Научная статья на тему '2011. 03. 013. Медушевский А. Н. Диалог со временем. Российские конституционалисты конца XIX - начала XX века. - М. : новый хронограф, 2010. - 488 с'

2011. 03. 013. Медушевский А. Н. Диалог со временем. Российские конституционалисты конца XIX - начала XX века. - М. : новый хронограф, 2010. - 488 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
286
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КОНЕЦ XIX НАЧАЛО XX В. / РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / РОССИЙСКИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИСТЫ / ПОСТРОЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 03. 013. Медушевский А. Н. Диалог со временем. Российские конституционалисты конца XIX - начала XX века. - М. : новый хронограф, 2010. - 488 с»

революций начала XX в. (И.Т. Шатохин, Е.П. Баринова, С.В. Лю-бичанковский).

Более неоднозначным выглядит мнение дискутантов о качестве «обратной связи» между периферией и центром. Так, Д. А. Старков отметил слабый, формальный внутренний и внешний контроль над деятельностью местной администрации и указал на склонность центрального аппарата МВД покрывать просчеты местных чиновников. Й. Баберовски обратил внимание на утрату сенаторскими ревизиями в пореформенный период былого значения. Напротив, Д.В. Васильев оценил сенаторские ревизии как единственный действенный способ получить объективную информацию о Туркестанском крае, в то время как без использования данного чрезвычайного механизма связь центра с Русским Туркестаном являлась непостоянной и не отражала реальность адекватно. А.С. Минаков оценил губернаторские отчеты как прочный канал связи между «начальниками» губерний и императором, имеющий огромный потенциал. Промежуточную позицию занял С.В. Люби-чанковский, который сделал вывод о том, что в пореформенный период центр имел адекватное представление об общей ситуации в местном управлении, но слабо контролировал текущие дела.

С. В. Беспалов

2011.03.013. МЕДУШЕВСКИЙ АН. ДИАЛОГ СО ВРЕМЕНЕМ. РОССИЙСКИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИСТЫ КОНЦА XIX -НАЧАЛА XX века. - М.: Новый хронограф, 2010. - 488 с.

Ключевые слова: Россия, конец XIX - начало XX в., российская политическая жизнь, российские конституционалисты, построение правового государства.

В книге профессора А.Н. Медушевского на основе опубликованных трудов и материалов российских и иностранных архивов проведена реконструкция российского конституционализма в контексте исторической эпохи рубежа XIX-XX вв., проанализирован вклад его выдающихся идеологов в решение проблем построения демократического общества, предпринята попытка включить их имена и идеи в российскую политическую жизнь и образование, способствовать построению правового государства в России. «Рассмотрение теории правового государства как стратегии модерниза-

ции позволяет аккумулировать значительный теоретический и сравнительный потенциал классической юриспруденции и политической мысли, вывести обсуждение проблемы на уровень социологии права, конкретных рекомендаций и технологий их реализации» (с. 16-17).

Книга состоит из введения и 10 глав. Каждая глава посвящена одной из ключевых проблем переходного периода и показывает вклад одного из мыслителей по этой проблеме. Первые три главы -об общей теории права по направлениям: либерализм и формирование основ российского конституционализма (С.А. Муромцев, гл. 1); поиск единой теории права и методов его познания (Н.М. Кор-кунов, гл. 2); социальный порядок и революция: психологическая теория права (Л. И. Петражицкий, гл. 3). Центральные главы книги -о проблемах демократии и авторитаризма, борьбы за правовое государство в России: демократия и права личности в условиях революционного кризиса (П.И. Новгородцев, гл. 4); теория и практика конституционного движения в России начала XX в. (Ф.Ф. Коко-шкин, гл. 5); концепция демократического переходного периода (В.М. Гессен, гл. 6); демократия и политические партии: механизм власти и лидерства (М.Я. Острогорский, гл. 7). В последних трех главах отражены сравнительные параметры анализа российского конституционализма: публично-правовая этика российского конституционализма (Б.А. Кистяковский, гл. 8); правовое государство с позиций сравнительного и международного права (С.А. Котля-ревский, гл. 9). В заключительной главе представлено проблемно-ориентированное изложение политической теории российского конституционализма и ее значения в XX - начале XXI в.

