Научная статья на тему '2011. 03. 008. Ивонин Ю. П. В тени Абсолюта: правовая аксиология Б. Н. Чичерина / Новосиб. Гос. Ун-т экономики и упр. - Новосибирск, 2010. - 135 с. - библиогр. : С. 132-133'

2011. 03. 008. Ивонин Ю. П. В тени Абсолюта: правовая аксиология Б. Н. Чичерина / Новосиб. Гос. Ун-т экономики и упр. - Новосибирск, 2010. - 135 с. - библиогр. : С. 132-133 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИЧЕРИН Б.Н
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 03. 008. Ивонин Ю. П. В тени Абсолюта: правовая аксиология Б. Н. Чичерина / Новосиб. Гос. Ун-т экономики и упр. - Новосибирск, 2010. - 135 с. - библиогр. : С. 132-133»

лишь фикция, самообман; она не основывается на внутреннем выборе и совести человека, а зиждется на внешнем контроле со стороны государства и силе закона.

Согласно философии и прозрениям славянофилов России необходимо избавиться от комплекса культурной неполноценности. Пренебрежение властью, формально-юридическими началами - это не зло, не недостаток российской культуры, а ее достоинство. Миф о низкой правовой культуре в России не имеет под собой никаких оснований. За спиной у России есть собственный, еще недооцененный источник духовного совершенства - ее история, ее святыни и духовные традиции, которые превосходят так называемые либеральные ценности. В русской культуре до сих пор живы традиции, которым славянофилы придавали большое значение: православная вера, ценности духа, соборность, аполитизм, самодержавие как жертва царя ради народа, духовный потенциал земского дела, симфония духовной и светской властей, нравственная правда, справедливость, совесть.

К.Ф. Загоруйко

2011.03.008. ИВОНИН Ю.П. В ТЕНИ АБСОЛЮТА: ПРАВОВАЯ АКСИОЛОГИЯ Б.Н. ЧИЧЕРИНА / Новосиб. гос. ун-т экономики и упр. - Новосибирск, 2010. - 135 с. - Библиогр.: с. 132-133.

Б.Н. Чичерин - ключевая фигура русской философии права Х1Х в. Его идеи были итоговыми для естественно-правовой традиции; он был не только ее преемником, но и критиком, отражая стремление русской правовой мысли к созданию объединяющего, интегрального правопонимания. Как политический мыслитель он отстаивал необходимость гармонии государства и права, компромисса «исторической государственности» в России с принципами конституционализма и политической свободы.

Б. Н. Чичерина, пишет автор, можно считать основоположником традиции, которой неизменно следовало отечественное теоретическое правоведение. Он продемонстрировал обязательную связь метафизики, философии права и теории права. Б.Н. Чичерин был сторонником «антропологического обоснования права». Поэтому его метафизика рассматривается как обоснование философской антропологии, которая, в свою очередь, выступила обоснованием философии права. Философия же права Б.Н. Чичерина изучалась

как аксиологическое образование, в которой правовая онтология подчинена ценностной проблематике.

В работе рассмотрены ключевые аксиологические проблемы философии права, затронутые мыслителем: проблема свободы воли правового субъекта, «идея права» и составляющие ее ценности, иерархия и конфликт правовых ценностей, диалектика власти и права. Б.Н. Чичерин строил свою философию права как концепцию естественного права, которая должна оптимизировать существующую правовую доктрину и перейти в теорию права. В работе прослеживается связь философско-правовой аксиологии с конституционной доктриной автора. Последняя рассматривается на примере решения проблемы субъективного публичного права, делимости суверенитета и «представительского управления».

Философия права Б.Н. Чичерина была прямым продолжением его метафизики - метафизики Абсолюта. Абсолют представлялся как процесс самоопределения, сторонами которого оказываются Мощь, Разум и Дух, предвечно пребывающие в гармонии друг с другом. Абсолют предстает как абсолютный субъект-объект, самосознание. Он - творец этого мира, не только производящая, формальная и конечная, но и «материальная» причина. В метафизике Чичерина человек рассматривается как привилегированное тварное существо. Он результат двойного самоопределения Абсолюта. Человеческое самосознание связано с внутренним самоопределением Абсолюта, является его подобием. Самосознание существует для человека в виде знания общего закона всего сущего - гармонического единства мироздания.

