Научная статья на тему '2011. 01. 015. Лейтгеб Х. , Лэдимэн Дж. Критерий идентичности и структуралистская онтология. Leitgeb H. , ladyman J. criteria of identity and structuralist ontology // Philosophia Mathematica (III). - Oxford, UK, 2008. - Vol. 16. - Р. 388-396'

2011. 01. 015. Лейтгеб Х. , Лэдимэн Дж. Критерий идентичности и структуралистская онтология. Leitgeb H. , ladyman J. criteria of identity and structuralist ontology // Philosophia Mathematica (III). - Oxford, UK, 2008. - Vol. 16. - Р. 388-396 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Левченко Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 01. 015. Лейтгеб Х. , Лэдимэн Дж. Критерий идентичности и структуралистская онтология. Leitgeb H. , ladyman J. criteria of identity and structuralist ontology // Philosophia Mathematica (III). - Oxford, UK, 2008. - Vol. 16. - Р. 388-396»

том. На примере психологии и различных определений ее статуса Дильтеем и Риккертом Маккрил показывает решающее различие между понятиями наук о духе и наук о культуре. Автор рассматривает также концепцию Кассирера и устанавливает, что кассиреров-ская семантика выражения «науки о культуре» восходит к концепции Дильтея, а не Риккерта и Баденской школы в целом.

В статье Райнера Виля (Хайдельберг, Германия) «Многообразие ценностей и проблема единства в этике и философии религии Германа Когена» (с. 272—292) исследуются этика Когена и ее отношение к вопросу религии в общем контексте когеновского требования когерентной философской системы. Виль раскрывает и анализирует когеновскую систему этических и религиозных ценностей.

Статья, заключающая сборник, называется «Был ли Кассирер неокантианцем с методологической точки зрения?» (с. 293—314). Ее автор Массимо Феррари (Турин, Италия) исследует, по сути, вопрос, был ли поздний «антропологический поворот» Кассирера отказом от марбургского неокантианства. Феррари дает обзор зрелой концепции философии культуры Кассирера и в конечном счете приходит к выводу о том, что философия позднего Кассирера не означала разрыва с неокантианством Марбургской школы, а была лишь дальнейшим самостоятельным развитием ее изначального философского проекта, что можно сказать и о его старшем коллеге Пауле Наторпе (с. 307).

Таким образом, можно констатировать, что редакторам реферируемого сборника удалось не только представить широкий горизонт современных неокантиановедческих исследований, но и успешно вписать результаты этих исследований в современный этап развития философского знания.

Н.А. Дмитриева

2011.01.015. ЛЕЙТГЕБ Х., ЛЭДИМЭН Дж. КРИТЕРИЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СТРУКТУРАЛИСТСКАЯ ОНТОЛОГИЯ. LEITGEB H., LADYMAN J. Criteria of identity and structuralist ontology // Philosophia mathematica (III). - Oxford, UK, 2008. - Vol. 16. - Р. 388-396.

Авторы статьи, посвященной теории «критерия идентичности» в парадигме структуралистской онтологии математики, обле-

кают собственную версию «шлейфом» историографизма, предпосылая первоначальной мотивации симплицитный контраргумент современных дискуссий, генетически восходящий к философии немецкого идеализма, в частности к кантианским категориальным верификациям дифференциации вкусовых пристрастий и гегелевской теории об эстетических свойствах субстанции: единичные объекты как предмет критерия идентичности коррелируют трансформацию принципа идентификации индивидуальностей. Доминанту подобных измышлений авторы усматривают в концепции нетривиального автоморфизма. Отдавая должное этикету биометрических концепций, Лейтгеб и Лэдимэн тем не менее изыскивают более гармоничную, на их взгляд, сферу обретения, модификации и должной обоснованности теории идентичности, а именно область философии математики. Интегративность сферы доказательности предполагает несомненную толику динамизма в природе предмета научных баталий. Что же, как не идентификация различий - нонсенс философской схоластики, имманентно заключает в себе феноменологические свойства движения как олицетворение физического принципа сверхтекучести предмета, извне располагающего принципами коэволюции? Вектор движения полифоничной теории идентичности - финальное предначертание математических экспликаций философского дискурса - конструирует, по мнению авторов, вереницу разнонаправленных взглядов, фокусируя доминантный концепт о принципе идентификации неразличимого1. «Причащение» данного принципа ареалом структуралистской онтологии математики обусловливает его органичное проникновение в структуру физико-математического анализа (работы Сандерса, Мак-Бриджа, Шапиро 2005-2008 гг.)2, что предопределило апогей научной полемики в следующем контексте: подлинность природы единичных объектов как предмета критерия идентичности актуализируется принципом идентификации индивидуальных различий в

