Научная статья на тему '2011. 03. 014. Данюшина Ю. В. Бизнес-лингвистика и деловое общение в Интернете. - М. : изд. Дом ГОУВПО «ГУУ», 2010. - 275 с. - библиогр. В конце разд'

2011. 03. 014. Данюшина Ю. В. Бизнес-лингвистика и деловое общение в Интернете. - М. : изд. Дом ГОУВПО «ГУУ», 2010. - 275 с. - библиогр. В конце разд Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
179
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ ЯЗЫК И СТИЛЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 03. 014. Данюшина Ю. В. Бизнес-лингвистика и деловое общение в Интернете. - М. : изд. Дом ГОУВПО «ГУУ», 2010. - 275 с. - библиогр. В конце разд»

г) развитием системы дополнительного образования обучающихся, включающей в себя расширенную сеть кружков, студий и клубов по интересам, дополнительного образования общекультурологического характера, позволяющего решить разные педагогические задачи.

Этнокультурный пласт современных механизмов интеграции зарубежной культуры в российское образовательное пространство, содержащий в себе огромный педагогический потенциал, способствует образовательному, духовному прогрессу личности, всей человеческой общности в условиях синтеза культуры.

Социализация личности в духе интернационализма предполагает воспитание активной и неравнодушной личности, настроенной на межкультурное взаимодействие и сотрудничество, чему способствуют такие формы развития, как: совместная деятельность педагогов и родителей (участие семей иммигрантов в преодолении трудностей при обучении детей, воспитание позитивного отношения к многокультурной среде проживания); академическая поддержка (компенсирующее обучение при изучении учебных дисциплин, где используется лексика иностранного языка, изучаемого всеми субъектами воспитательного процесса, в том числе этнокультурной направленности) и др.

В вопросе формирования культурно образованной личности большое значение имеет воспитание этнической толерантности как основного показателя этнической культуры обучающегося. В этой связи решающая роль принадлежит этнопедагогической компетентности педагога, когда совокупность способностей, его личных качеств, сформированных на основе этнопедагогических знаний и умений, способствуют этнопедагогической деятельности, совершенствуют энопедагогическую культуру наставника.

Е.А. Казак

КОММУНИКАЦИЯ. ДИСКУРС. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

2011.03.014. ДАНЮШИНА Ю.В. БИЗНЕС-ЛИНГВИСТИКА И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ. - М.: Изд. дом ГОУВПО «ГУУ», 2010. - 275 с. - Библиогр. в конце разд.

Работа посвящена исследованию языковых особенностей делового общения и относится к области нового междисциплинарно-

го направления - бизнес-лингвистике. В качестве основы исследования избран дискурсивный подход, который реализуется при анализе делового общения в Интернете, представленного в бизнес-блогах, на корпоративных сайтах, в электронных СМИ.

Монография состоит из двух глав: 1) «Бизнес-лингвистика и бизнес-дискурс - методология исследования»; 2) «Деловое общение в Интернете».

В работе, в частности, отмечается, что новые глобальные геоэкономические вызовы заставляют постоянно искать пути повышения эффективности бизнеса, в том числе уделить больше внимания коммуникации в бизнес-контексте. В то же время стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, Интернета, мобильной связи и мультимедиа придают бизнес-коммуникации новое значение. Деловое общение приобретает характер сложного симбиоза публицистического, медийного, академического, организационно-корпоративного, управленческого и личностного дискурсов. С установлением рыночной экономики в условиях усиливающейся глобализации, с ее неизбежными глобальными финансово-экономическими кризисами проблематика бизнеса и экономики входит в повседневную жизнь каждого, модифицируя мышление и общение, заставляя разбираться в понятиях и терминологии бизнеса. Новые социоэкономические условия диктуют необходимость исследовать язык делового общения вообще и бизнес-коммуникацию в пространстве Интернета - в частности.

В первой главе обосновывается необходимость выделения бизнес-лингвистики как перспективного междисциплинарного направления прикладной лингвистики по исследованию применения языковых ресурсов в бизнесе и анализу функционирования языка и коммуникации в бизнес-контексте. Более точно бизнес-лингвистика определяется как «наука, изучающая функционирование языка и использование языковых ресурсов в бизнес-деятельности, исследующая языковые составляющие делового общения» (с. 7). Предложены ключевые направления новой дисциплины, которые автор предлагает изучать «в системном синтезе, обеспечивающем научную синергию» (с. 7), описаны ее истоки и социально-исторические предпосылки возникновения, определены предмет, методология и практическое значение, сферы ее взаимодействия со смежными отраслями. В качестве основы исследований предложен

дискурсивный подход, в связи с чем вводится понятие бизнес-дискурса.

Систематизируется ряд подходов к определению понятия «дискурс» в целом и его видов - в частности. Анализируются дефиниции данного понятия, предложенные в рамках собственно лингвистических исследований и в более широком, общенаучном понимании; приводятся исторические и современные трактовки зарубежных и отечественных ученых.

Используется подход, при котором соотносятся дискурс и коммуникация, рассматриваются основные модели коммуникации с точки зрения кода, участников, мотива и цели, контекста, ситуации, интерпретации смыслов.

