове».

Предваряют книгу напутственные слова Н. Михалкова и П. Палиевского, а также введение самих авторов.

Раздел «Розанов. Тексты» включает в себя публикации: «В.В. Розанов. Материалы к библиографии», «Переписка В.В. Розанова с К.Н. Леонтьевым», «Письма В.В. Розанова П.П. Перцову. 1896-1901 гг.», «Василий Васильевич Розанов. Последние письма 1917-1919 гг.», статья В. Розанова «С вершины тысячелетней пирамиды. Размышления о ходе русской литературы». Обращает на себя внимание введение в научный оборот ранее неизвестных текстов Розанова и, в частности, публикация его писем к К.Н. Леонть-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.