Научная статья на тему '2011.02.010. МЕРК К.Х. СИБИРСКО-АМЕРИКАНСКИЙ ДНЕВНИК, 1788-1791 ГГ. MERK K.H. DAS SIBIRISCH-AMERIKANISCHE TAGEBUCH AUS DEN JAHREN 1788-1791 / HRSG. VON DAHLMANN D., FRIESEN A., ORDUBADI D. - GöTTINGEN: WALLSTEIN VERLAG, 2009. - 413 S'

2011.02.010. МЕРК К.Х. СИБИРСКО-АМЕРИКАНСКИЙ ДНЕВНИК, 1788-1791 ГГ. MERK K.H. DAS SIBIRISCH-AMERIKANISCHE TAGEBUCH AUS DEN JAHREN 1788-1791 / HRSG. VON DAHLMANN D., FRIESEN A., ORDUBADI D. - GöTTINGEN: WALLSTEIN VERLAG, 2009. - 413 S Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII В. / ОСВОЕНИЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ / АЛЯСКИ И КАМЧАТКИ / ЭКСПЕДИЦИЯ БИЛЛИНГСА-САРЫЧЕВА / К.Х. МЕРК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Любин В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011.02.010. МЕРК К.Х. СИБИРСКО-АМЕРИКАНСКИЙ ДНЕВНИК, 1788-1791 ГГ. MERK K.H. DAS SIBIRISCH-AMERIKANISCHE TAGEBUCH AUS DEN JAHREN 1788-1791 / HRSG. VON DAHLMANN D., FRIESEN A., ORDUBADI D. - GöTTINGEN: WALLSTEIN VERLAG, 2009. - 413 S»

преобладании русского этноса и православия сохраняло полиэт-ничность, поликонфессиональность, этническую и религиозную толерантность со стороны как имперообразующего народа, так и правящих кругов. Это была не "тюрьма народов", а фактор, объединяющий и сохраняющий народы» (с. 857).

В.М. Шевырин

2011.02.010. МЕРК К.Х. СИБИРСКО-АМЕРИКАНСКИЙ ДНЕВНИК, 1788-1791 гг.

MERK K.H. Das sibirisch-amerikanische Tagebuch aus den Jahren 1788-1791 / Hrsg. von Dahlmann D., Friesen A., Ordubadi D. - Göttingen: Wallstein Verlag, 2009. - 413 S.

Ключевые слова: Россия, вторая половина XVIII в., освоение Северо-Восточной Сибири, Аляски и Камчатки, экспедиция Бил-лингса-Сарычева, К.Х. Мерк.

Неизвестный прежде широкой публике «Дневник» немецкого врача и естествоиспытателя Карла Хайнриха Мерка издан и прокомментирован главой Отдела восточноевропейской истории Боннского университета профессором Диттмаром Дальманом, автором многих научных работ по истории Сибири, и его коллегами Дианой Ордубади и Анной Фризен.

Монография состоит из введения, основной части - Дневника К.Х. Мерка 1788-1791 гг. и приложения (в котором поясняются употребляемые в те времена меры объема и веса, текстовые сокращения, дан список источников и литературы, представлены список иллюстраций и географический регистр). Текст Дневника сопровождается 802 примечаниями издателей.

Жизнь и творчество, равно как и результаты научных исследований Мерка издатели анализируют и обобщают в обширном введении, озаглавленном «Карл Хайнрих Мерк и исследования Северо-Восточной Сибири и северо-восточной части Тихого океана» (с. 7-86). Оно состоит из разделов: «Путешествия исследователей по Сибири в XVIII в.», «Предыстория экспедиции Биллингса-Сарычева», «Немецкий врач в качестве естествоиспытателя в России», «Экспедиция Биллингса-Сарычева в северо-восточной части Тихого океана», «Отношения К.Х. Мерка со своей семьей и его

связи с Германией», «Научное наследие К.Х. Мерка», «Об этом издании».

