мер, направленных на расширение государственных гарантий банковских кредитов (особенно для МСП), что значительно облегчило рассмотрение досье в интересах предприятий.
Большая часть (85%) предприятий, прибегающих к услугам КМ, имеют менее 50 занятых. На долю промышленных предприятий приходится 15%, строительных - 20% и торговых - 31%. Средние потребности в финансировании на одно досье не превышают 50 тыс. евро, хотя в последние месяцы эта сумма возрастает, что связано с потребностью более крупных предприятий в финансировании их проектов.
Кредитное посредничество вызывает определенные изменения в поведении предприятий. Это посредничество не сводится только к выдвижению требований к банку; оно предполагает также поиски вариантов и внесение предложений по улучшению деятельности предприятий. Под влиянием действий КМ банки внимательнее относятся к отказам от кредитования, возлагая ответственность за такой отказ на персонал более высокого уровня.
Французский механизм кредитного посредничества является новым и прагматичным ответом на условия нынешнего финансово-экономического кризиса. Этот механизм внимательно изучается во многих странах, например в Бельгии и Великобритании.
Л.А. Зубченко
2011.01.026. ТАВИТЬЯН Л., ГАРНЬЕ С. БАНКОВСКОЕ ПРАВО ПОСЛЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА.
TAVITIAN L., GARNIER S. Le droit bancaire après la crise financière. -Mode of access: http://www.lawinfrance.com/articles/html?lang=fr
В статье французских юристов рассматриваются изменения в банковском законодательстве и усиление роли банковских юристов в послекризисный период. Нынешний финансовый кризис обострил дебаты по вопросам банковского регулирования. Ряд экономистов, в том числе бывший глава ФРС П. Волкер (P. Volcker), высказываются за возврат к закону 1933 г. об отделении коммерческих банков от инвестиционных. Какими бы нереалистичными ни были предлагаемые проекты, 2009 год стал годом разработки масштабных планов по совершенствованию финансового и банковского регулирования. Большинство таких мер направлены на усиление ответственности банков за повышение качества внутреннего кон-
троля и прозрачности своей деятельности, особенно в области кредитования.
В отличие от США и Великобритании банковский сектор Франции в течение последних лет находился под весьма строгим контролем, в результате чего в стране в ходе нынешнего кризиса не наблюдалось банкротств банков. Чтобы предоставлять обычные кредиты, кредитное учреждение во Франции должно получить соответствующий статус в Комитете кредитных учреждений и инвестиционных компаний (Comité des Etablissements de Crédit et des Entreprises d'Investissement, CECEI), имеющем право налагать санкции. Банковский закон от 24 января 1984 г. является основой регулирования банков (в большинстве европейских стран такого закона попросту нет).
Решения саммита «Группы 20» (G20) в Питтсбурге (сентябрь 2009 г.) вписываются в процесс обновления мировой экономической и финансовой системы на принципах строгого регулирования, усиления прозрачности и увеличение уровня ответственности. Было решено усилить регулирование и тем самым прочность банковского сектора, повысив качество и объем собственных капиталов, ввести регулирующие рамки для бонусов, выплачиваемых высшим менеджерам банков и операторам финансового рынка.
В ЕС были приняты несколько директив о создании европейской системы контроля и надзора над финансовым сектором, об увеличении собственных капиталов банков и о регулировании хеджевых фондов.
В США в докладе сенатора-демократа К. Додда (Chr. Dodd) предлагалось создать единый высший орган регулирования банков -Financial Institutions Regulatory Authority. Этот проект был расценен как амбициозный, но не лишенный интереса, поскольку теоретически единый орган сможет лучше противостоять лоббистам и будет не менее эффективным, чем нынешняя раздробленная система контроля.
Во Франции К. Лагард (Chr. Lagarde), министр экономики и финансов, 16 декабря 2009 г. представила проект закона о банковском и финансовом регулировании, в котором предлагается создать Совет по финансовому регулированию и системным рискам (Conseil de la régulation financière et du risque systémique), который
объединил бы органы контроля и стал бы представлять Францию в международных и европейских финансовых органах.
С 2008 г. во Франции активно обсуждается вопрос об усилении внутреннего контроля в банках. В соответствии с постановлением от 14 января 2009 г. любое злоупотребление в банках должно быть объектом специального контроля с участием высшего банковского руководства. В постановлении зафиксированы критерии и пороги участия банков в рыночных операциях. В качестве значительных считаются злоупотребления, вызывающие потери, сумма которых превышает 0,5% базового собственного капитала банка.
Европейский комитет органов банковского надзора (Comité européen des superviseurs bancaires, CEBS) выпустил ряд рекомендаций по улучшению контроля за рисками, в том числе путем усиления полномочий комитетов по рискам, созданных в банках. Рекомендации касались также вознаграждения наемных работников, выполняющих функции контроля, в частности переменной части этого вознаграждения, которая не должна быть связана с вознаграждением трейдеров. CEBS выступает за стандартизацию финансовых процедур, особенно операций на внебиржевых рынках. Консультации по этим предложениям должны были продолжаться до конца марта 2010 г. Еще один готовящийся текст относится к обязанности банков создавать специальные подразделения по управлению рисками, наделенные достаточным количеством материальных и человеческих ресурсов.
