Научная статья на тему '2011.01.022. РЕЗУЛЬТАТЫ СТРЕСС-ТЕСТИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ БАНКОВ. LE STRESS TEST DU CECB: VUE D'ENSEMBLE DE L'APPROCHE RETENUE ET PRINCIPAUX RéSULTATS. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.BANQUE-FRANCE.FR/FR/ INSTIT/TELECHAR/DISCOURS/CECB-STRESS-TEST-VUE-ET-RESULTATS.PDF'

2011.01.022. РЕЗУЛЬТАТЫ СТРЕСС-ТЕСТИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ БАНКОВ. LE STRESS TEST DU CECB: VUE D'ENSEMBLE DE L'APPROCHE RETENUE ET PRINCIPAUX RéSULTATS. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.BANQUE-FRANCE.FR/FR/ INSTIT/TELECHAR/DISCOURS/CECB-STRESS-TEST-VUE-ET-RESULTATS.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011.01.022. РЕЗУЛЬТАТЫ СТРЕСС-ТЕСТИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ БАНКОВ. LE STRESS TEST DU CECB: VUE D'ENSEMBLE DE L'APPROCHE RETENUE ET PRINCIPAUX RéSULTATS. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.BANQUE-FRANCE.FR/FR/ INSTIT/TELECHAR/DISCOURS/CECB-STRESS-TEST-VUE-ET-RESULTATS.PDF»

АСР наделяется широкими полномочиями в случаях возникновения трудностей у поднадзорных банков и страховых компаний. При нарушении правил «хорошего поведения» или в более серьезных случаях могут применяться меры консервативного воздействия: ограничение или временное запрещение операций, особенно по контрактам страхования жизни, и выплаты дивидендов, смена руководства и др. АСР также наделяется правом вводить штрафные санкции на сумму до 50 млн. евро (например, 1 млн. евро за ручной обмен валюты) и даже прекратить деятельность соответствующих учреждений. АСР может потребовать от кредитного учреждения, инвестиционной компании и платежного учреждения увеличить объем собственного капитала до уровня выше минимального, установленного новым Базельским соглашением о достаточности капитала (Базель-2).

В связи с созданием АСР предусматриваются некоторые изменения в Кодексе страхования (Code d'assurance):

- подтверждаются особые полномочия АСР в области изменения или изъятия документов, взятых для проверки;

- вводятся санкции за препятствование контролю, осуществляемому АМБ: тюремное заключение до одного года и максимальный штраф в 15 тыс. евро:

- уточняется механизм, касающийся маржи платежеспособности (marge de solvabilité);

- коллегия АСР наделяется правом запрашивать данные о гарантийных фондах страховых компаний и о страховании физических лиц.

Создание АСР предполагает внесение некоторых изменений и в другие кодексы - Общий налоговый кодекс, Кодекс взаимных фондов, Кодекс торговли, Кодекс государственных рынков, Кодекс административного права и Кодекс общественного здравоохранения.

Л.А. Зубченко

2011.01.022. РЕЗУЛЬТАТЫ СТРЕСС-ТЕСТИРОВАНИЯ

ЕВРОПЕЙСКИХ БАНКОВ.

Le stress test du CECB: Vue d'ensemble de l'approche retenue et principaux résultats. - Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/ instit/telechar/discours/cecb-stress-test-vue-et-resultats.pdf

Стресс-тестирование ведущих европейских банков проходило в два этапа. На первом этапе, который осуществлялся с марта по

май 2010 г., крупные европейские банки были оценены в рамках неблагоприятного макроэкономического сценария. На втором этапе к этому сценарию был добавлен так называемый суверенный шок (choc souverain), связанный с государственной задолженностью стран - членов ЕС. В целом тест касался 91 банка, на долю которых приходится 65% активов банковского сектора ЕС.

Стресс-тест не учитывал возможность суверенного дефолта или реструктуризации государственного долга в рамках ЕС или за его пределами. Органы надзора считают такую возможность маловероятной. За исключением Греции все страны ЕС пользуются непрекращающимся доступом к финансовым рынкам. Что касается Греции, то совместная программа МВФ и ЕС гарантирует, что ее потребности в финансировании будут покрываться до конца 2011 г., т.е. до окончания периода данного стресс-тестирования.

