эффективное гражданское правительство, передать ему почти всю полноту власти и этим трансформировать свое положение в статус конституционного монарха. Шах сам понимал срочную необходимость подобных действий. Он уговорил своего давнишнего оппонента Ш. Бахтияра сформировать правительство, согласился передать ему большинство своих полномочий, обязался, хотя бы на время, уехать заграницу и навсегда покончить с абсолютной монархией в стране. После одобрения меджлисом правительства Бахтияра 16 января 1979 г. шах отправился на отдых за рубеж. Хомей-ни объявил новое правительство «незаконным», поскольку оно не опиралось на всенародную поддержку. После проведенного 31 марта 1979 г. референдума Иран был провозглашен Исламской Республикой, что явилось «концом монархического проявления в Иране, продолжавшегося 2500 лет» (с. 197).
Б. С. Тупов
2011.01.038. КРАУСС Е., ПЕККАНЕН Р. ПОДЪЕМ И ПАДЕНИЕ ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ЯПОНИИ. KRAUSS E., PEKKANEN R. The rise and fall of Japan's Liberal Democratic party // J. of Asian studies. - N.Y., 2010. - Vol. 69, N 1. -P. 5-15.
Ключевые слова: Либерально-демократическая партия Японии, Демократическая партия Японии, Японский парламент, Палата представителей, Палата советников, выборы 2009 г.
Профессор школы международных отношений Калифорнийского университета Е. Краусс и адъюнкт-профессор Школы международных исследований Вашингтонского университета Р. Пекканен в своей статье анализируют результаты парламентских выборов в Японии в 2009 г. Победа на выборах оппозиционной Демократической партии Японии (ДПЯ) имеет историческое значение не только для японского народа и возможно азиатских соседей страны, но также и для США. На выборах потерпела поражение Либерально-демократическая партия (ЛДП), которая практических находилась у власти без перерыва с 1955 г. (не считая 10 месяцев в 1993/94 г.). Авторы отмечают, что из «необычных демократий», где у власти находились партии с периодом не менее 20 лет (Япония, Швеция, Италия и Израиль), к 2009 г. сохранилась только японская
ЛДП. Результаты выборов показали, что почти 60% кандидатов от ЛДП, которые были избраны в прошлый законодательный орган, не прошли на выборах в новый парламент, и среди них многие бывшие министры, а также бывший премьер, потерявшие свои места в парламенте. Что же касается ДПЯ, то она получила в парламенте 308 мест из 408 (с. 5). И все это произошло после ошеломляющей победы ЛДП на предыдущих парламентских выборах. Партия находилась у власти и в период послевоенной бедности, и во время экономического «чуда» в 1960-1980-е годы. Она пережила вместе со страной чудовищный экономический кризис в 1970-х годах, сделавший Японию самой экологически загрязненной страной в мире. Однако именно этой партией были успешно решены экологические проблемы, что завершилось принятием самого строгого законодательства в отношении экологии, которого не было ни в одной другой развитой стране. ЛДП была у власти и в период «холодной войны», и после ее окончания. Она смогла пережить длившийся 15 лет процесс осуществления избирательной реформы, целью которой было положить конец контролю партии над правительством. Такое длительное пребывание у власти получило название «половина вечности». Все это время ЛДП была доминирующей партией, в то же время оставаясь «децентрализованной и фрагмен-тированной, делила разработку политики с элитными кругами национальной бюрократии, находилась в конфронтации с главной оппозиционной партией левого толка (Японской социалистической партией)» (с. 6).
Элита национальной бюрократии осуществляла промышленную политику, которая способствовала быстрому экономическому развитию начала 1960-х годов, создавшему в стране изобилие при отсутствии безработицы. Хотя ЛДП и не была очень популярна среди избирателей, многие японцы полагали, что она является той партией, которой можно доверить управление страной. Мощными группами поддержки, которые обеспечивали голосование за ЛДП, долгое время оставались почтовые служащие (имевшие большое влияние в сельской местности), фермеры, строительные рабочие. Короткий перерыв (10 месяцев) в нахождении у власти ЛДП пришелся на 1993 г., когда в партии произошел раскол, а вышедшие из ЛДП члены создали небольшие партии и присоединились к оппо-
зиции. Через несколько месяцев коалиция распалась, ЛДП вернулась к власти, где и оставалась еще 15 лет.
