Научная статья на тему '2011. 03. 021. Поздеева Г. Г. Историософские взгляды Н. И. Кареева: монография. - Глазов: Глазовский гос. Пед. Ин-т, 2010. - 90 с'

2011. 03. 021. Поздеева Г. Г. Историософские взгляды Н. И. Кареева: монография. - Глазов: Глазовский гос. Пед. Ин-т, 2010. - 90 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
189
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.И. КАРЕЕВ / ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 03. 021. Поздеева Г. Г. Историософские взгляды Н. И. Кареева: монография. - Глазов: Глазовский гос. Пед. Ин-т, 2010. - 90 с»

логические различия между двумя сверхдержавами, ознаменовалось вспышкой советского шовинизма, когда были запрещены браки с иностранцами, а «низкопоклонство перед Западом» стало считаться преступлением. В то же время вновь начала культивироваться западная массовая культура, что особенно было заметно в области кинематографа. Эта двойственность сохранялась и позднее, замечает С. Ловелл. На ХХ съезде Хрущёв провозгласил политику мирного сосуществования с Западом, активно встречался с лидерами мировых держав, однако была воздвигнута Берлинская стена, а затем Карибский кризис поставил мир на грань атомной войны (с. 130-131). Тем не менее расширялись контакты с иностранцами, был подписан ряд соглашений о культурном и научном обмене, открывались международные выставки, начал развиваться туризм. Возможно, одним из самых важных последствий распространения западного влияния, пишет С. Ловелл, стало его воздействие на формирование мировоззрения политиков, которые пришли к власти в 1980-е годы - Горбачёва, А.Н. Яковлева и др.

Подводя итоги, автор подчеркивает, что хотя к моменту окончания «холодной войны» Советский Союз и представлял собой разрушавшуюся политико-экономическую систему, которая не могла выдержать соревнование с либеральным капитализмом, достижения советского государства неоспоримы. СССР проложил новый путь исторического развития, превратившись из отсталой страны в современную державу. В 1941-1945 гг. Советский Союз ценой огромных потерь спас мир от фашизма. Совершенно бессмысленно, утверждает он, говорить о «провале» СССР: сложные общества и цивилизации не поддаются однозначным определениям. «Несомненно одно: мы не имеем ни малейшего шанса понять ХХ век - и начало ХХ1 - без того, чтобы отдать должное советскому вкладу в мировую историю» (с. 142), - заключает С. Ловелл.

О.В. Большакова

2011.03.021. ПОЗДЕЕВА ГГ. ИСТОРИОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НИ. КАРЕЕВА: МОНОГРАФИЯ. - Глазов: Глазовский гос. пед. ин-т, 2010. - 90 с.

Ключевые слова: Н.И. Кареев, историко-философское мировоззрение.

Монография Г.Г. Поздеевой состоит из двух глав. В первой главе «Теоретико-методологические основы историософской кон-

цепции Н.И. Кареева» рассматриваются составляющие элементы и основные положения историко-философского мировоззрения ученого.

По воспоминаниям Н.И. Кареева, формирование его мировоззрения началось уже в гимназические годы. Тогда он находился под сильным влиянием идей, проповедовавшихся в произведениях Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева. В 60-70-е годы XIX в. Н. И. Кареев серьезно изучает работы западных позитивистов, О. Конта, Г. Спенсера и русских народников, социологов-субъективистов П. Лаврова, Н.К. Михайловского. Так формируются два основных элемента его политического и научного кредо: позитивизм и народничество. Г.Г. Поздеева отмечает влияние народнической доктрины на историко-философские взгляды ученого: «Во-первых, это интерес к проблеме личности, ее роли в истории, что составляет основу всех его историософских и социологических построений. Во-вторых, попытка обосновать "формулу прогресса", которая также исходит из интересов личности; и наконец, признание субъективного этического оценивания необходимым и неизбежным элементом социально-исторического познания» (с. 14).

Центром историко-философской теории Н.И. Кареева является разработанная им структура гуманитарного знания и определение взаимоотношений разделов исторической науки с другими социальными и гуманитарными науками. Схема выглядит следующим образом: вершина гуманитарного знания - философия истории, ее задача - особое, философское рассмотрение исторического процесса, поиск смысла истории. Далее располагаются: историософия - общая теория философии истории и набор теорий, которые использует «философствующий историк», то есть ученый, не просто изучающий историю, а способный сформулировать на ее материале определенные философские положения; историка - теория исторического знания; историология - теория исторического процесса.

