Научная статья на тему '2011. 01. 028. Ли Х. , Миоццо М. , Ларедо Ф. Карьерные стратегии и компетенции обладателей ученой степени в области науки и инжиниринга в экономике знаний: случай выпускников аспирантуры исследовательского Университета Великобритании. Lee H. , miozzoa М. , Laredo Р. Career patterns and competences of PhDs in science and Engineering in the knowledge economy: the case of graduates from a UK research-based University // Research policy. - Amsterdam, 2010. - Vol. 39. - p. 869-881. - doi:10. 1016/ J. respol. 2010. 05. 001'

2011. 01. 028. Ли Х. , Миоццо М. , Ларедо Ф. Карьерные стратегии и компетенции обладателей ученой степени в области науки и инжиниринга в экономике знаний: случай выпускников аспирантуры исследовательского Университета Великобритании. Lee H. , miozzoa М. , Laredo Р. Career patterns and competences of PhDs in science and Engineering in the knowledge economy: the case of graduates from a UK research-based University // Research policy. - Amsterdam, 2010. - Vol. 39. - p. 869-881. - doi:10. 1016/ J. respol. 2010. 05. 001 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ / КАРЬЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ / СТЕПЕНЬ ДОКТОРА ФИЛОСОФИИ / КОМПЕТЕНЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 01. 028. Ли Х. , Миоццо М. , Ларедо Ф. Карьерные стратегии и компетенции обладателей ученой степени в области науки и инжиниринга в экономике знаний: случай выпускников аспирантуры исследовательского Университета Великобритании. Lee H. , miozzoa М. , Laredo Р. Career patterns and competences of PhDs in science and Engineering in the knowledge economy: the case of graduates from a UK research-based University // Research policy. - Amsterdam, 2010. - Vol. 39. - p. 869-881. - doi:10. 1016/ J. respol. 2010. 05. 001»

НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА

2011.01.028. ЛИ Х., МИОЦЦО М., ЛАРЕДО Ф. КАРЬЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ И КОМПЕТЕНЦИИ ОБЛАДАТЕЛЕЙ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ В ОБЛАСТИ НАУКИ И ИНЖИНИРИНГА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ: СЛУЧАЙ ВЫПУСКНИКОВ АСПИРАНТУРЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ВЕЛИКОБРИТАНИИ.

LEE H., MIOZZOA М., LAREDO Р. Career patterns and competences of PhDs in science and engineering in the knowledge economy: The case of graduates from a UK research-based university // Research policy. - Amsterdam, 2010. - Vol. 39. - P. 869-881. - D0I:10.1016/ j.respol.2010.05.001

Ключевые слова: исследовательский университет Великобритании; карьерные стратегии; степень доктора философии; компетенции.

В статье авторов - сотрудников Университета Манчестера (Великобритания) и Университета Париж-Эст (Франция) - представлены результаты исследований карьерных стратегий выпускников, получивших ученую степень доктора философии (PhD) в области науки и инжиниринга (S&E) в Университете Манчестера в 1998-2001 гг. Они определяют, какие компетенции, полученные в ходе обучения в аспирантуре, необходимы в различных типах карьеры.

Официальные цели обучения в аспирантуре в Великобритании определены в докладе «Британский доктор философии» (доклад комитета вице-канцлера и министров: CVCP, 1988). В докладе определены две главные цели обучения в аспирантуре: 1) выпускник должен обладать творческой способностью, чтобы сделать оригинальный вклад в соответствующие научные дисциплины;

2) обучение должно обеспечить достаточную профессиональную подготовку для того, чтобы выпускник мог стать независимым исследователем. Некоторые эксперты отмечают противоречивый характер этих целей, что отражает двойственность докторской степени - как «продукта» и как «процесса».

Академическое измерение отражено в общей оценке и требованиях к докторской диссертации как оригинальной и обладающей новизной. С одной стороны, отсюда вытекает, что сама диссертация рассматривается как конечный продукт, который должен продемонстрировать, что произведено некоторое оригинальное знание. С другой стороны, с точки зрения профессионального обучения важным является процесс развития определенных способностей (умение вести независимые исследования). Диссертационное исследование - это путешествие без заранее заданной цели, но в то же время соискатель ученой степени должен в ходе работы получить необходимые знания, освоить процедуры построения знаний -как знаний, касающихся определенных дисциплин, так и более общих знаний. Исследователи отмечают большое влияние организационных компетенций на карьерные стратегии. Индивидуальные компетенции определяются при помощи индикаторов занятости, что отмечает их значимость.

