Во-первых, объединить неофициальные рынки с регулируемой и контролируемой рыночной инфраструктурой, такой как торговые платформы, центральные базы данных и др. Это означает, что сделки со всеми суверенными CDS зоны евро должны будут проходить через компенсационные палаты, расположенные в зоне евро, что потребует большей стандартизации одноименных CDS (CDS single name).
Во-вторых, усилить прозрачность на всех уровнях, чтобы лучше понимать механизмы ценообразования и знать реальные чистые позиции финансовых институтов.
В-третьих, улучшить управление рисками. Необходимо усилить пруденциальный надзор за деятельностью кредитных рейтинговых агентств и в то же время уменьшить зависимость экономических субъектов от их оценок.
В целом европейская банковская система восстановилась, в том числе и благодаря мерам, принятым правительствами и центральными банками, позволившим обеспечить рентабельность банковской деятельности и увеличить собственные капиталы банков. Недавнее обострение напряженности на рынке суверенных долгов показало, что кризис еще не полностью преодолен и что центральные банки должны продолжать свою деятельность по укреплению банковского сектора и улучшению функционирования финансовых рынков. Принятые Евросистемой меры, безусловно, способствовали снижению рисков крупных потерь и заражения. Вместе с тем, считает К. Нуайе, следует активно решать вопросы с уязвимыми финансовыми институтами, которые слишком зависят от мер кредитной поддержки и политики государственной помощи.
Л.А. Зубченко
2011.01.025. ЛЬЕБЕРТ К. КРЕДИТНОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ФРАНЦИИ.
LIEBERT Chr. La médiation du crédit // Bull. de la Banque de France. -Р., 2009. - N 178. - Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/ bulletin/etu178_5.pdf
В статье сотрудника Банка Франции рассматриваются задачи, принципы организации и первые результаты кредитного посредничества во Франции. В октябре 2008 г. в рамках программы по укреплению стабильности финансовой системы президент Франции
Н. Саркози ввел должность кредитного медиатора (посредника) (médiateur du crédit) для предприятий. 27 июля 2009 г. он назначил на эту должность Р. Риколя (R. Ricol), а с 1 октября 2009 г. -Ж. Рамье (G. Rameix). Цель кредитного посредничества состоит в том, чтобы не оставить ни одно предприятие одиноким перед лицом финансовых трудностей. Чтобы решить эту задачу, кредитный медиатор (КМ) должен изучать положение каждого предприятия, предлагать возможные способы разрешения финансовых трудностей. КМ может рассматривать все предприятия, которым отказали в получении финансовых средств, включая создающиеся и индивидуальные. Задача КМ - помочь предприятию наладить диалог с банком и получить необходимые гарантии и страхование для получения банковского кредита. КМ осуществляет также надзор за выполнением кредитным учреждением взятых на себя обязательств.
В октябре 2008 г. французские банки обязались увеличить в 2009 г. на 3-4% объем кредитования предприятий и физических лиц. Кроме того, в рамках посредничества они обязались сопровождать предприятия, являющиеся их клиентами, в их деятельности, не уменьшая объем кредитования и не требуя дополнительных гарантий. В случае необходимости банк может реструктурировать задолженность предприятия.
Одной из основных функций КМ является информирование и консультирование органов государственной власти. Главный КМ периодически представляет президенту страны доклад, в котором подводятся итоги его деятельности, и сообщается о трудностях, с которыми сталкиваются предприятия. Доклад помогает предупредить риски и разработать соответствующие меры. Он позволяет судить о деловом климате в стране и в отдельных областях.
Механизм кредитного посредничества во многом опирается на уже существующие сетевые структуры, связанные с финансированием, и прежде всего на сеть отделений Банка Франции. На национальном уровне действует Исполнительный комитет, призванный управлять и координировать деятельность кредитных медиаторов по всей стране. Исполнительный комитет, возглавляемый национальным кредитным медиатором Ж. Рамье, состоит из генерального директора Н. Жаке (N. Jacquet), семи делегированных медиаторов и нескольких непостоянных членов, специализирующихся в отдельных областях. С делегированными медиаторами
связаны аналитики, большей частью из Генеральной дирекции государственных финансов, которые участвуют в подготовке досье на различные темы.