Проведенная в 2005 г. приватизация почты привела к тому, что сельские жители «активно отвернулись от ЛДП» (с. 10). ДПЯ воспользовалась этим, для того чтобы заполучить голоса сельских избирателей, пообещав им большие правительственные субсидии. ЛДП, вынужденная идти на всесторонние уступки в переговорах по поводу вступления в ВТО, обещать ничего не могла. Партия продолжала терять поддержку и в органах местного самоуправления, так как в связи с политикой слияния из 3232 местных органов в 1999 г. к 2006 г. осталось только 1821 (с. 10). Всеобщее негодование вызвала ставшая известной потеря около 50 тыс. досье на пенсионеров страны. Это способствовало тому, что выборы 2007 г. в верхнюю палату Парламента ЛДП проиграла.
Во время предвыборной кампании в связи с выборами в нижнюю палату в 2009 г. ДПЯ умело координировала свои действия с оппозиционными партиями, включая Социал-демократическую партию, Новую народную партию, Вашу партию и даже Компартию.
С 2006 по 2009 г. в Японии сменилось три премьер-министра, которые уделяли больше внимания внешней политике и проблемам безопасности, чем внутренней политике. За это время в Японии произошел ряд финансовых и бюрократических скандалов, не был налажен контакт с верхней палатой Парламента, которая контролировалась с 2007 г. оппозиционной ДПЯ. В стране росло стремление ослабить жесткий контроль со стороны «треугольника» - ЛДП, бюрократия и влиятельные группировки. В начале столетия произошли изменения, при которых имидж и политика стали важнее политической лояльности, к чему ЛДП приспосабливалась с большим трудом.
Авторы полагают, что самым важным изменением, которое можно ожидать от победы ДПЯ, будет уменьшение влияния на власть бюрократической элиты и возможность разработки и принятия политических решений самими политиками. В области внешней политики можно надеяться на улучшение отношений Японии с ее восточноазиатскими соседями. Призыв руководства ДПЯ к равному партнерству с ее военными союзниками вызвал нервное волнение в США.
Вполне возможно, что ЛДП расколется на ряд группировок или вообще перестанет существовать. Но скорее всего, по мнению авторов, поражение на выборах даст небывалый стимул к реорганизации ее руководства. ЛДП «залижет раны», начнет поиск путей к возвращению и в конце концов опять окажется у власти.
Б. С. Тупов
АРХЕОЛОГИЯ
2011.01.039. СЬЁГРЕН Л. ФРАГМЕНТЫ АРХАИЧЕСКОГО КРИТА: АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА.
SJÖGREN L. Fragments of archaic Crete: Archaeological studies on time and space. - Uppsala: Uppsala univ., 2008. - 255 p. - (Acta Univ. Upsaliensis. Boreas. Uppsala studies in ancient Mediterranean and Near Eastern civilization; 31). - Bibliogr.: p. 249-255.
Ключевые слова: архаический Крит, 800-500 гг. до н.э., формирование социального пространства, конструирование социальной памяти, возникновение идентичности.
Монография Лены Сьёгрен (Департамент археологии и классических исследований Стокгольмского университета) основана на археологическом материале поселений, культовых мест и погребальных памятников Крита, датируемых 800-500 гг. до н.э. Уделяя основное внимание скорее интерпретационным стратегиям, чем описанию материальных остатков, шведская исследовательница не ставит перед собой цель дать некий диахронный синтез истории архаического Крита. Свою задачу она видит в том, чтобы показать, как и с каких теоретических позиций архаический Крит рассматривается в археологической литературе (часть I), и в рамках постпроцессуальной парадигмы в археологической науке исследовать вопросы формирования социального пространства, конструирования социальной памяти и возникновения идентичностей на Крите эпохи архаики (часть II).
Л. Сьёгрен сознательно, как она сама пишет в «Прологе», игнорирует письменные источники как относительно обширный эпиграфический материал, а также литературные тексты, содержащие сведения о раннем Крите. Свою позицию она объясняет стремле-