При проведении стресс-тестирования учитывались возможные проблемы, возникающие на рынке суверенных долгов, которые могут проявляться в возникновении двух шоков: 1) в единообразном перемещении вверх кривой доходности (courbe des rendements) во всех странах ЕС; 2) в увеличении разрыва в долгосрочной доходности между долговыми обязательствами стран ЕС и государственными займами Германии. В свою очередь, повышение долгосрочных процентных ставок может вызвать макроэкономический шок «второго порядка», который повлияет на кредитный портфель банков. Таким образом, проблемы на рынке суверенных долгов окажут прямое влияние на портфели торгуемых ценных бумаг финансовых институтов и косвенное влияние на банковский портфель, так как ухудшение общих условий финансирования экономики вызовет дополнительные потери.

Макроэкономические прогнозы. Стресс-тест основывался на сравнении двух сценариев на период 2010-2011 гг.: базового и неблагоприятного (см.: табл.). Базовый сценарий главным образом опирался на количественные прогнозы Европейской комиссии (ЕК), сделанные в марте 2010 г., т.е. в начале стресс-тестирования. Согласно базовому сценарию, темпы роста ВВП зоны евро составят 0,7% в 2010 г. и 1,5% в 2011 г., что связано в основном с подъемом мировой торговли. Вместе с тем уровень безработицы останется высоким, а в некоторых странах даже еще повысится.

Неблагоприятный сценарий предполагает снижение экономического роста со второй половины 2010 г. и в 2011 г. Безработица будет расти, возникнет кризис доверия на мировом уровне, что вызовет падение международного спроса. Страны ЕС будут затронуты этим шоком и снижением спроса на экспортируемые ими товары и услуги. Частные инвестиции и потребление также уменьшатся, что вызовет снижение ВВП на 2 процентных пункта (пп) в период со второй половины 2010 г. и в 2011 г. Для Франции потери роста ВВП за 2010-2011 гг. составят 2,1 пп по сравнению с базовым сценарием. По сравнению с прогнозом МВФ эти потери составят 2,4 пп и по сравнению с прогнозом Consensus Forecasts - 2,2 пп. Предполагается, что влияние неблагоприятного сценария на положение отдельных стран ЕС может быть различным. Так, снижение ВВП во Франции будет меньшим, чем в среднем для стран зоны евро, поскольку эта страна лучше реагировала на мировую рецессию. Так, в 2009 г. ее ВВП снизился на 2,2%, тогда как ВВП зоны евро - на 4%. По неблагоприятному сценарию в 2011 г. безработица во Франции стабилизируется на уровне 10,5%, что на 1 пп выше уровня конца 2009 г. и очень близко к наиболее высокому уровню (10,8%) 1997 г., наблюдавшемуся в период с 1975 г.

Таблица

Макроэкономические сценарии для Франции и зоны евро

Базовый сценарий Франция Зона евро

2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г.

ВВП в постоянных ценах (годовые темпы в %) 1,2 1,5 0,7 1,5

Уровень безработицы (в % активного населения) 10,2 10,0 10,7 10,9

Краткосрочная (3-месячная) процентная ставка 1,18 2,05 1,18 2,05

Долгосрочная (10-летняя) процентная ставка 3,81 4,11 3,50 3,60

Цены коммерческой недвижимости (в %) 0 -3

Цены жилой недвижимости 0 -3

Неблагоприятный сценарий 2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г.

ВВП в постоянных ценах (годовые темпы в %) 0,7 -0,1 -0,2 -0,6

Уровень безработицы (в % активного населения) 10,2 10,5 10,8 11,5

Краткосрочная (3-месячная) процентная ставка 2,10 3,30 2,10 3,30

Долгосрочная (10-летняя) процентная ставка 4,30 5,10 4,40 5,30

Цены коммерческой недвижимости (в %) -5 -5

Цены жилой недвижимости (в %) -5 -5

В целом шок, связанный с суверенным риском, в среднем в зоне евро вызовет повышение доходности долгосрочных облигаций на 150 базисных пп в конце 2011 г. по сравнению с концом 2009 г. Наибольшее его влияние будет наблюдаться в странах зоны евро, в которых отмечалась наибольшая волатильность доходности облигаций.

