чи акционером «Citigroup», отказался участвовать в его спасении. Потери, понесенные СФ от падения стоимости банковских активов, заставили их руководство изменить инвестиционную стратегию. Правительственные органы Китая решили переориентировать деятельность СФ на финансирование национальных проектов и банковского сектора. По этому пути пошли и СФ стран Персидского залива, ставшие уделять внимание инвестированию в финансово-банковский сектор соседних стран.
Характерно, что ведущие банки Швейцарии и Великобритании, нуждающиеся в увеличении собственных капиталов (рекапитализации), предпочитают пользоваться для этого услугами СФ, а не помощью со стороны своего государства, хотя последняя может обходиться дешевле. Это объясняется стремлением банковского руководства сохранять независимость от государства и возможность брать на себя риски, а также выплачивать высокое вознаграждение своим топ-менеджерам и трейдерам.
Хотя стабилизирующее влияние деятельности СФ на финансовую систему не следует отрицать, мотивы их участия в капитале западных банков в целом не отличаются от мотивов частных инвестиционных фондов. Вместе с тем эволюция СФ свидетельствует о развитии многополярности в финансовом мире, в реформировании которого страны с развивающимися рынками со временем неизбежно будут играть большую, чем сегодня, роль.
Л.А. Зубченко
2011.01.021. СОЗДАНИЕ ОРГАНА ПРУДЕНЦИАЛЬНОГО НАДЗОРА В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ ФРАНЦИИ. Rapport au Président de la République relatif à l'ordonnance n 2010-76 du 21 janvier 2010 portant fusion des autorités d'agrément et de contrôle de la banque et de l'assurance. - Mode of access: http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte. do?cid
В докладе президенту Франции рассматриваются основные задачи, организационная структура и управление Органа пруденциального надзора (Autorité de contrôle prudentiel, АСР), решение о создании которого принято 21 января 2010 г. Финансовый кризис открыл дебаты по проблемам функционирования органов регулирования и надзора. На уровне «группы 20» (G20) было решено усилить надзор за финансовыми рисками, в связи с чем был создан
Совет по финансовой стабильности. 18 июня 2009 г. главы государств и правительств стран ЕС объявили об амбициозной реформе европейской системы надзора. К подобным реформам уже приступили США, Великобритания и Германия.
Во Франции Закон о модернизации экономики № 2008-776 от 4 августа 2008 г. наметил следующие цели:
а) пересмотреть миссии, организацию, ресурсы и способы действий органов контроля за банками и страховыми компаниями и с этой целью осуществить слияние Банковской комиссии (Commission bancaire, СВ) и Органа контроля за страховыми компаниями и взаимными фондами (Autorité de contrôle des assurances et des mutuelles, АСАМ);
б) обновить и модернизировать мандаты органов контроля в соответствии с направлениями, определенными Советом ЕС;
в) уточнить область компетенций органов контроля;
г) адаптировать процедуры спасения, соблюдения дисциплины и санкций.
Доклад о достижении этих целей был поручен генеральной инспекции по финансам, которая пришла к выводу о необходимости слияния СВ и АСАМ и создания на этой основе Органа пруденциального контроля, что позволит повысить эффективность французской системы надзора на основе достижения трех целей: безопасности потребителей, финансовой стабильности и усиления влияния Франции на международных переговорах по проблемам реформирования системы финансового регулирования.
1. Безопасность потребителей. Кризис усилил потребность в обеспечении безопасности потребителей страховых и банковских продуктов и услуг. В первую очередь эта безопасность опирается на высокий профессионализм банковского персонала и в то же время требует усиления внимания органов надзора к практике сбыта. Именно поэтому реформа должна сделать защиту потребителей основной целью надзора. Новый орган АСР должен уделять значительное внимание надзору за отношениями с клиентами. Следует также усиливать сотрудничество АСР с Органом регулирования финансовых рынков (Autorité des marchés financiers, AMF), особенно в области контроля за сбытом финансовых продуктов и услуг. Создается новый механизм взаимодействия АСР и АМF с целью осуществления надзора за условиями сбыта финансовых продуктов
и услуг и за соблюдением рыночными операторами обязательств перед своими клиентами. Сотрудничество АСР и АМF мотивируется усилением «взаимопроникновения» банковских и страховых продуктов, а также тем, что различные сети (например, отделения банков) занимаются сбытом всей гаммы финансовых продуктов. Общие сферы деятельности АСР и АМF будут координироваться генеральными секретарями обоих органов. По результатам совместного контроля той или иной сферы может быть подготовлен доклад.
2. Финансовая стабильность. АСР призван стать органом, способным контролировать риски в финансовом секторе, объединяющем банки, страховые компании и взаимные фонды.
3. Усиление влияния Франции на международных переговорах по реформе финансового регулирования. Финансовое регулирование во Франции базируется в основном на международных стандартах и правилах, и создаваемый орган АСР будет представлять Францию на международной арене, вести диалог с зарубежными партнерами и защищать подход Франции в вопросах регулирования.