Опыт многих стран мира свидетельствует о том, пишет автор, что рациональные формы и технологии политического устройства вполне согласуются с исторической культурной традицией, если отказаться от абсолютизации стереотипов последней. Задача -дать новую интерпретацию исторической традиции, актуализировав те ее компоненты, которые служат целям современной модернизации, и, наоборот, отложить в сторону те компоненты, которые мешают ей. Это предполагает особый исследовательский подход, который может быть определен как «диалог со временем»: он означает готовность исследователя задавать прошлому вопросы, на которые мы стремимся ответить сейчас, и, наоборот, способность ис-

пользовать опыт прошлого для решения проблем, остающихся нерешенными до настоящего времени. Эта логика означает отказ от традиционного исторического нарративизма и принятие методологии когнитивной истории. В конечном счете речь идет о конструировании аналитической истории, призванной не просто описывать события прошлого (и тем самым следовать за ними), но создавать альтернативные модели процессов, раскрывать их вариативность, предлагать прогностические рекомендации. В сущности, речь идет о том, чтобы вернуть исторической науке утерянную ею главную функцию - magistra укае.

Теория правового государства, разработанная в классической русской либеральной юриспруденции рубежа XIX-XX вв., выступает как обобщенный мировой опыт этих преобразований - целостная стратегия модернизации российского общества, основные элементы которой сохраняют значение до настоящего времени по важнейшим параметрам.

Российский либерализм реализовал себя как научная теория, программа решения конституционного вопроса и социальная практика эпохи революций начала XX в. Как научная теория он дал чрезвычайно высокий уровень философского анализа социально-политического кризиса - его целостную концепцию как разрыва естественного права и позитивного права. С этих позиций решались проблемы определения права, социальной справедливости и закона, соотношения естественных и приобретенных прав, социальных функций права, права на достойное человеческое существование, соотношения негативных и позитивных прав и правового дуализма. Были заложены основы социологии права, поставившей решение проблем в сравнительный контекст, разрабатывавшей функции права и механизмы его реализации.

Либеральная парадигма - это не только философия, но и анализ механизмов социального устройства революционной России. Социологическая концепция русского общества - это концепция государственной (или юридической) школы, давшая в лице ее крупнейших представителей объяснение возникновения и социальной специфики российского социума - отношения в нем общества и власти, сословного строя и динамики его развития («закрепощения» и «раскрепощения» сословий государством); роли государства в русском историческом процессе. Она, по сути, представляла

теорию модернизации России без революции - перехода от сословного общества к гражданскому и от абсолютизма к правовому государству.

Либеральные мыслители предложили следующие пути выхода из кризиса.

1. Создание новой публично-правовой этики, необходимой для преодоления разрыва между нравственным идеалом и политической реальностью. Эта этика основана на традиционных моральных ценностях, принятых основной массой населения, но включает также обоснование рационального правового сознания, отсутствовавшего в русской истории. При обосновании правового государства центральное место занимают парадигмы русской философии права: теория возрождения естественного права (П. И. Новгородцев); психологическая теория права (Л.И. Петражицкий); социологическая теория права и преодоления правового дуализма (С.А. Муромцев). В них содержатся ответы на актуальные вопросы: соотношения права и нравственности; естественных и приобретенных прав; негативных и позитивных прав личности; объективных и субъективных конституционных прав; определение права на достойное человеческое существование как предпосылки правового государства.

2. Концепция правового государства в сочетании с концепцией эффективного государства включает: разграничение понятий верховенства права (the Rule of Law) и правового государства (Rechtsstaat); его типологию, различающую либеральное правовое государство, демократическое правовое государство и социальное правовое государство (Н.М. Коркунов); соотношение понятий правового государства и конституционного государства с точки зрения международного и внутреннего права и вариативности политических режимов в истории (С.А. Котляревский); определение рамок и условий возможного временного отступления от принципов правового государства в ситуации политических кризисов или чрезвычайного положения (В.М. Гессен). С этих позиций выясняется социальное содержание и подлинность конституционных гарантий прав человека.

3. Качественная разработка проблем социальной и правовой модернизации страны, которая включает программу реформирования традиционного аграрного общества, института собственности и регламентации возможности отчуждения имущества при проведе-

нии социальных преобразований (проблема социальных функций права), утверждения конституционализма и парламентаризма, решения вопросов территориального устройства, разделения властей, административных и судебных реформ, формирования рациональной и ответственной бюрократии. С этих позиций актуален анализ дуалистических систем в истории, причин их неустойчивости; переворотов в них, а также других особенностей российских переходных режимов - прерогатив главы государства, соотношения указа и закона; указного права главы государства и контроля за его применением (Н.И. Лазаревский); института исключительного положения (В.М. Гессен); механизма функционирования гражданского общества, избирательной системы и политических партий (М.Я. Острогорский); прав человека и границ делегированных полномочий администрации (Б.А. Кистяковский), полномочий главы государства.

