Научная статья на тему '2011.02.027. СОКОЛОВИЧ П. ГЛИНКОВА ГВАРДИЯ, 1938-1945. SOKOLOVIč P. HLINKOVA GARDA, 1938-1945. - BRATISLAVA: ÚSTAV PAMäTI NáRODA, 2009. - 559 S'

2011.02.027. СОКОЛОВИЧ П. ГЛИНКОВА ГВАРДИЯ, 1938-1945. SOKOLOVIč P. HLINKOVA GARDA, 1938-1945. - BRATISLAVA: ÚSTAV PAMäTI NáRODA, 2009. - 559 S Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВАЦКОЕ ГОСУДАРСТВО / 1938-1945 ГГ. / СЛОВАКИЯ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ / ГЛИНКОВА СЛОВАЦКАЯ НАРОДНАЯ ПАРТИЯ / ГЛИНКОВА ГВАРДИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011.02.027. СОКОЛОВИЧ П. ГЛИНКОВА ГВАРДИЯ, 1938-1945. SOKOLOVIč P. HLINKOVA GARDA, 1938-1945. - BRATISLAVA: ÚSTAV PAMäTI NáRODA, 2009. - 559 S»

2011.02.027. СОКОЛОВИЧ П. ГЛИНКОВА ГВАРДИЯ, 1938-1945. SOKOLOVIC P. Hlinkova garda, 1938-1945. - Bratislava: Ùstav pamâti naroda, 2009. - 559 s.

Ключевые слова: Словацкое государство, 1938-1945 гг., Словакия во Второй мировой войне, Глинкова словацкая народная партия, Глинкова гвардия.

Монография молодого словацкого исследователя Петера Со-коловича, сотрудника Института национальной памяти, посвящена одному из ключевых феноменов самого неоднозначного периода словацкой истории - эпохе существования Словацкого государства. Автор широко использует и цитирует архивные материалы, однако отмечает, что в его задачи входило лишь предоставление общего очерка возникновения и эволюции Глинковой гвардии1; исчерпывающая характеристика деятельности ее представителей на местах остается делом будущих исследований (с. 17).

Во введении автор представляет краткий обзор современной историографии предмета, констатируя чрезвычайную ее субъективность. Ученый характеризует проблему Глинковой гвардии следующим образом: «Если рассматривать ее "сверху", через образ мысли и поступки ее элит, то с этой точки зрения ГГ действительно представляла собой шовинистическую, пронацистскую и антисемитскую организацию. С другой стороны, в ее рядах можно найти множество людей, которые не соглашались с ее радикализмом» (с. 15).

По мнению исследователя, история Глинковой гвардии служит наиболее ярким примером «постепенного внедрения в общество недемократических методов... С другой стороны, в особенности в начальный период своего существования, она объективно способствовала... формированию и укреплению словацкой независимости» (с. 16).

Первая глава («Глинкова гвардия в период до 6 октября 1938 г.») посвящена предшественнице ГГ - военной организации «Родобрана», а также истории формирования Глинковой гвардии в

1 Глинкова гвардия (Hlinkova garda) - полувоенная организация, существовавшая в рамках клерикально-националистической Глинковой словацкой народной партии, распущенной в 1945 г. Создателем партии был католический священник Андрей Глинка (1864-1938).

рамках Глинковой словацкой народной партии: «Весь процесс формирования ГГ последовательно опирался на автономистские тенденции этой партии. Трагедией, однако, стал тот факт, что процесс национального самоутверждения словаков достиг своего пика именно в период нацистской экспансии в Европе...» (с. 20). Радикальное крыло в партии представляли Александр Мах и Карол Сидор; умеренное - Йозеф Тисо. В 1938 г. за достижение автономии, в том числе ценой распада единого чехословацкого государства, высказался и Андрей Глинка (с. 36). А. Мах вскоре в статье под названием «Гвардии Глинки» призвал к созданию новой полувоенной структуры, и уже 8 июля того же года в Трнаве возникла первая региональная ячейка Глинковой гвардии (с. 42).

30 сентября 1938 г. был подписан Мюнхенский договор, по которому часть Чехословакии - Судетская область - передавалась Германии. 6 октября руководство Словацкой народной партии провозгласило автономию Словакии (с. 51-52).