Оценки снижения стоимости облигаций и потерь. Возможные масштабы снижения стоимости государственных облигаций подсчитывались следующим образом:

- исследовалось изменение оценки позиций по деривативам (кредитным деривативам, процентным свопам и т.д.), используемым для покрытия колебаний стоимости государственных облигаций;

- использовался период в пять лет, поскольку в течение именно этого срока банки ЕС держат в своих портфелях государственные облигации;

- расчет велся на основе вариаций курсов пятилетних государственных облигаций в рамках двух сценариев в сравнении с концом 2009 г.

Неблагоприятный сценарий сулит дополнительные потери в банковском портфеле по сравнению с базовым сценарием. Напряженность на рынке долгосрочных государственных облигаций, связанная с суверенными шоками, также вызывает дополнительные потери в банковских портфелях. Эти потери оцениваются с помощью показателя вероятности дефолта (probabilities of default, PD) и потерь в случае возникновения дефолта (loss given default, LGD). Потери, являющиеся результатом повышения PD и LGD, были рассчитаны для каждой страны в отношении банковских портфелей, связанных с обслуживанием финансовых институтов, сектора предприятий, потребительских кредитов и жилой недвижимости. Были использованы модели расчета PD и LGD, связанные с разными макроэкономическими сценариями и учитывающие разную эластичность PD и LGD в отношении изменения экономических переменных. В результате исследования были выявлены три вектора распространения шоков, учтенные в моделях: спрос, предложение и стоимость долгосрочных займов.

Результаты стресс-тестирования французских банков. По сравнению с базовым сценарием неблагоприятный сценарий вместе с суверенным шоком вызовет снижение коэффициента ка-

питала первого уровня у четырех протестированных французских банков на 165 базовых пп. Этот коэффициент к концу 2011 г. составит по базовому сценарию 10,9% и по неблагоприятному -9,2%. Снижение этого коэффициента при неблагоприятном сценарии объясняется более высокими потерями в банковских и торговых портфелях французских банков, а также увеличением на 11,4% их активов, взвешенных по уровню риска.

Общий риск потенциальных потерь, связанных с суверенными долгами 30 стран Единого европейского пространства, составляет у французских банков 42 млрд. евро в торговых портфелях и 196 млрд. в банковских портфелях, т.е. всего 238 млрд. евро. Если исключить страны, в которых было зафиксировано снижение стоимости долговых обязательств на 10% и более (Великобританию, Чехию, Испанию, Португалию, Ирландию, Польшу и Грецию), то в условиях неблагоприятного сценария риск потенциальных потерь составит в 2011 г. 39 млрд. евро, а требования в отношении собственных капиталов банков - увеличатся на 199 млрд. евро.

Л.А. Зубченко

2011.01.023. УРОКИ «ВЕЛИКОЙ» ИНФЛЯЦИИ ДЛЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.

The «Great Inflation»: lessons for monetary policy // Month. bull. of ECB. - Frankfurt a. Main, 2010. - N 5. - Mode of access: http://www.ecb.int/pub/pdf/mobu/mb201005en.pdf

В статье, опубликованной в ежемесячном бюллетене Европейского центрального банка (ЕЦБ), рассматриваются основные уроки, которые следует извлечь из «великой инфляции» 1970-х годов для нынешней денежно-кредитной политики. Как и Великая депрессия 1930-х годов, «великая инфляция» 1970-х годов была результатом серьезных провалов денежно-кредитной политики в ХХ в. За некоторым исключением (например, Германии и Швейцарии) средние темпы инфляции в странах ОЭСР в 1970-х годах превышали 10%. С января 1958 г. по декабрь 2009 г. наиболее высокий уровень инфляции в Германии составлял 7,8%, во Франции - 15,2, в Италии - 25,2 и в Испании - 28,5% в годовом исчислении.

«Великая инфляция» 1970-х годов является уникальным эпизодом экономической истории. Хотя в прошлом случались периоды гиперинфляции, они были связаны с войнами или революциями,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.