Затем Н.И. Кареев обозначает место и цели «пограничных» и близких истории наук. Социология изучает объективную сторону истории - общество, его формы, учреждения, общественные отношения. Психология изучает субъективную часть истории - идеи, чувства людей, а также религию, философию, культуру и т.п.

Вторая составляющая историко-философских воззрений ученого - «субъективный элемент», то, что он назвал «законным субъективизмом», под которым историк подразумевал этическую оценку событий прошлого, то, чем должен руководствоваться «философствующий историк». При этом Н.И. Кареев был противником субъективного отбора фактов, так называемого «ценностного отношения» к истории немецких философов, например Г. Риккерта. Н. И. Кареев писал о последующей этической оценке объективно установленных данных. «Факт должен быть констатирован, изучен и включен в систему строго объективным образом, и только после этого выносится его оценка» (с. 43).

Во второй главе «Концепция исторического процесса в творчестве Н.И. Кареева» Г.Г. Поздеева подробно рассмотрела взгляды ученого на роль личности в истории и разработанную им теорию прогресса. Историк неоднократно обращался к проблеме личности в истории: в докторской диссертации «Основные вопросы философии истории» (1890), в теоретических работах «Введение в изучение социологии» (1897) и «Историология: Теория исторического процесса» (1915), в статьях. Он рассматривал разные аспекты этой проблемы, но его целью был поиск ответа на вопрос о сущности исторического процесса: является ли история безличным эволюционным процессом или результатом деятельности человека? По мнению Н. И. Кареева, личность является главным действующим фактором в истории: «Ход истории создается деятельностью людей, непосредственной причиной этой деятельности является человеческая воля» (с. 51).

Основным вопросом философии истории Н.И. Кареев считал поиск смысла истории, который он формулировал следующим образом: «Осуществимы ли наши идеалы в истории?» Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, историк нуждается в определенном критерии, объективно сформулированном принципе. Таким принципом он назвал прогресс, под которым подразумевал «движение от худшего к лучшему». Прогресс у Н.И. Кареева - это не просто развитие или движение вперед, а субъективная оценка исторических событий с точки зрения «осуществления идеалов добра и справедливости».

Г.Г. Поздеева подчеркивает двойственность концепции Н.И. Ка-реева. Прогресс имеет объективно-научный характер, ведь он ос-

нован на «наблюдениях над фактами» и является результатом сопоставления менее совершенного прошлого с более совершенным настоящим. В то же время прогресс несет субъективно-этический компонент, связанный с творчеством идеалов. Сочетание объективно-научного и субъективно-этического придают прогрессу, как утверждал Кареев, научный характер.

Самого историка больше занимала субъективно-этическая сторона прогресса. В его понимании прогресс - это «отвлеченная формула, независимая от того, существует ли прогресс в действительной истории, она нисколько не предрешает о действительном ходе истории, давая только точку зрения, с которой этот ход будет рассматриваться» (цит. по: с. 72-73).

В теории Н.И. Кареева прогресс - это не закон, а идеал, созданный личностью и представляющий собой субъективную установку, пишет Г.Г. Поздеева. И хотя сам Н.И. Кареев настаивал на том, что осуществление идеалов лишь возможность, а не закономерность, что история - это не прямая линия, а кривая падений и взлетов, но «логика дальнейших рассуждений Кареева неумолимо ведет к признанию закономерности исторического процесса как последовательного роста или прогресса» (с. 73).

Автор неоднозначно оценивает теорию прогресса Н.И. Кареева. Она подчеркивает, что, с одной стороны, это один из наиболее уязвимых элементов его концепции, «сконцентрировавший в себе всю внутреннюю противоречивость его системы» (с. 74). С другой стороны, историк заметно развил идею прогресса, обосновав его объективно-научный и субъективно-этические компоненты, предложив свою концепцию видов прогресса.

Ю.В. Дунаева

2011.03.022. ТОМАС Л.Я. ЖИЗНЬ Г.В. ЧИЧЕРИНА. - М.: Собрание, 2010. - 280 с.

Ключевые слова: Г.В. Чичерин, жизненный путь.

Автор монографии о Г.В. Чичерине - Л.Я. Томас, специалист по истории России и Германии. Она подробно исследовала жизненный путь Г. В. Чичерина, положив в основу монографии неис-пользовавшиеся ранее материалы из архивов России и Германии,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.