Во второй главе «Глинкова гвардия в период автономии» автор останавливается на причинах стремительного роста влияния ГГ. Она «смогла выйти из подполья и действовать, не опасаясь вмешательства полиции, смогла бороться за создание независимого словацкого государства. Ведь автономия для радикалов была всего лишь неизбежным, желательно недолгим эпизодом на пути к окончательной независимости» (с. 60). Республиканское правительство стремилось удержать ситуацию под контролем путем создания на территории Словакии множества «национальных комитетов», но на практике они зачастую состояли из членов Глинковой гвардии: так население постепенно привыкало к тому, что власть находится в руках ГГ (с. 68), члены которой все чаще нападали на чехов, евреев и коммунистов (с. 72).

В ноябре было принято постановление правительства, согласно которому, как поясняет автор, «особое внимание. должно было уделяться военной подготовке населения, причем в Гвардии вводилась воинская дисциплина, и членом Гвардии мог быть только представитель словацкого народа, который добровольно подчинился строго определенным организационным и идейным нормам» (с. 87). При этом будущий гвардеец должен был быть человеком высоконравственным, иметь семью, быть абсолютно здоровым физически и не страдать алкоголизмом (с. 97-98).

На протяжении 1938-1939 гг. продолжалось организационное структурирование Глинковой гвардии; частью ее была и «Глинкова молодежь», куда входили дети и подростки от 6 до 19 лет (с. 92). Как указывает исследователь, выгоды, которые влекло за собой членство в ГГ, неминуемо вовлекали в ее ряды множество «подрывных элементов», которые вместо того, чтобы охранять общественный покой, громили не только чехов и евреев, но и «неблагонадежных» словаков, в частности протестантов (с. 102-110).

Автор воссоздает ход событий накануне Венского арбитража 2 ноября 1938 г.: в Братиславе прошла демонстрация за присоединение к Венгрии, в которой, согласно данным полиции, приняли участие множество молодых евреев. 3 ноября Йозефу Тисо был предложен план «окончательного решения» еврейского вопроса, подготовленный при участии Адольфа Эйхманна (с. 111-114); при воплощении этого плана в жизнь, констатирует автор, члены Глин-ковой гвардии проявляли редкое служебное рвение (с. 115).

Нацисты, как указывает Соколович, сделали ставку на словацких сепаратистов; уже 12 февраля 1939 г. Адольф Гитлер встретился с одним из ведущих идеологов Глинковой гвардии Войтехом Тукой (с. 122). В тот же день фактический главнокомандующий чехословацкой армии генерал Алоис Элиаш предложил соратникам решить ситуацию в Словакии путем военного переворота; такая попытка была сделана в ночь на 10 марта, когда были арестованы наиболее известные сторонники независимой Словакии (с. 122139). Но уже 14 марта под давлением Гитлера словацкий парламент провозгласил независимость страны; в истории Словакии началась новая эпоха.

Третья глава монографии носит название «От провозглашения независимости до переговоров в Зальцбурге». После 14 марта Глинкова гвардия успешно продолжала еврейские погромы (с. 163182), причем занималась этим так активно, что 7 апреля ее глава Александр Мах приказал гвардейцам сдать оружие и в дальнейшем лучше координировать свои действия с полицией (с. 184). Тем не менее отряды ГГ стали в этот период основным средством обеспечения «внутренней безопасности государства», получив практически все полномочия армии. С сентября по декабрь 1939 г. действовал закон об обязательном членстве в Гвардии, но под давлением всеобщих протестов он был отменен (с. 212-221).

Однако, как указывает историк, «основным документом, определяющим обязанности ГГ», стал Закон от 12 января 1940 г., который ввел обязательные занятия по военной подготовке - причем евреи вместо соответствующих занятий должны были трудиться на общественных работах, что открывало широкие возможности к обогащению для гвардейцев (с. 222-225). Как полагает автор, недоверие к ГГ среди населения способствовало массовому уклонению от занятий по военной подготовке (с. 229).