Смысл досье состоит в том, чтобы проанализировать финансовое и стратегическое положение предприятия, оценить причины его трудностей и предложить решения совместно с его партнерами -банками, компаниями по страхованию кредитов, инвесторами и т.д.
Если реализовать решение о финансировании невозможно, аналитики и делегированные КМ изучают другие альтернативные или дополнительные возможности, в том числе такие как судебные процедуры, структурная перестройка, обращение в Комиссию руководителей финансовыми службами (Commission des chefs des services financiers, CCSF).
На уровне каждого департамента страны при 96 департаментских дирекциях Банка Франции действуют территориальные коллективы КМ, а с учетом заморских департаментов их число составляет 105. Эти коллективы являются первой инстанцией в подготовке досье о предприятиях, испытывающих финансовые трудности и обратившихся к КМ. 94% предприятий с числом занятых менее 50 человек обращаются к департаментским коллективам КМ.
Как отмечалось выше, цель кредитного посредничества -восстановление диалога и отношений доверия между предприятием и банком, чтобы поддержать динамизм национальной экономики. Действия КМ направлены на то, чтобы стимулировать взаимопонимание и совместно изыскивать пути решения возникших проблем. Для успешной реализации указанных целей кредитное посредничество опирается на следующие пять основных принципов:
- компетентность;
- абсолютная нейтральность в отношении предприятий и банков;
- доступность: любое предприятие, желающее обратиться к КМ, может сделать это, собрав необходимую информацию о своем финансовом положении, потребностях в финансировании (требования к информации можно найти на сайте www.mediateurdu credit.fr);
- быстрота реакции: через 48 часов после оценки досье, поступившего по интернет-связи, КМ связывается с предприятием,
чтобы сообщить ему свое решение о принятии (или непринятии) досье и о схеме действий; кредитное учреждение должно через пять рабочих дней высказать свою позицию; по истечении этого срока департаментский КМ устанавливает контакт с предприятием для выработки решения;
- прозрачность и соблюдение правил деловой этики и банковской тайны; для информирования публики КМ дважды в месяц публикуют на своих сайтах отчеты о своей деятельности.
Одним из главных факторов успешной деятельности КМ является координация их деятельности с территориальными органами управления и с государственными финансовыми службами. КМ обычно связаны с департаментскими комиссиями по финансированию экономики, комитетами по изучению проблем финансирования предприятий и фондами экономического и социального развития.
С самого начала кредитное посредничество столкнулось с волной отказов банков кредитовать малые предприятия. Чтобы решить эту проблему, КМ обратились к главным субъектам финансирования предприятий, и в первую очередь к банкам. 12 ноября 2008 г. представители ведущих банков, собравшиеся в исполнительном комитете Французской банковской федерации, приняли на себя обязательство поддержать кредитование предприятий и не требовать от них дополнительных персональных гарантий. 21 января 2009 г. в рамках той же инстанции банки обязались предоставлять кредиты с участием КМ (за исключением особых случаев). 24 марта 2009 г. служба КМ и представители банковских сетей решили усилить сотрудничество с целью улучшения процедуры рассмотрения досье о кредитном посредничестве.
22 января 2009 г. главный КМ подписал партнерское соглашение с ведущими страховыми компаниями, занимающимися страхованием кредитов, чтобы расширить и облегчить доступ предприятий к такому страхованию. 12 мая 2009 г. страховые компании взяли на себя обязательство усилить прозрачность своих процедур.
Предприятие, столкнувшееся с трудностями в области финансирования и нуждающееся в услугах КМ, имеет возможность обратиться к «третьему доверенному лицу», которое от его имени может вести дело с КМ. Третье лицо помогает руководителю предприятия лучше определить потребности в финансировании и наилучшие способы действий. Сеть третьих доверенных лиц сущест-
вует при торгово-промышленных палатах или при таких профессиональных организациях, как Всеобщая конфедерация малых и средних предприятий (Confédération générale des petites et moyennes entreprises, CGPME), Движение французских предприятий (Mouvement des entreprises de France, MEDEF), Профессиональный ремесленный союз (Union professionnelle artisanale, UPA).