Издатели подчеркивают, что XVIII век известен как век Просвещения. Одновременно он знаменовал собой «эпоху научного любопытства и больших исследовательских путешествий». Научные исследования неизвестных до этого далеких территорий во всех частях земли внесли много нового в европейскую духовную и культурную жизнь. Большую роль играли подробные сведения и опыт, полученные в ходе путешествий по азиатским и тихоокеанским просторам. Особое место занимала при этом Сибирь, которую понимали как «важную цивилизационную пограничную область между Европой и Азией». Исследователей из всей Европы привлекали прежде всего восточносибирские и дальневосточные земли. Всестороннее изучение этих земель и культуры населяющих их народов представлялось «решительным прогрессом» в деле духовного сближения «старого» и «нового» Света и достижения таким образом политико-экономического взаимопонимания (с. 7).

Российская империя, благодаря своим североазиатским областям, уже с конца XVII в. относилась к государствам, которые прилагали усилия к изучению неизвестной Восточной Сибири и Азии. После создания в 1724 г. Петербургской Академии наук, концепцию деятельности которой разрабатывал Г.В. Лейбниц, а позднее Х. Вольф, исследование Дальнего Востока стало еще более интенсивным. Так как Россия не располагала собственными учеными, большинство исследователей, совершавших по заданию императорского российского правительства путешествия по сибирским и дальневосточным регионам, были из Западной Европы, и прежде всего из тех земель, где говорили на немецком языке. «Таким образом, российское правительство было вынуждено поддерживать всеобщее, выходящее за рамки отдельных государств, европейское сотрудничество в сфере науки» (с. 8).

К подобным предприятиям с международным участием относится так называемая Вторая камчатская экспедиция (1733-1743), известная также под названием Великой Северной экспедиции. В ней принимали участие русские, французы, датчане и многие немецкие исследователи, среди них такие выдающиеся ученые, как Й.Г. Гмелин, Г.Ф. Миллер, Г.В. Стеллер и Л. Де Иль де ля Круэр, руководил экспедицией датчанин Витус Беринг. Это было большое

научное предприятие, участники которого могли опираться на результаты исследований сибирского путешествия данцигского врача Д.Г. Мессершмитта 1719-1727 гг. и первые научно обоснованные описания Сибири, морских путей из Сибири в Америку, от берегов Камчатки до Японии и до Северного Ледовитого океана.

Описания путешествий с давних пор вызывали большой интерес в академическом мире и среди образованной публики в Европе. Издатели приводят в качестве примера такой литературы XVIII в. книгу «Путешествие вокруг света» Георга Фостера, совершившего кругосветное путешествие вместе с Джеймсом Куком1, а также посмертно опубликованные работы Г.В. Стеллера (1709-1746) о Сибири и Камчатке.

Врач и естествоиспытатель К.Х. Мерк (1761-1799), который был на несколько лет моложе Г. Фостера, так же как и Стеллер, так и не увидел публикации своих трудов, пишут авторы. Он скончался в возрасте 37 лет в Санкт-Петербурге, не успев опубликовать результаты своих научных достижений. Впервые публикуемый немецкий оригинал его сибирско-американского дневника, который он вел как член экспедиции Биллингса-Сарычева, в течение почти десяти лет изучавшей Восточную Сибирь, тихоокеанские острова между Азией и Америкой, а также Аляску, «так же неизвестен, как и сам автор» (с. 10). Дневник представляет собой «черновые наброски», это по большей части трудно поддающиеся прочтению неразборчивые каракули, написанные в условиях сибирского мороза, и хотя у автора находилось потом время для их переработки, но до чистовика дело так и не дошло. «Это выдающееся свидетельство той эпохи и ценный исторический источник», - констатируют издатели (с. 10).

Авторы обращают внимание на результаты исследований немецкого ученого Петера Симона Палласа, профессора естественной истории Российской Академии наук, издавшего труды о своих путешествиях по азиатской части Российской империи, содержавшие сведения по географии, метеорологии, этнологии, истории и языкознанию. Когда Паллас в 1774 г. вернулся из очередной экспедиции, он уже стал мировой знаменитостью.

1 Георг Фостер в 12-летнем возрасте вместе с отцом, пастором и естествоиспытателем, побывал в России на Волге, где тогда искали места для поселения немецких колонистов. - Прим. реф.