4. Разработка концепции переходного периода от авторитаризма к демократии, которая сохраняет актуальность по следующим параметрам: соотношение понятий конституционной революции и конституционной реформы; моделей конституирующей (учредительной) и конституционной власти; преемственности и разрыва права, в частности, выработки правовых гарантий договорных отношений между политическими партиями; учет срывов на этом пути (феномен переворотов в праве, конституционного параллелизма и мнимого конституционализма); разработка проведения административных и судебных реформ в обществе переходного типа; заимствования иностранных моделей и их эффективного функционирования в других социальных условиях; стратегии и тактики либерального конституционного движения.

5. Новая система образования и вообще социализации молодых людей, способная вырвать их из рук деструктивной радикальной пропаганды и направить к творческой деятельности. Воспитание творческой личности, способной не только транслировать культуру, но и создавать культурные ценности.

Решение конституционного вопроса - центральный компонент политической программы русского либерализма. В рамках этого подхода раскрываются генезис и основные этапы истории российского конституционного движения. В трудах классиков политической философии либерализма - теоретиков государственной

(юридической) школы - разработана общая концепция российской государственности, перехода от абсолютизма к конституционной монархии и республике.

Понятие «конституция» выступало как символ, обозначение целого общественного движения, отстаивавшего право и закон, равный для всех, противостоящий популизму и экстремизму. Важнейший программный документ русского конституционализма -проект Основного закона - был подготовлен Союзом освобождения и издан в 1905 г. в России и Франции. Этот проект, ставший существенной предпосылкой Основного закона Российской империи 23 апреля 1906 г., был составлен лучшими юристами своего времени (среди них - Ф. Кокошкин и С. Котляревский, С.А. Муромцев). В целом проект «четко выразил политические устремления наиболее рациональной части русского конституционного либерализма, которая уже в 1904 г. выступила с лозунгом созыва Государственной думы» (с. 217).

Стержневым компонентом идеологии конституционализма стала концепция правового государства, которое в соответствии со своей конституцией обязано осуществлять право, принятое путем народного волеизъявления или народным представительством, не нарушать это право в своей собственной деятельности и подчиняться контролю независимого суда (в рамках теории разделения властей). Совокупность гарантии прав индивида со стороны государства - это конституция. Государство, подчиняющееся нормам права, есть конституционное государство. Это означает, что реализация идеала правового государства возможна как непосредственное решение практической политической задачи - введения конституционного строя.

В контексте правовой идеологии русского либерализма сформулированы следующие актуальные парадигмы: правовой дуализм как выражение раскола ценностных представлений о праве (обсуждение проблемы с позиций естественного права, исторической школы и социологической школы права) (Муромцев, Корку-нов, Новгородцев); преодоление разрыва правосознания и позитивного права как основа выхода из социального кризиса (Петражиц-кий); концепция гражданского общества и правового государства, рассмотренная с позиций как национального (Кокошкин), так и международного права (Котляревский); доктрина субъективных

публичных прав - основополагающий ориентир при проведении социальных и политических преобразований; модель отношения права и силы в публичном праве как теоретическая схема конфликта демократии и авторитаризма (Гессен); теория переходного периода и легитимности власти, а также выработка отношения к экстремистским течениям (Б.А. Кистяковский). Обсуждение этих центральных вопросов на современном этапе не только не утратило актуальности, но выявляет принципиальное различие позиций (четко проявившееся, например, в текущих дискуссиях, приуроченных к столетию сборника «Вехи»).

В условиях революционного кризиса 1905-1907 гг., а позднее Февральской революции 1917 г., две линии - умеренная и радикальная - обозначились очень четко внутри самой Конституционно-демократической партии. Они существенно расходились в решении вопроса о стратегии политических преобразований - темпах, средствах и способах достижения цели.