Успехи кредитного посредничества во многом объясняются совместными усилиями местных органов государственной власти и частного сектора, направленными на поддержание предприятий и занятости в условиях экономического кризиса. Территориальные КМ не только занимаются с поступившими к ним досье, но и участвуют в анализе положения предприятий, особенно мелких и средних, в их департаменте. В целом кредитное посредничество играет роль интегратора государственной политики в области поддержки предприятий и занятости.
Доверительные и конструктивные отношения КМ с банками позволяют быстро и эффективно рассматривать досье о кредитном посредничестве. Сегодня все большее число банков прибегают к процедуре так называемого предварительного посредничества, чтобы избежать полноценного вмешательства КМ. Кредитное посредничество позволяет банкам вести переговоры с клиентами, столкнувшимися с ужесточением условий кредитования.
Первым мотивом для обращения предприятия к КМ является отказ банка от предоставления ему краткосрочного кредита. К другим мотивам относятся трудности в страховании кредитов, в финансировании за счет межфирменных кредитов, в переносе сроков погашения долга и в финансировании увеличения собственных капиталов. За год около 18 тыс. предприятий различных размеров прибегли к кредитному посредничеству. К рассмотрению было принято 84% всех поступивших досье; 2/3 дел получили позитивное решение в интересах предприятий и их финансовых партнеров. На конец октября 2009 г. было разблокировано кредитов на общую сумму в 1,68 млрд. евро; 8 тыс. предприятий смогли продолжить свою деятельность, сохранив 160 тыс. рабочих мест.
Зимой 2008-2009 гг. служба кредитного посредничества информировала правительство страны о трудностях со страхованием кредитов и об уязвимом и проциклическом характере действующей экономической модели. В ответ на это правительство приняло ряд
мер, направленных на расширение государственных гарантий банковских кредитов (особенно для МСП), что значительно облегчило рассмотрение досье в интересах предприятий.
Большая часть (85%) предприятий, прибегающих к услугам КМ, имеют менее 50 занятых. На долю промышленных предприятий приходится 15%, строительных - 20% и торговых - 31%. Средние потребности в финансировании на одно досье не превышают 50 тыс. евро, хотя в последние месяцы эта сумма возрастает, что связано с потребностью более крупных предприятий в финансировании их проектов.
Кредитное посредничество вызывает определенные изменения в поведении предприятий. Это посредничество не сводится только к выдвижению требований к банку; оно предполагает также поиски вариантов и внесение предложений по улучшению деятельности предприятий. Под влиянием действий КМ банки внимательнее относятся к отказам от кредитования, возлагая ответственность за такой отказ на персонал более высокого уровня.
Французский механизм кредитного посредничества является новым и прагматичным ответом на условия нынешнего финансово-экономического кризиса. Этот механизм внимательно изучается во многих странах, например в Бельгии и Великобритании.
Л.А. Зубченко
2011.01.026. ТАВИТЬЯН Л., ГАРНЬЕ С. БАНКОВСКОЕ ПРАВО ПОСЛЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА.
TAVITIAN L., GARNIER S. Le droit bancaire après la crise financière. -Mode of access: http://www.lawinfrance.com/articles/html?lang=fr
В статье французских юристов рассматриваются изменения в банковском законодательстве и усиление роли банковских юристов в послекризисный период. Нынешний финансовый кризис обострил дебаты по вопросам банковского регулирования. Ряд экономистов, в том числе бывший глава ФРС П. Волкер (P. Volcker), высказываются за возврат к закону 1933 г. об отделении коммерческих банков от инвестиционных. Какими бы нереалистичными ни были предлагаемые проекты, 2009 год стал годом разработки масштабных планов по совершенствованию финансового и банковского регулирования. Большинство таких мер направлены на усиление ответственности банков за повышение качества внутреннего кон-