В академической среде профессиональное признание можно получить после ряда качественных публикаций, признания экспертов и приобретения репутации в научных сообществах. Однако отмечается и так называемый «эффект Матфея» в науке, который означает, что очень часто признание в науке непропорционально. Известные ученые получают непропорционально большее признание и доверие к своим идеям, чем начинающие и неизвестные исследователи. Другая интерпретация состоит в том, что чем большее признание получил труд ученого, тем выше оценка его последующих работ. Признание вклада в науку смещено в пользу состоявшихся ученых. Поэтому, чтобы получить признание в начале своей карьеры, молодые ученые должны создать свою лабораторию, в которой трудились бы достаточное число аспирантов, и стараться опубликовать как можно больше работ в рецензируемых журналах. Для достижения этой цели, отчасти потому, что необходимо следовать своему резюме, отчасти в целях обеспечения эффективности дальнейших исследований, академические ученые обычно не могут

позволить себе резко отклоняться в сторону от научного направления дисциплины, определенного в их диссертациях.

Тем не менее в последние годы отмечаются изменения в мире науки. Возник консенсус по поводу того, что общественная наука должна быть квантифицируема и нести социальную ответственность, и это вдохновляет многих исследователей. В результате исследователи, работающие в общественных организациях, в дополнение к своей деятельности в качестве исследователей становятся менеджерами проектов, координаторами междисциплинарных исследований. Эти перемены могут трансформировать традиционный взгляд на систему оценки вклада в общественных науках, т.е. можно ожидать, что знания и умения обладателей докторских степеней могут стать более общими и артикулируемыми.

Ожидания и потребности ученых, специализирующихся в промышленных исследованиях, обычно отличаются от ожиданий и потребностей академических ученых. Эксперты отмечают некоторую напряженность в отношениях профессиональной науки и промышленных организаций. Профессиональная наука характеризуется в основном долгосрочными исследовательскими программами, фундаментальными исследованиями. Промышленные организации предпочитают прибыль, экономию затрат и, как правило, краткосрочные результаты. В промышленности ставится четкая задача (конечная цель или продукт), важна работа в команде, сроки выполнения поставленной задачи очень жесткие. Поскольку производство ориентировано на продукт и существует высокая степень неопределенности и рисков в связи с разработкой новых продуктов, фирмы выбирают параллельные стратегии развития продукта. Поэтому промышленный ученый может быть занят одновременно в нескольких исследовательских проектах. Так как успех или неудача вывода на рынок нового продукта будет означать качество разработок конкретного ученого, жизненно важными являются способности промышленных ученых управлять исследовательскими проектами. В этом кроется существенное различие в способностях и умениях исследователей промышленности и академических ученых, а также исследователей государственного сектора, которые ориентированы на более фундаментальные результаты.

Фирмы тоже ведут фундаментальные исследования, и для этого есть ряд причин. В некоторых случаях фундаментальные ис-

следования являются незапланированным сопутствующим продуктом попытки решить специфические проблемы рынка. Так, биотехнологические компании иногда занимаются фундаментальными исследованиями с целью получить преимущества первого хода. В других случаях крупные фирмы, обладающие рыночной властью, могут быть настолько уверены в своем положении, что проводят фундаментальные исследования с целью диверсификации продукта. Фирмы могут также вести фундаментальные исследования с целью развития способностей пользоваться результатами труда других ученых. Более того, в некоторых компаниях развита культура публикаций. В 1991 г. около 16% от общего числа публикаций в отраслевых журналах были посвящены вопросам химии и физики. В инженерных науках почти четверть научных и технических статей написаны представителями промышленности. В 1989 г. в мировом масштабе на первом и втором местах в отраслевых публикациях стояли вопросы химии и фармацевтики (с. 872). Отмечается также, что в фармацевтической индустрии Великобритании и США открытость и склонность к публикациям является важным стимулом, привлекающим выпускников с ученой степенью к работе в этих компаниях. Отсюда вытекает важность соответствующих компетенций молодых обладателей ученых степеней.