Спор умеренной (С.А. Муромцев, В.А. Маклаков) и радикальной (П.Н. Милюков, Ф.Ф. Кокошкин) тенденций включал следующие позиции: должна ли будущая конституция быть дарованной (октроированной) верховной властью или договорной - принятой в результате народного волеизъявления; следует ли для ее принятия ограничиться согласием монарха или необходим созыв Учредительного собрания; какой тип конституанты нужен России -созываемый по инициативе верховной власти и под ее контролем или формируемый на основе всеобщих выборов и выражающий волю народа. Вопрос о стратегии переходного периода (договорная модель или модель разрыва) стал актуален в период Первой русской революции в связи с отношением к идее сотрудничества с монархией и возможности создать коалиционное правительство под эгидой власти (три попытки создания такого ответственного правительства закончились неудачей); обсуждением избирательной системы; разработкой принципов парламентской деятельности, организации политических партий и отношением к экстремистским партиям (М.Я. Острогорский); выяснением применимости западных политических технологий конституционных реформ. В 1905, а затем в 1917 г. ключевыми были вопросы о соотношении монархического и народного суверенитета; необходимом масштабе конституционных ограничений власти главы государства и перспективной

форме правления (конституционная монархия или республика, ее варианты).

Политическая теория русского конституционализма раскрывает основные элементы теории правового и конституционного государства и содержит сравнительный анализ его параметров в различных странах мира, трудностей, с которыми сталкивается их конструирование в переходный период, особенно в России начала XX в., а также возможных ошибок и провалов на этом пути, к которым относятся различные варианты реставрации авторитаризма.

Национальное и государственное единство страны, согласно либеральной программе конституционализма, есть безусловный приоритет и должно быть обеспечено не внешним принуждением, но созданием социального и национального консенсуса в обществе (то, что мы назвали бы сейчас гражданской нацией). При таком подходе сильная центральная власть оказывалась совместима со значительной децентрализацией, признанием областных и национальных своеобразий и региональных законов. Выход усматривался не в выборе в пользу одной из чистых форм - федерализма или унитаризма, а в постепенном и растянутом во времени процессе предоставления статуса автономий территориям, которые достигли соответствующей культурной и правовой зрелости, причем позднее не исключалось превращение автономий в субъекты федеративного государства. Русский либерализм рубежа XIX-XX вв. (как и западный того же времени) отождествлял демократию с парламентским режимом, который исторически мог быть реализован в форме конституционной (парламентской) монархии или парламентской республики. Как в начале XX в. (в ходе Первой русской революции), так и в его конце реализовалась модель конституционного устройства, вводящего слабый парламент и сильную власть главы государства.

Режим, созданный в результате конституционной революции 1993 г., во многом напоминал систему, сложившуюся в России после революции 1905 г., а Конституция 1993 г. оказалась поразительно схожей с «Основными законами Российской империи» в редакции 1906 г. в том, что касается статуса парламента и прерогатив главы государства. Эта система, определявшаяся как «мнимый конституционализм», не была, однако, тоталитарной: в обоих слу-

2011.03.014-015

чаях она означала несомненный шаг вперед в принятии принципов правового государства и разделения властей.

Дискуссия о том, являлись ли Манифест 17 октября 1905 г. и последующие Основные законы 1906 г. полноценной конституцией или представляли собой скорее документы мнимого конституционализма (Милюков, Котляревский, Струве, Кистяковский, Гессен), не привела к однозначному решению.

Конструкция центрального и местного управления, а также роль самоуправления - оригинальный самостоятельный элемент либеральной программы. В целом это проект движения к правовому государству через земские учреждения и развитую систему местного самоуправления.

Политическая программа классического русского либерализма, подчеркивается в книге, «вполне созвучна задачам постсоветской конституционной борьбы за правовое государство. Она явилась результатом теоретических споров и обобщением практики на всем протяжении существования российского либерализма как самостоятельного политического течения, включая революционные и реставрационные периоды. Следует подчеркнуть, что, в отличие от программ всех других политических сил, именно либеральная программа выдвинула наиболее четкую концепцию решения конституционного вопроса, предложив проекты конституции, основанные на международном опыте» (с. 454).

В.М. Шевырин

2011.03.014-015. ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ ДО И ПОСЛЕ 1917 г. (Сводный реферат).

2011.03.014. Массовые аграрные переселения на восток России, (конец XIX - середина XX в.) / Аблажей Н.Н., Красильников С.А., Миненков Д. Д., Ноздрин Г.А. - Новосибирск, 2010. - 206 с.

2011.03.015. КРИГЕР В. Российские немцы вчера и сегодня. Народ в пути / Пер. с нем. - М.: АИРО-ХХ1, 2010. - 104 с.

Ключевые слова: Россия, СССР, государственная переселенческая политика, миграция населения.

В коллективной работе исследователей из Новосибирска, состоящей из введения, четырех глав и заключения, исследуются основные направления и приоритеты государственной переселенче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.