1 Графически главенствующий термин статьи авторы выразили следующей аббревиатурой - Р11.

MacBride F. Structuralism reconsidered // ТЪе Oxford handbook of logic and mathematics. - Oxford: Oxford univer. press, 2005. - Р. 563-589; Saunders S. Are quantum particles objects? // Anafysis. - 2006. - Vol. 6. - Р. 52-63; Shapiro S. Identity indiscernibility, and ante rem structuralism: the tale of i and - i // Philosophia mathe-matica (III). - Oxford, UK, 2008. - Vol. 12. - Р. 420-447.

теоретизации сущности тождества. «Исчисление» обретенной гармонии и есть метод численного выражения множественности разнообразия. Авторы приводят точку зрения Мак-Бриджа, полагающего редуцированность процесса идентификации фактов результатом тождественности антиномичных сущностей, что являет собой весьма примитивное действо. Иной ракурс взгляда, дескри-дитирующий доминантность принципа идентификации в категориальной системе, олицетворяющей пространственную внеположен-ность субстанциальных различий в структуре тождества, представляет родственную мотивацию «амёбности» концепции.

Однако, по мнению авторов статьи, в кажущейся простоте доказательств сокрыта очевидность математического принципа «золотого сечения», изыскивающего сингулярность тождественности в метаморфозах не-тождества. Иллюзия нетождественного рассеивается в эмпирике двух несимметричных, на первый взгляд, структур. Родовые черты неизменно присущи сополагаемым явлениям, а критерий доминантности зиждется в степени познания субстанциальной сущности.

Исследователи оговариваются, что в концептуальном «нахождении» субстанциального смысла предмета интегрированность физико-математического анализа нивелируется, и методологическая значимость математической практики начинает довлеть над казуистикой философской реконструкции. Завуалированность вопроса о первичности категориальной методологии в иллюзорной дифференциации сфер аналитики сменяется очевидностью приоритета области доказательств: импрессионизм форм философского предмета метаморфизируется отчетливостью и строгостью, почти геометрическим «начертанием» границ. Торжество дескрипций математического анализа венчает вероятность тождественности парадигм, актуализирующих генезис и свойство модифицирован-ности проблематики идентичности в теоретизации ноуменальных признаков предмета. Финальным колебанием, установившим резонность интегративного ареала философии математики для «маятника» полемики, стала графическая теория, эксплицирующая «зримость» установленного тождества в виде интегрального компонента в структуре натуральных чисел. Итак, арифметика натуральных чисел «повинна» в символизации традиционного философского равенства (а = а), а нетривиальность биометрии иссякает

в «святой простоте» исчисленной гармонии не-тождества о бесконечной тождественности.

Проецируя систему доказательств в парадигму математического структурализма, авторы статьи тем самым «интонируют» проблему математики как версии метафизики. Условленная ипостась фундаментальной теории структуралистской онтологии репрезентирует реминисцентные вариации структурализма формой платонизма. Метафизический исток «дифференцируемой онтологии» - в доминанте дискурса, устанавливающего предметные отношения. Редуцированность и нередуцированность связей между предметами - дилемма субъектно-объектной эмпирики мира - онтологический закон Сущего, эпистемологическая градация коего заключена в симптоматике геометрической прогрессии. Степень познаваемости мира, таким образом, редуцируется диалогизмом двух сущностей, вероятность созвучия которых, по мнению исследователей, изыскивает тот самый камертон философской методологии тождества, таинственное начало которой - в «музыке чисел» Платона.

Е.В. Левченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.