К началу XVIII в. России удалось, иногда ценой кровавых столкновений, завоевать отдаленные сибирские земли, в том числе Камчатку, окончательно присоединенную в 1730-1740-е годы, население которой русские называли камчадалами, а само себя оно именовало ительменами (что означает: «живущие здесь»). Этнографические характеристики местного населения, а также флора и фауна были описаны Г.В. Стеллером и С. Крашенинниковым. Жившие на полуострове Чукотка чукчи во второй половине XVIII в. оказывали сопротивление завоевателям, пока не получили при Екатерине II подобие местной автономии.

В 1785 г. Екатерина II направила на Восток «Секретную астрономическую и географическую экспедицию для исследования Восточной Сибири и Аляски», которая потом получила свое краткое название по именам ее руководителей - И. И. Биллингса и Г.А. Сарычева. Целью экспедиции было продолжение изучения северо-восточной части России. Кроме того, экспедиции было поручено выполнить строго секретную политическую миссию: окончательно присоединить к Российской империи Алеутские острова и побережье Аляски (с. 15).

Проводимая под флагом Российской империи и имевшая политико-стратегическое значение, данная экспедиция в северо-восточную часть Тихого океана была первоклассно оснащена. Ее подготовкой занимались Санкт-Петербургская Адмиралтейств-Коллегия, привлекшая к участию ученых и мореплавателей из всей Европы. Научное попечительство было поручено П.С. Палласу. Коллегия определила не только цели, состав и ход северовосточного тихоокеанского путешествия, но и обязанности участников экспедиции, порядок ведения путевых дневников, организацию ремонта судов, обращение с местным населением, научные задачи путешествия и многое другое. Особенно подчеркивалась засекреченность всех связанных с экспедицией мероприятий.

Это предприятие, отмечают авторы, следует рассматривать в контексте проникновения других европейских держав в северную часть Тихого океана и регион вокруг Аляски и Алеутских островов. Так, Джеймс Кук для своего третьего кругосветного путешествия 1776-1779 гг. (в ходе которой он был убит на Гавайях в феврале 1779 г.) получил задание добраться до Камчатки и найти северовосточный путь к Атлантике или путь вокруг России к Северному

морю. Британское адмиралтейство в 1730-е годы было информировано о русских открытиях, а также о появлении испанцев на американском западном побережье. Испанские корабли отошли в 17741775 гг. к Ванкуверу из-за опасения столкновений с русскими охотниками за мехами и купцами, которые с конца 1740-х годов проявляли большую активность в этом регионе, между Аляской и Камчаткой, а также на Алеутских островах. Кук по время своего третьего путешествия к тихоокеанскому побережью Америки дошел вплоть до Аляски, до острова Уналашка, Алеутских островов и Берингова пролива, откуда вынужден был вернуться из-за мощных льдов. Ему были известны результаты Второй камчатской экспедиции и труд Г.Ф. Миллера «Известия о морских путешествиях» с картой, составленной в 1758 г.

Новая попытка проникнуть через Берингов пролив в Северный Ледовитый океан, предпринятая английскими кораблями под командованием Ч. Клерка, кончилась неудачей, она стоила Клерку жизни. В этой английской экспедиции помощником астронома был Джозеф Биллингс, будущий командир «Секретной астрономической и географической экспедиции». Другим руководителем экспедиции стал лейтенант Гавриил Андреевич Сарычев (1763-1831). Проявленный им в предыдущих морских путешествиях особый интерес и талант к гидрографии позволил Петербургской Адмирал-тейств-коллегии поручить молодому офицеру возглавить путешествие в северо-восточную часть Тихого океана, так как к приоритетам экспедиции среди прочего относилось картографирование и исправление предыдущих карт региона. Среди других в состав экспедиции Биллингса-Сарычева входили кадровый офицер Роберт Холл, лейтенант Кристиан Беринг (внук Витуса Беринга), военный хирург Михаэль Робек, обладавший лингвистическими познаниями, Мартин Зауэр, англичанин, исполнявший обязанности секретаря Биллингса.

Карл Хайнрих Мерк, родившийся в 1761 г. в Дармштадте в семье врача, получил медицинское образование и защитил диссертацию в университете Гиссена в 1784 г. На его решение отправиться в Россию, возможно, повлиял дядя, известный писатель и друг Гёте, одаренный любитель-палеонтолог Йохан Фридрих Мерк (1741-1791), однажды побывавший в России и вынесший оттуда

много ярких впечатлений, в том числе о развитии российской науки (с. 33).