Многие промышленные ученые в ходе развития своей карьеры постепенно становятся менеджерами. Они уже не ведут научных исследований, но заняты в разработке промышленных стратегий и координации деятельности внутренних и внешних подразделений компании. В таком случае на первый план выходят аналитические и управленческие способности, умение принимать решения. Кроме того, многие выпускники аспирантур становятся работниками технических отделов в производственных организациях. Они часто работают консультантами в наукоемких компаниях. Их работа связана с международными контактами, решением организационных проблем и междисциплинарными коммуникациями. Так, в исследовании А. Харгадона и Р.И. Саттона1 приводится пример, как одна дизайнерская фирма выступала в роли технологического брокера

1 Hargadon A., Sutton R.I. Technology brokering and innovation in a product development firm // Administrative science quart. - 1997. - Vol. 42, N 4. - P. 716-749.

для нескольких сотен различных компаний в более чем 40 промышленных отраслях.

Консультанты часто заняты решением четко определенных проблем. Они должны уметь применять свой набор инструментов в хорошо знакомых контекстах. Но встречаются и незнакомые ситуации, и в этом случае необходимо умение проводить аналогии и предлагать новые способы интерпретации. Здесь уже необходимы компетенции экспертов, и в этом случае становится востребованным качество обладателей ученых степеней. Авторы статьи обращаются к типологии использования знания в различных организационных формах, предложенных А. Лэм1. Она утверждает, что форма профессиональной бюрократии основана на артикулированном знании, которое формально и теоретично, в то время как операциональная адхократия2 основана на укорененном знании, которое включает способности, ноу-хау конкретных экспертов. Продолжая эти рассуждения, авторы считают, что различные компетенции, получаемые в аспирантуре, могут иметь различные ценности для различных типов карьерных стратегий.

Авторы исследовали два вопроса: 1) где работают обладатели докторской степени в области науки и инжиниринга и изменили ли они свою работу/профессию; 2) в какой степени компетенции, полученные в ходе обучения, соотносятся с различными типами карьерных стратегий. Было отобрано 512 имен с адресами в Великобритании и 84 имени с другими европейскими адресами среди выпускников-докторов Университета Манчестера в период с 1998 по 2001 г. На первом этапе исследования был получен 91 ответ из Великобритании и 11 из других европейских стран. Общий процент ответов - 18,51% на индивидуальном уровне. Среднее число рабочих мест, занимаемых респондентами, - 2,8; общее число -1669 (с. 873).

Каждый респондент ответил на вопросы о типе работы после обучения в аспирантуре и о задачах, которые он решает на своем рабочем месте. Выяснилось, что 42% респондентов свою первую

1 Lam A. Societal institutions, learning organizations and innovation in the knowledge economy // Research on technological innovation and management policy. -2004. - Vol. 8. - P. 43-67.

Адхократия - антоним бюрократии, неформальная и гибкая форма организации предприятия. - Прим. реф.

работу получили в академических/общественных исследованиях, 21 - заняли технические позиции в промышленности и 37% - работали вне сферы традиционной технической деятельности. По текущему месту работы 30% заняты в академических/общественных исследованиях, 12 - занимают технические позиции в промышленности и 58% - работают вне сферы традиционной технической деятельности (с. 874).

По результатам опроса был составлен рейтинг знаний/умений, полученных в ходе обучения: 1) специальные знания по теме диссертации; 2) общие знания по направлению исследований;

3) владение информационными технологиями и обработка данных;

4) общие аналитические навыки; 5) умение писать отчеты и готовить презентации; 6) навыки управления проектами; 7) умение решать проблемы.

Определено также, что различные типы компетенции имеют разное значение для различных карьерных стратегий. Специальные знания более ценны для академических/общественных исследований. Для технических руководителей в промышленности важны как знания по профессии (более общие, чем специальные), так и более общие, «передаваемые» навыки. Те же общие и «передаваемые» навыки важны и для работающих вне сферы традиционной технической деятельности. В целом общие аналитические навыки и умение решать проблемы оцениваются как ценные во всех трех типах карьерных стратегий.

Таким образом, для обладателей докторской степени выявился сдвиг от академической деятельности к промышленной. В Великобритании «академия» становится вторичным сектором занятости для этих выпускников, а промышленность - первичной. Аналогичный тренд обнаружен и в американских исследованиях. Во Франции большая доля выпускников аспирантуры осталась на постоянных академических позициях - 44% (выпускники 1984-1997 гг.); 37% занимали позиции исследователей в частном секторе и 12% занимали технические позиции в промышленности. Сходство английских и американских данных и различие французских говорит о том, что следует попытаться определить институциональные механизмы, которые определяют эти различия.

С.М. Пястолов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.