Вызовы для кредитно-денежной политики европейских стран. Главный вызов заключается в том, чтобы затормозить рост инфляционных ожиданий. Для преодоления кризиса правительства приняли широкий круг мер как традиционных, так и нетрадиционных. К нетрадиционным относятся преимущественно те, что направлены на удешевление кредита и создание условий, благоприятных для развития межбанковских кредитных отношений, например, особые долгосрочные операции, расширение форм обеспечения кредита, соглашения между центральными банками о валютных свопах, а также меры, воздействующие на небанковский кредитный рынок, например, покупка правительствами покрытых облигаций (covered bonds). Все эти меры в случае, если они будут применяться и после окончания кризиса, потенциально могут способствовать росту инфляции.
По мере преодоления наиболее серьезных последствий кризиса странам зоны евро необходимо повышать процентные ставки с целью не допустить развития инфляции. Для контроля над уровнем ставок нужна консолидация государственных финансов. Среди других насущных задач правительств - сбалансирование бюджетов, которое позволит избежать нежелательных макроэкономических издержек и обеспечит устойчивый рост и стабильные цены.
Е.Е. Луцкая
2011.02.033-038. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ СЕУЛЬСКОГО САММИТА «ГРУППЫ 20». (Сводный реферат).
1. NOYER Chr. Personne ne doit ni ne peut manipuler sa monnaie. -Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/instit/discours/ 20101111-le-figaro.htm
2. Un G20 mi-figue mi-raisin. - Mode of access: http://www. lemonde.fr/economie/article/2010/11/12/_1439261_3234.html
3. Miné par les divergences, le G20 accouche d'une souris. - Mode of access: http://www.humanite.fr/12_11_2010
4. G20: le sommet miné par les tensions, débouche sur un accord a minima. - Mode of access: http://www.lepoint.fr/monde/ -12-11-2010-1261482_24.php
5. Le G20 accouche d'un accord a minima. - Mode of access: http ://www. liberation. fr/economie/01012301820-accord-a-minima-en-vue-au-g20
6. Идет война валютная // Коммерсантъ. - М., 2010. - 13 ноября. -Режим доступа: Ийр://'№'№'№.коттег8ап1;.шМос.а8рх?й-от8еагск= 28Ь28978-6ё8ё-42П-8£е8-91е25аае8537&ёос81ё=1539457
Главную тему саммита «группы 20» (020) в Сеуле (ноябрь 2010 г.) его организаторы обозначили как «послекризисное развитие». По мнению К. Нуайе, президента Банка Франции, главной задачей 020 является поиск путей уменьшения крупных диспропорций в платежных балансах стран, которые отрицательно воздействуют на рост мировой экономики и порождают опасные международные потоки капиталов. Решение этой проблемы связано не только с монетарной политикой. Каждая зона должна стремиться к установлению равновесия между сбережениями, потреблением и инвестициями (1).
По словам К. Нуайе, новые глобальные банковские стандарты (Базель-3) направлены на то, чтобы не допустить больше положения, когда государства снова должны будут приходить на помощь банкам. Именно поэтому новые стандарты предусматривают увеличение количества и повышение качества собственных капиталов банков. При этом предусмотрен определенный период адаптации к новым требованиям, чтобы избежать искусственного снижения банковского финансирования. Новое соглашение Базель-3 имеет универсальный характер и должно распространяться на США и все страны с формирующимися рынками.
Каждая страна, считает Е. Нуайе, должна иметь значительное число инструментов, необходимых регулирующим органам для обеспечения банкам возможности погашать потери. Например, во Франции в рамках Базеля-2 для каждого банка устанавливаются свои требования к собственному капиталу с учетом рисков, с которыми банк сталкивается. Опыт подтвердил разумность этой практики. К. Нуайе не согласен с мнением, что американским банкам потребуется меньше средств для выполнения требований Базеля III, чем европейским (думающие таким образом являются жертвами «оптической иллюзии» в области счетоводства, поскольку баланс, рассчитанный по американским правилам, почти в два раза меньше, чем баланс, рассчитанный по международным стандартам, используемым в Европе) (1).
Принятие норм Базеля-3 рассматривалось на саммите как реализация решений об усилении финансового регулирования,
принятых на прошлогоднем саммите 020. Эти меры направлены на усиление банковского сектора, который стал источником наиболее серьезного финансового кризиса со времен 1930-х годов (4).
В итоговый документ саммита был включен пункт о недопустимости валютных войн и искусственного обесценивания национальных валют. Этот пункт привлек главное внимание участников встречи. Фактически, указывается во французской газете «Монд», участники 020 покидали саммит в Сеуле в «кисло-сладкой обстановке». От них ожидали, что они положат конец «валютной войне», обязав ее главных участников прекратить манипулирование валютными курсами, поскольку это наносит вред мировой экономике. К числу главных участников «валютных войн» относятся Китай, наводняющий весь мир своим экспортом, благодаря заниженному курсу юаня, и США, наполняющие свою экономику ликвидностью, чтобы снизить курс доллара (2).