Представление о самосознании позволило Б.Н. Чичерину ие-рархизировать человеческие способности и исключить чувства как непосредственный мотив деятельности. В его работах «воля» выступает как посредник между самосознанием и чувствами, но преимущественно оказывается способностью разума. Воля всегда свободна. Непосредственным мотивом действия воли выступает рефлексия. Способность следовать закону Абсолюта и принять его как правило своего действия образует «положительную свободу воли»; способность же распознавать чувственные влечения и отказаться им следовать понимается как «отрицательная свобода воли». Положительная и отрицательная свобода воли - это «свобода добра». Если человек отказывается от закона Абсолюта, предпочитая

погружение в мир чувственных влечений, это «произвол». В аксиологическом измерении это «свобода зла». Возможность выбора означает, что закон Абсолюта не господствует над человеком как принудительная «конечная причина», но существует как нравственный закон и императив.

Центральное место в философии права Б.Н. Чичерина занимала проблема правопонимания, т.е. определения «сущности», или «идеи», права. Право, считал он, есть выражение «правды», которая понималась как двуединство правды-истины и правды-справедливости. Базовой для идеи права была выбрана «уравнивающая справедливость», соединенная с христианским персонализмом. В этом случае фундаментальными ценностями права становятся равенство и свобода. Для Чичерина право - это свобода, ограниченная законом. Он акцентировал внимание на «прирожденном» характере права. Соответственно, право - это преимущественно субъективное право, совокупность дозволений, существующих для лица до тех пор, пока его «произвол» не нарушит аналогичных правовых возможностей другого индивида. Таким образом, сущность права у Чичерина представлена частным правом. Ведению частного права подлежит деяние, отрицающее приложимость правового предписания к конкретному факту. Деяние, отрицающее правовое предписание как таковое, регулируется публичным правом.

Аксиология публичного права строится на основаниях, противоположных естественно-правовой доктрине. Как теоретик публичного права Б.Н. Чичерин придерживался легистской традиции правопонимания. Фундаментальной ценностью становится уже не «свобода», а «порядок». Права гражданина носят не прирожденный, а октроированный характер и в объеме, определяемом государственной властью. Идея порядка, общего блага создает требование абсолютной правовой преемственности, изменения юридического порядка только законным путем.

Б.Н. Чичерин стремился к согласованию ценностных основ частного и публичного права. Он строил такую теоретическую модель публичного права и государственного союза, которая бы в максимальной степени согласовывалась с частноправовым порядком как идеалом права вообще, но не утрачивала бы роль гаранта этого порядка. Стремление Чичерина к компромиссу ценностей

юснатурализма и легизма позволяет говорить о нем как о пионере интегрального правопонимания в России.

К. Ф. Загоруйко

2011.03.009. ДОРОВСКИХ В.И., МАМЫЧЕВ А.Ю.

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ МИШЕЛЯ ФУКО / Под общ. ред. Овчинникова А.И.; Таганрог. гос. пед. ин-т. - Таганрог, 2010. - 99 с. - Библиогр.: с. 94-99.

Мишель Фуко является одним из ведущих и широко известных философов и методологов ХХ в. В его фундаментальных работах, посвященных становлению и развитию властных отношений, форм юридической рациональности, юридических учреждений и практик государственного управления, формулируются теоретико-методологические стратегии и положения, которые легли в основу многих современных теорий и доктрин. Концепция власти и государственно-властных отношений, изложенная французским мыслителем, открыла новый эвристический потенциал в познании публично-правовых институтов, форм государственно-правовых режимов, способов легитимации власти, юридических учреждений, правотворческих новелл, логики развития политических и юридических процессов.

В работе рассмотрены теоретические и методологические основы фукианской теории власти и государственно-властных отношений, методологии исследования юридических и политических феноменов, особое внимание уделено критической теории современного либерально-демократического дискурса, поддерживаемого им типа юридической и политической рациональности, а также критике «индивидуализма» и идеи гражданского общества.

Книга состоит из двух глав. В первой анализируется формирование концептуальных и методологических установок философ-ско-правовой доктрины М. Фуко, концептуальные и парадигмаль-ные аспекты его правового и политического мышлении, излагается дискурсивная методология познания государственно-правовых явлений и процессов.

Вторая глава посвящена системному анализу историко-правовых положений М. Фуко, связанных с историей развития юридических и политических учреждений, правового мышления, представляется сформулированная им теория власти и государст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.