После очередного скандала, связанного с превышением полномочий членами Гвардии по отношению к евреям, главнокомандующий Александр Мах подал в отставку, которую - вопреки его ожиданиям - президент Тисо принял. Гвардию возглавил Франтишек Галан. Но «сторонники Маха не собирались сдаваться и пошли в контратаку» (с. 256); вскоре их в этом поддержало и руководство Третьего рейха. 8 июля 1940 г. на встрече в Зальцбурге Гитлер назначил Александра Маха министром внутренних, а Войтеха Туку -министром иностранных дел. Тисо собирался подать в отставку, но его, согласно источникам, цитируемым П. Соколовичем, убедили остаться. Франтишек Галан покинул свой пост, и Мах снова стал главой ГГ, назначив своим заместителем пронацистски настроенного Отомара Кубалу (с. 268).

Четвертая глава монографии названа «От Зальцбурга до Восстания». Как указывает Соколович, «Глинкова гвардия устами своего главнокомандующего напрямую поддержала идеи словацкой версии национал-социализма» (с. 269), хотя «нацисты не питали иллюзий по поводу того, что идеология национал-социализма может в Словакии пустить глубокие корни» (с. 271). Избранные члены Гвардии проходили обучение в учебном центре СС в Сеннхай-ме (с. 281). Впрочем, по мнению автора, нацисты стремились в первую очередь сохранить стабильность в Словакии, и поэтому радикалы из рядов ГГ находили у них меньше опоры, чем ожидали (с. 291). П. Соколович отмечает, что хотя ГГ была не слишком популярна, заметные посты в ней нередко занимали популярные и уважаемые в Словакии люди: «Многие оставались на своих местах лишь потому, что их вынуждали к этому стечение обстоятельств и внешнее давление» (с. 294). Основной характеристикой данного периода, по мнению историка, были противоречия между радикальной ГГ и умеренными клерикалами из Народной партии - сто-

ронниками президента и священника Тисо, причем чаша весов постепенно склонялась в сторону последнего (с. 311). Как умеренные, так и радикалы в ГГ стремились избавиться от А. Маха, которого обвиняли в «половинчатом решении еврейского вопроса» в 1942 г. (с. 314).

После Зальцбурга, как указывает историк, продолжали ухудшаться и отношения ГГ с армией; никакие пропагандистские акции не помогали, провалилась и попытка создать особый полк из добровольцев - членов Гвардии: добровольцев оказалось слишком мало (с. 315-324).

Рассматривая «законы об аризации», ужесточившиеся начиная с 1940 г., исследователь интерпретирует и роль, которую играла в реализации этих законов Глинкова гвардия (с. 325-345). Именно гвардейцы в первую очередь наживались за счет евреев и чехов, «аризация» превратилась в основное занятие Гвардии, и это привело к ее разложению: она «утратила многие функции, которые исполняла до тех пор, и в глазах общественности опустилась до чисто антисемитской организации» (с. 325). Коррупция, по мнению П. Со-коловича, царила на всех уровнях ГГ: известен по крайней мере один случай, когда еврея от депортации спасал сам А. Мах (с. 332).

В марте 1942 г. начались массовые депортации евреев из Словакии - о чем, как пишет автор, «радикалы больше всего мечтали» (с. 345). В распоряжениях руководства ГГ отдельно упоминалось о том, что для реализации депортаций следует выбирать «только самых лучших гвардейцев, с крепким позвоночником», которые не поддались бы эмоциям (с. 346). Впрочем, как сообщает исследователь далее, «нацисты были невысокого мнения о помощи Глинковой гвардии при исполнении антисемитских распоряжений. [они] часто критиковали членов ГГ за то, что для них важна была не идеологическая сторона, а собственное обогащение» (с. 350). Такая активность ГГ, по мнению автора, вызвала еще большую неприязнь к ней среди словацкого населения (с. 358). После официального прекращения депортаций в октябре 1942 г. А. Мах пытался возобновить их, пользуясь поддержкой руководства ГГ (с. 360); хотя это не удалось, гвардейцы продолжали обогащаться за счет еще оставшихся в стране евреев и чехов (с. 362).

П. Соколович констатирует, что в связи с антисемитской деятельностью Гвардии и переломом на Восточном фронте «в рядах

Гвардии, как и других пронацистских организациях, исчезли последние признаки активности, и они превратились в формирования, которые функционировали только на бумаге» (с. 372).