Летом 1785 г. К.Х. Мерк переехал в Петербург, откуда отправился в Иркутск, чтобы занять там место госпитального врача. Полгода спустя в Иркутск прибыл со своей экспедицией Биллингс, здесь к ним должен был присоединиться французский минералог и ботаник Э.-Л.М. Патрен (1742-1815). Биллингс предложил доктору Мерку участвовать в экспедиции, тот дал свое согласие и вместе со всеми выехал в Якутск, до которого экспедиция добралась в мае 1786 г. Оттуда путь лежал в Охотск, где члены экспедиции должны были встретиться с ранее прибывшим туда Сарычевым, который с апреля 1786 г. возглавлял строительство кораблей для экспедиции. Дальнейший путь, географические открытия (например, Хребет Сарычева) и общение с местным населением - юкагирами - описываются в путевых дневниках Биллингса и Сарычева. В 1786-1789 гг. экспедиция проводила исследования в северо-восточной части Сибири.

В мае 1790 г. на корабле «Слава России» экспедиция отправилась на Аляску и Алеутские острова, где проводились геологические исследования, изучались вулканы, флора и фауна (часть экспедиции осталась и продолжала работать на Камчатке). «Биллингс, Мерк и другие члены экспедиции стали первыми европейцами, которые прожили там долгое время и смогли дать подробное описание этих мест» (с. 16). Была начата законченная в 1792 г. перепись населения этих островов, на них насчитывалось тогда около 3000 жителей (с. 55). Мерк записывал свои впечатления о местном алеутском населении и об американских инуитах (эскимосах. - Реф.). Недостаток продовольствия заставил экспедицию осенью 1790 г. вернуться на Камчатку и перезимовать в Петропавловске. Возможно, Мерк использовал время этой зимовки для внесения поправок и написания пояснений в своем дневнике естествоиспытателя. В мае 1791 г. экспедиционный корабль «Слава России» снова вышел в море. Было закончено гидрографическое исследование Командорских островов, западной части Алеутских островов и островов Прибылова. Во время плавания на Чукотку было сделано открытие о возможности навигации от сибирского побережья Северного Ледовитого океана через Берингов пролив до устья Колымы. В 1792 г. продолжавшая работу в районе Чукотки, Камчатки и Алеутских

островов экспедиция располагала уже двумя кораблями, дополнительно был построен «Черный орел» (с. 58).

Издатели особо выделяют работу Мерка по описанию обычаев чукчей, называя ее «первым подробным документом по этнологии этого сибирского народа» (с. 59). Она содержит ценные детали о социальной структуре чукчей, их семейной жизни, религиозных обрядах и праздниках. Как врач, Мерк обратил внимание на феномен шаманизма. Описал он и болезни, от которых страдало местное население. «Они достигают столь преклонного возраста, что уже не в состоянии передвигаться», отметил Мерк в своем дневнике (с. 247). Здесь он подробно и систематически описывал обычаи местного населения, флору и фауну, характерную для мест путешествия - Камчатки, Чукотки, Аляски и Алеутских островов (с. 135-377).

В апреле 1792 г. группа Биллингса вернулась в Якутск, в августе 1793 г. туда прибыла группа Сарычева. В сентябре члены экспедиции смогли отправиться в Петербург и после зимовки в Иркутске добраться до российской столицы в апреле 1794 г. Наибольшим достижением экспедиции стала «консолидация русского присутствия» на исследованных территориях, прежде всего на Алеутских островах и на южном побережье Аляски. Были получены немалые научные результаты. После обработки материалов в сентябре 1795 г. экспедиция была официально завершена.

В.П. Любин

2011.02.011. ИЗЛИ Р. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ: МИРОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ И СОЗДАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

EASLEY R. The émancipation of the serfs in Russia: Peace arbitrators and the formation of civil society. - L.; N.Y.: Routledge, 2009. - XII, 226 p.

Ключевые слова: Россия, отмена крепостного права, мировые посредники, гражданское общество.

В монографии Роксаны Изли исследуется институт мировых посредников, который имел центральное значение для реализации крестьянской реформы на местах. В трактовке автора институт мировых посредников являлся точкой пересечения интересов государства, дворянства и крестьянства, которые «сталкивались между

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.