В результате их синтеза автор предлагает комплексную коммуникационную модель дискурса, включающую линейные и инте-ракционные аспекты общения, производство (синтез) и интерпретацию (анализ) смыслов и делающую упор на взаимодействии коммуникантов в дискурсе. Кроме того, дискурс рассматривается как интерактивная прагматически-ориентированная деятельность, в связи с чем дается краткий обзор прагматических теорий в анализе дискурса.

Для анализа деловой коммуникации и функционирования языка в бизнес-контексте автор использует дискурсивный подход, предлагает определение бизнес-дискурса (с обоснованием предпочтительности данного термина) и разрабатывает функциональную типологию его подвидов.

Кроме того, приводится обзор имеющихся к настоящему времени разработок в области бизнес-дискурса в зарубежной и отечественной науке и суммируются основные подходы к его исследованию.

Дается обзор приемов и методов анализа дискурса в российской и зарубежной лингвистике, а также предлагается авторская модель многоуровневого анализа бизнес-дискурса, с опорой на уровневую структуру дискурса и комплексный подход к его исследованию.

В работе отмечается, что бизнес-лингвистика опирается на многие дисциплины и включает в себя изучение: бизнес-дискурса; организационной, корпоративной и управленческой коммуникации; устного, письменного и технически-опосредованного делово-

го общения (вербального, паравербального и невербального), его типологии и жанровой классификации; профессиональных подъязыков бизнес-сферы (например, банковского, биржевого, бухгалтерского, административного, производственного и др.); учебно-академического языка бизнеса, экономики, менеджмента, применяемого в учебных пособиях, академических и научно-популярных публикациях, лекциях и тренингах деловой тематики, языковом консалтинге и коучинге; языка бизнес-медиа (печатных и электронных СМИ по бизнес-проблематике); языка PR, рекламы и маркетинга; специальных языковых техник продаж и телемаркетинга (включая методики нейролингвистического программирования и психо-вербального манипулирования); лингвопрагматики в бизнес-контексте (аргументационно-персуазивные техники проведения презентаций, совещаний и переговоров; коммуникативные стратегии и применение языковых ресурсов в мотивации, отборе и оценке персонала и иных управленческих задачах); бизнес-риторики; бизнес-лексикографии (лексикографирование бизнес-терминологии, составление тезаурусов бизнес-лексики); документоведения (документная лингвистика); межкультурной бизнес-коммуникации (в том числе на иностранных языках).

Истоки бизнес-лингвистики как нового междисциплинарного направления автор видит в социолингвистике и психолингвистике, лингвистике текста и функциональной стилистике, лингвопрагма-тике, дискурсологии, когнитивистике, теории коммуникации, теории организации (Organization Studies), организационной психологии и организационной коммуникации (Organizational Communication), теории менеджмента (Management Studies), а также в прикладных исследованиях языка для специальных целей (LSP -Language for Specific Purposes).

При этом бизнес-лингвистика пересекается и со многими смежными областями - медиалингвистикой (в исследовании языка бизнес-медиа), юрислингвистикой (в области корпоративного, контрактного и имущественного права), политической лингвистикой (в вопросах социально-экономических отношений).

По мнению автора, в условиях усиливающейся геоэкономической глобализации с многократным увеличением объема международных бизнес-контактов бизнес-лингвистика не может не затрагивать и вопросы изучения делового иностранного языка, в первую

очередь - делового английского (Business English), поскольку английский язык уже фактически стал «lingua franca» международного бизнеса.

Методология бизнес-лингвистики, по мнению автора, должна основываться на традиционных методах исследования дискурса и текста как результата дискурса; это дискурс-анализ, конверсацион-ный анализ, эмпирико-описательные и компаративные методы, когнитивно-прагматический анализ текста и другие. Терминологический аппарат еще требует разработки, однако, вероятно, он может быть создан на базе соответствующей терминологии смежных дисциплин, включая вышеупомянутые медиалингвистику, юрис-лингвистику, политическую лингвистику и т.п. В книге предпринимается попытка сформировать специальную терминологию.

Во второй главе дается анализ сетевого бизнес-дискурса - его составляют бизнес-блоги, корпоративные веб-сайты и блоги, электронные бизнес-СМИ. Этим трем сферам посвящены соответствующие части главы.

В работе прослеживается история и приводится общая классификация современного блоггинга, предлагаются практические рекомендации по эффективному ведению бизнес-блогов.

Затем дается тематический, структурно-семантический и стилистический обзор бизнес-блоггинга: проведена его концептуально-тематическая категоризация, выявлена семантическая макроструктура и составлена актуальная «когнитивная карта» дискурса бизнес-блогов. При помощи авторской методологии хедлайн-анализа исследованы модели построения и семантическая парадигма названий бизнес-блогов, а также проиллюстрирована их стилистика и метафорика. Сделаны исторические (диахронические) наблюдения и проведен сопоставительный (синхронический) анализ западных и российских бизнес-блогов.

Отдельный раздел посвящен анализу дискурса бизнес-блогов, который приобретает социальную значимость и конструирует бизнес-реальность. Расклассифицированы новые явления в бизнес-блоггинге и сделан вывод о расширении его функций в мире. Для категоризации бизнес-блогов автор применяет методологию анализа заголовков, определяя основные стратегии называния блога, а также его гипертекстовый статус и функционально-стилевую специфику.

А.М. Кузнецов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.