Во Франции постановление о вознаграждении лиц, деятельность которых может повлиять на чувствительность кредитных учреждений и инвестиционных компаний к риску, было опубликовано 3 ноября 2009 г. Это постановление опирается на принципы, зафиксированные на саммите G20 в Питтсбурге. В постановлении отмечается необходимость увязывать бонусы с результатами деятельности банков, а также вводится запрет на выплату заранее гарантированных бонусов. Выплата бонусов должна продолжаться в течение трех лет и прекращаться в случае ухудшения результатов деятельности банка. Постановление предусматривает выплату бонусов в акциях банка, чтобы усилить ответственность операторов рынка в отношении среднесрочных результатов деятельности банка. Цель такой политики - навязать ограничения на выплату бонусов. В соответствии с указанным постановлением французские
банки должны ежегодно публиковать коммюнике, содержащее следующие данные: сумма вознаграждения и ее разделение между постоянной и переменной частями, доля выплат в акциях, численность получателей бонусов, распределение бонусов между выплаченными и отсроченными. Одновременно с этим постановлением французские банки приняли на себя обязательство (в форме профессиональной нормы) не менее 50% суммы бонуса выплачивать в течение трех лет и 50% бонусов получать в форме акций, которые должны находиться в руках получателя не менее двух лет.
Не следует, однако, думать, что регулирование бонусов решит все проблемы, поскольку правила игры не меняются, и то, что было в прошлом, может возникнуть вновь. Для устранения этой угрозы депозитным банкам, обслуживающим широкую публику, следовало бы запретить играть в «финансовую рулетку».
Принятый во Франции 19 октября 2009 г. закон № 2009-1255 о расширении доступа малых и средних предприятий (МСП) к банковским кредитам предусматривает повышение мотивации банков в кредитовании МСП за счет расширения страхования кредитов. Закон устанавливает право предприятия-клиента требовать от банка разъяснений в случае изменения условий его кредитования, что будет способствовать усилению прозрачности и расширению диалога между банками и их клиентами.
Хотя во Франции и Великобритании приняты решения о налогообложении банковских бонусов, свидетельствующие о позитивных изменениях в банковском законодательстве, некоторые скептически настроенные специалисты указывают на то, что банковское регулирование остается недостаточно адаптированным к нынешним условиям и часто имеет протекционистский характер в отношении банковских монополий, а это приводит к корпоративизму. Многие изменения только предстоит осуществить, чтобы дать возможность банковскому праву играть надлежащую роль.
Банковские юристы. В то время как 60% французских компаний имеют юридические службы, состоящие из 1-4 юристов, в банках такие службы более многочисленны - от 10 до 400 юристов, что зависит от размера банка и особенностей его деятельности. Юридические службы, как правило, действуют при генеральных дирекциях или генеральных секретариатах банков. Созданная в 1969 г. Национальная ассоциация банковских юристов (А88оаайоп па-
tionale des juristes de banque, ANJB), сегодня насчитывающая 700 членов, призвана защищать интересы своих членов и регулярно организовывать научные мероприятия на тему развития банковского законодательства.
Банковские юристы следят за соответствием организации и деятельности банков действующему законодательству и нормам деловой этики (деонтологии). Они также контролируют юридическую безопасность банковских операций, особенно с новыми сложными продуктами и услугами. Действующий во Франции регламент 97-02 требует создания комитетов по новым продуктам, в рамках которых юристы должны следить за соответствием этих продуктов законодательным актам. Кроме того, юристы должны рассматривать жалобы клиентов и готовить заключения по этим жалобам. В последнее время возрастает роль банковских юристов как важных консультантов в области управления рисками.
На закрытии коллоквиума на тему «Юстиция перед лицом кризиса», состоявшемся 7-8 декабря 2009 г. в Париже, отмечалось, что сегодня перед юстицией стоят три задачи: переосмысление роли законодательства, усиление юридической безопасности и прозрачности в управлении рисками, совершенствование юридических функций главных субъектов экономической жизни. Решение этих задач возможно при повышении роли юристов и адвокатов в банках и на предприятиях.
Адвокаты и консультанты, участвующие в разрешении споров и конфликтов. Усложнение финансовых продуктов и постоянная эволюция регулирования и контроля требуют повышения роли адвокатских контор, выступающих посредниками между банками и их клиентами. В условиях нынешнего финансово-экономического кризиса консультационная деятельность существенно сократилась, в то же время значительно возрос объем деятельности, связанной с разрешением споров и конфликтов. Все это в последние два года вызвало изменения структуры деятельности адвокатских контор в соответствии с изменениями в сфере банковских операций. Адвокатские конторы стремятся развивать «культуру дружеского разрешения конфликтов» и расширять компетенции своих сотрудников в деле ведения переговоров между конфликтующими сторонами.
Л.А. Зубченко