Особую остроту проблема курсов национальных валют приобрела после 2 ноября 2010 г., когда в США было принято решение об увеличении на 20% (до 600 млрд. долл.) программы выкупа казначейских облигаций США. Представители Китая на саммите заявили, что США просто хотят включить печатный станок, что очень негативно скажется на резервах Китая, поскольку их значительная часть хранится в долларовых активах. Именно этой теме была посвящена состоявшаяся в рамках саммита встреча президента США Б. Обамы и председателя КНР Ху Цзиньтао - она продлилась почти полтора часа и стала едва ли не главным событием саммита. Однако договориться о чем-то конкретном лидеры не смогли. Ху Цзинь-тао расплывчато пообещал постепенно реформировать курс юаня, потребовав от Вашингтона не совершать односторонних действий при проведении своей монетарной политики. Б. Обама не менее расплывчато пообещал учитывать интересы других стран. Защищая действия своей страны в валютном вопросе, президент США заявил, что прочный подъем американской экономики будет благоприятен для мирового роста (6).
Однако вслух никто не критиковал США за фактическую дополнительную эмиссию в 600 млрд. долл., хотя все понимают, что это является настоящим валютным демпингом, так как падающий доллар таит в себе серьезную опасность для внешнеторговых партнеров этой страны. Если все правительства будут девальвировать
свои валюты, чтобы стимулировать экспорт, мировой экономике будет сложно восстановиться после кризиса.
Вместо того чтобы зафиксировать цели и точные даты возврата к состоянию равновесия, участники саммита довольствовались поручением Международному валютному фонду разработать к весне 2011 г. приемлемые для всех показатели уровней положительного или отрицательного сальдо платежного баланса страны, отклонение от которых становятся опасными для других стран (3).
Прямых указаний по поводу мер в отношении двух главных разжигателей валютных войн - США и Китая со стороны участников саммита не последовало. Они лишь договорились «не допускать резких колебаний и беспорядочных колебаний курсов валют».
Между тем Китай свой юань девальвирует вовсе не резко и уж точно не беспорядочно. Ну а США как всегда будут соблюдать видимость договоренности только до тех пор, пока это не будет мешать национальной экономике.
Руководители ведущих стран в заключительном коммюнике ограничились заявлением против некоординируемой экономической политики, которая может иметь разрушительные последствия для мировой экономики. Они заявили об отказе от искусственной девальвации национальных валют в целях повышения конкурентоспособности экспортируемых товаров и высказались за усиление гибкости валютных курсов, диктуемых рынком. В этой части они слово в слово повторили текст коммюнике министров финансов стран 020, принятое ими в октябре 2010 г. (4).
Позиция России в «валютном вопросе» заключается в том, чтобы избегать односторонних шагов по снижению курсов валют, которые могут привести к дополнительным рискам.
В целом итоговый документ сеульского саммита 020 все же наполнен конкретикой, считает российский президент Д. Медведев. «Это не просто декларация, но и план действий, чего не было до сих пор», - заявил он журналистам. Запрет манипулирования курсами валют он назвал одним из главных итогов встречи: «Теперь угроза войны валют стала как минимум существенно ниже». Правда, российской валюте от этого все равно ни жарко, ни холодно. «Что касается самочувствия рубля, то оно в первую очередь зависит от нас самих, - уверял президент. - Конвертируемость рубля достигнута, теперь перед нами стоит новая задача - чтобы он стал
резервной валютой». Однако на самом деле одно препятствие на пути рубля в мировую денежную элиту все-таки есть - это нежелание иностранных импортеров торговать за рубли. И пока власти не придумают, как продавать нефть и газ за границу за рубли, дело с места не сдвинется.
Еще одно долгожданное решение нынешней «двадцатки» -реформирование квот и голосов МВФ (доля развивающихся стран была заметно увеличена). Теперь по количеству голосов Россия стоит на девятом месте, а ранее была во второй десятке. Большинство участников встречи считают, что система распределения квот продолжает оставаться несовершенной и новую формулу договорились согласовать до 2013 г.
Важнейшим положительным итогом саммита Д. Медведев назвал принятие странами 020 плана действий с рекомендациями и установками по всем аспектам макроэкономической политики при различных сценариях. Другим позитивным итогом саммита в Сеуле российский президент считает одобрение корейского предложения о создании глобальной сети финансовой безопасности.
В соответствии с корейскими предложениями будет усилен и инструмент гибкой кредитной линии (для стран с сильной экономикой), а также создан новый инструмент предохранительной кредитной линии (для относительно сильных стран, испытывающих экономические трудности). Оба инструмента не предполагают в качестве условия кредитования предъявления к стране-заемщику каких-либо требований по изменению экономической политики (6).
В целом дискуссии на саммите были трудными и острыми, хотя и напоминали, по мнению некоторых обозревателей, диалог глухих (5).
Что касается будущего, то президент Франции Н. Саркози, который в ближайший год будет председательствовать в 020, заявил о намерении сосредоточиться на решении трех проблем: реформа международной валютной системы, контроль над колебаниями сырьевых цен и мировое управление. Н. Саркози намеревается провести председательство под знаком «ответственности и реализма» и собирается работать над реализацией указанных трех проектов «рука об руку» с МВФ (5).
Л.А. Зубченко