Последняя глава монографии названа «Глинкова гвардия после начала восстания». Очередным рубежом в истории ГГ стало начало Словацкого национального восстания 9 августа 1944 г. По этому случаю были сформированы отряды быстрого реагирования Глинковой гвардии. Парадоксальным образом, замечает автор, «начало восстания дало Гвардии новый жизненный импульс» - у нее снова появились враги и смысл существования (с. 385). Даже Йозеф Тисо теперь видел в ней свою основную опору в борьбе с партизанами (с. 387). А. Мах был отстранен, и новым руководителем Гвардии, призванным провести ее полную реорганизацию, стал Отомар Кубала (с. 390). Впрочем, как отмечает автор, многие члены отрядов вступили в них, чтобы избежать призыва в возрожденную словацкую армию (с. 398), так как командиры отрядов обещали, что они не будут непосредственно участвовать в боях. Предполагалось активное сотрудничество с немецкими военными частями; но нацисты жаловались на то, что гвардейцы вместо этого нередко спасали своих родственников (с. 419), а также на катастрофический упадок дисциплины в отрядах. Как констатирует П. Соколович, словаки боялись не только сражений, но и самих немцев (с. 433). Уже в конце 1944 г. нацисты, предвидя поражение, стали готовиться к эвакуации вместе с гвардейскими отрядами. Те, однако, нередко отказывались покидать родину (с. 436) и в 1945 г. начали сдаваться в плен советским войскам (с. 439).

Историк утверждает, что те гвардейцы, кто после окончания войны оказался за границами Чехословакии, благодаря накопленным средствам в массе своей смогли в дальнейшем вести безбедное существование (с. 442), но те, кто остался, были по итогам судебных процессов лишены гражданских прав, у многих отняли имущество, многих приговорили к длительному заключению, некоторых - к смертной казни. При этом, как указывает исследователь, после войны прошло две волны судебных преследований бывших членов Глинковой гвардии - в 40-х и в конце 50-х годов (с. 443). Автор завершает книгу констатацией: «Словацкая государственность после Второй мировой войны была ликвидирована, и новый режим снова вернулся к централистским практикам "чехослова-

2011.02.028-031

кизма", которые были в ходу еще до 1938 г. Поэтому идеи, которые продвигали радикалы из ГГ, не исчезли и после обновления Чехословакии» (с. 446).

Е.В. Глушко

2011.02.028-031. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ МЕЖВОЕННОЙ ПОЛЬШИ. (Сводный реферат).

2011.02.028. БЕЛОКУР М. Образование Первой Чехословацкой Республики и ее политика в отношении Польши в первые месяцы независимости в политической мысли деятелей национально-демократического лагеря.

BIAlOkUR M. Powstanie I Republiki Czechoslowackiej i jej polityka wobec Polski w pierwszych miesi^cach niepodleglosci w mysli poli-tycznej dzialaczy obozu narodowo-demokratycznego // Na szlakach niepodleglej : Polska mysl polityczna i prawna w latach 1918-1939 / Pod red. Marszala M., Sadowskiego M. - Wroclaw: Wydaw. uniw. Wroclawskiego, 2009. - S. 367-383.

2011.02.029. ФИКТУС П. Польская колониальная мысль накануне появления Второй Речи Посполитой1.

FIKTUS P. Polska mysl kolonialna u progu Drugiej Rzeczypospolitej // Ibid. - S. 339-355.

2011.02.030. КАВАЛЕЦ К. Миф «великой» Польши как элемент наследия 1918 г.

KAWALEC K. Mit «wielkiej» Polski jako element dziedzictwa roku 1918 // Ibid. - S. 57-67.

2011.02.031. МАЦЕЕВСКИЙ М. Федеративные концепции пилсуд-чиков в период зарождения Второй Речи Посполитой. MACIEJEWskI M. Federacyjne koncepcje pilsudczykow u zarania Drugiej Rzeczypospolitej // Ibid. - S. 139-157.

В реферате представлены публикации польских историков -участников конференции «На дорогах независимой Польши. Польская политическая и правовая мысль в 1918-1939 гг.», прошедшей в г. Кудове Здруй в ноябре 2008 г.

1 Вторая Речь Посполитая - часто используемое в историографии название независимого Польского государства 1918-1939 гг., подчеркивающее преемственность польской государственности (Первая Речь Посполитая перестала существовать в 1795 г.). - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.