В постановления правительства о создании АСР последний определяется как независимый орган, не являющийся юридическим лицом, главными целями деятельности которого являются обеспечение стабильности финансовой системы и защита интересов клиентов. Полный список целей АСР будет изложен в других документах, касающихся функционирования и регулирования его деятельности. Эти документы должны опираться на положения Монетарного и финансового кодекса (Code monétaire et financier, CMF).
Структура АСР должна соответствовать таким императивам, как наличие специалистов с различной компетенцией, эффективность принятия решений и др.
АСР будет включать коллегию и комиссию по санкциям. Коллегия сможет формировать отраслевые подгруппы и специальные комиссии. Коллегию АСР будут составлять:
1. Председатель коллегии - главный управляющий Банка Франции, что объясняется необходимостью поддержания тесных связей Банка с АСР. Это позволит новому органу пользоваться экономической и финансовой экспертизой центрального банка и гарантировать эффективные решения в случае чрезвычайных ситуаций. Главу Банка Франции в коллегии может представлять его заместитель.
2. Председатель Органа по стандартам бухгалтерского учета (Autorité des normes comptables).
3. Государственный советник, назначаемый вице-президентом Государственного совета.
4. Советник, назначаемый председателем Кассационного суда.
5. Советник, назначаемый председателем Счетной палаты.
6. Вице-президент коллегии, являющийся специалистом в области страхования и назначаемый министрами экономики и социальной защиты по предложению председателя АСР.
7. Два специалиста в области защиты интересов клиентов.
8. Четыре специалиста в области страхования, перестрахования и взаимных фондов.
9. Четыре специалиста в области банковских операций, инвестиционных и платежных услуг.
Члены коллегии, перечисленные в пунктах 3-8, утверждаются указом министра экономики на срок в пять лет. Правила АСР предусматривают, что мандаты его членов не могут обновляться более одного раза. Это относится и к членам сливающихся органов (СВ и АСАМ) при условии, что стаж их работы на этой должности не превышает шести лет. В АСР есть должность генерального секретаря, назначаемого министром экономики по предложению председателя АСР; он управляет службами органа. Генеральный секретарь может быть специалистом по банкам, а его помощник - по страховым компаниям и наоборот.
В рамках коллегии, собирающейся на пленарные заседания, могут создаваться две подгруппы (по банкам и страховым компаниям), которые будут рассматривать специфические проблемы названных учреждений. Пленарная коллегия может создавать специальные комиссии, например по вопросам отмывания денег, финансового посредничества и т.д., для подготовки материалов к повестке дня.
АСР будет располагать собственными ресурсами: коллегия будет голосовать по бюджету по предложению генерального секретаря в пределах сборов, получаемых соответствующими организациями. Банк Франции может предоставить органу дотации. Бюджет АСР будет приложением к бюджету Банка Франции. По предложению генерального секретаря коллегия определяет условия работы персонала и правила его деловой этики.
АСР наделяется широкими полномочиями в случаях возникновения трудностей у поднадзорных банков и страховых компаний. При нарушении правил «хорошего поведения» или в более серьезных случаях могут применяться меры консервативного воздействия: ограничение или временное запрещение операций, особенно по контрактам страхования жизни, и выплаты дивидендов, смена руководства и др. АСР также наделяется правом вводить штрафные санкции на сумму до 50 млн. евро (например, 1 млн. евро за ручной обмен валюты) и даже прекратить деятельность соответствующих учреждений. АСР может потребовать от кредитного учреждения, инвестиционной компании и платежного учреждения увеличить объем собственного капитала до уровня выше минимального, установленного новым Базельским соглашением о достаточности капитала (Базель-2).
В связи с созданием АСР предусматриваются некоторые изменения в Кодексе страхования (Code d'assurance):
- подтверждаются особые полномочия АСР в области изменения или изъятия документов, взятых для проверки;
- вводятся санкции за препятствование контролю, осуществляемому АМБ: тюремное заключение до одного года и максимальный штраф в 15 тыс. евро:
- уточняется механизм, касающийся маржи платежеспособности (marge de solvabilité);
- коллегия АСР наделяется правом запрашивать данные о гарантийных фондах страховых компаний и о страховании физических лиц.
Создание АСР предполагает внесение некоторых изменений и в другие кодексы - Общий налоговый кодекс, Кодекс взаимных фондов, Кодекс торговли, Кодекс государственных рынков, Кодекс административного права и Кодекс общественного здравоохранения.
Л.А. Зубченко
2011.01.022. РЕЗУЛЬТАТЫ СТРЕСС-ТЕСТИРОВАНИЯ
ЕВРОПЕЙСКИХ БАНКОВ.
Le stress test du CECB: Vue d'ensemble de l'approche retenue et principaux résultats. - Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/ instit/telechar/discours/cecb-stress-test-vue-et-resultats.pdf
Стресс-тестирование ведущих европейских банков проходило в два этапа. На первом этапе, который осуществлялся с марта по