Научная статья на тему '2010. 04. 039. Чжо Йин Хлайн. Власть и борьба правительственных группировок в Мьянме в период независимости. Kyaw Yin Hlaing. Power and factional struggles in post-independence Burmese governments // J. of Southeast Asian studies - Singapore, 2008. - Vol. 39, n 1. - p. 149-177'

2010. 04. 039. Чжо Йин Хлайн. Власть и борьба правительственных группировок в Мьянме в период независимости. Kyaw Yin Hlaing. Power and factional struggles in post-independence Burmese governments // J. of Southeast Asian studies - Singapore, 2008. - Vol. 39, n 1. - p. 149-177 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ МЬЯНМА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ МЬЯНМА ТЕЧЕНИЯ ВНУТРИ ПАРТИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 04. 039. Чжо Йин Хлайн. Власть и борьба правительственных группировок в Мьянме в период независимости. Kyaw Yin Hlaing. Power and factional struggles in post-independence Burmese governments // J. of Southeast Asian studies - Singapore, 2008. - Vol. 39, n 1. - p. 149-177»

борной борьбе. На нынешнем этапе ЛДП не может позволить себе лидера, непопулярного у населения, т.к. это приводит к поражению партии в целом, тогда как на предыдущих этапах такой корреляции не существовало.

Политика Коидзуми повысила популярность партии в период его правления, но она же привела к поражению ЛДП через несколько лет после его ухода, поскольку, сделав ставку на городское население, Коидзуми настроил против ЛДП аграрные регионы. Попытки провести реформы в партии усилили конфликты внутри нее, а откат от долгожданных реформ при приемниках Коидзуми резко разочаровал избирателей.

Несмотря на победу ДПЯ на выборах, будущее ее неясно. Не имея опыта единовластного управления страной, партия явно нуждается во внутрипартийных механизмах подготовки и согласования законопроектов, которые на данный момент отсутствуют. Обещанная ставка на социальную политику и сокращение части налогов неизбежно приведи ДПЯ к бюджетным трудностям. Наконец, неясна позиция ДПЯ во внешней политике: хотя внутри партии есть контингент националистов и консерваторов, все же возможно потепление отношений с соседями, как и больший упор на внутреннюю политику по сравнению с внешней. В целом ДПЯ вряд ли удастся выполнить обещания, данные избирателям, и удержаться у власти. Главным вопросом является дальнейшая судьба ЛДП - станет ли поражение стимулом для реорганизации партии или в качестве лидера Японии она навсегда останется в прошлом.

А.А. Лисицын

2010.04.039. ЧЖО ЙИН ХЛАЙН. ВЛАСТЬ И БОРЬБА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ГРУППИРОВОК В МЬЯНМЕ В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ.

KYAW YIN HLAING. Power and factional struggles in post-independence Burmese governments // J. of Southeast Asian studies -Singapore, 2008. - Vol. 39, N 1. - P. 149-177.

Доцент Городского университета Гонконга (КНР) прослеживает историю борьбы различных группировок в правительствах Мьянмы (Бирмы) после 1948 г. и анализирует факторы, влияющие на исход подобных противостояний.

Наличие группировок и конкуренция между ними были характерными чертами всех режимов, существовавших в Мьянме в период независимости. Первое столкновение произошло еще в 1948 г. В этот момент в Антифашистской лиге народной свободы (АЛНС), являвшейся ведущей политической силой страны, оформляются две группировки: возглавляемая министром торговли, снабжения и транспорта У Коу Коу Чжи и возглавляемая министром внутренних дел У Чжо Ньейном. У Коу Коу Чжи попытался финансировать создание своей клиентелы, позволяя бизнесменам нарушать правила импорта товаров, за взятки отделываясь номинальными штрафами. Это было использовано его оппонентами, передавшими информацию о махинациях Коу Коу Чжи премьер-министру У Ну, после чего Коу Коу Чжи был вынужден сложить полномочия и подвергся тюремному заключению.

Следующий конфликт в АЛНС случился в 1950 г., когда группировка так называемых «красных социалистов» во главе с Тэкхин Хла Чвеем вышла из партии и создала Фронт национального единства (ФНЕ)1. Этот демарш был связан с попыткой группы Хла Чвея добиться осуждения войны в Корее в бирманском парламенте. Последний попросил слова, якобы для того чтобы выступить в поддержку премьер-министра, но на деле обрушился на него с жесткой критикой. Попытка подвергнуть Хла Чвея дисциплинарному взысканию по партийной линии завершилась мини-расколом в АЛНС2.

Новое разделение в партии возникло между группировками так называемых «образованных» во главе с У Ба Схвеем и У Чжо Ньейном и «необразованных» во главе с Тэкхин Тином и Тэкхин Чжо Дуном. Среди членов первой группы были лица с университетскими дипломами, отстаивавшие курс на индустриализацию. Представители второй группировки имели только среднее образование и отдавали приоритет развитию сельского хозяйства. Принципиальными, впрочем, были личные антипатии между членами группировок: первые считали вторых недостаточно компетентны-

1 На самом деле ФНЕ был создан позднее, а непосредственно после выхода

из АЛНС появилась Рабоче-крестьянская партия Бирмы. - Прим. реф.

2

Насколько можно судить по косвенным свидетельствам, ФНЕ и Тэкхин Хла Чвей получали финансовую помощь от СССР. - Прим. реф.

ми, а вторые полагали, что их оппоненты - выскочки, не имеющие представления о том, как живет народ.

Выборы 1956 г., на которых АЛНС получила почти столько же голосов, сколько оппозиция, и сохранила доминирование в парламенте только благодаря особенностям избирательного законодательства, вынудили У Ну начать реорганизацию партии и кампанию по борьбе с коррупцией в ее рядах. При этом он оставил должность премьера и поначалу вообще говорил о намерении уйти из политики через год. Впрочем, в 1957 г. он вернулся к исполнению обязанностей премьера, ослабив при этом позиции группировки Ба Схвея и Чжо Ньейна и заключив альянс с группировкой Тина и Чжо Дуна. Конфликт между лидерами более сильной фракции Схвея-Ньейна и У Ну обуславливался их взаимными подозрениями в попытках отстранить друг друга от власти. Это закончилось расколом АЛНС в 1958 г. на Чистую и Стабильную лиги, при этом первая во главе с У Ну несколько месяцев оставалась у власти в коалиции с ФНЕ, но в конечном итоге была вынуждена передать власть временному военному правительству во главе с генералом Ней Вином.

Одной из задач военных была подготовка и проведение выборов. Предпочтительные позиции на них имела Стабильная АЛНС, руководители которой поддерживали тесные связи с армейской верхушкой. Однако жесткое регулирование бизнеса со стороны военных обусловило симпатии последнего к Чистой лиге, да и «административный ресурс» сработал слабо. В итоге выборы 1960 г. со значительным преимуществом выиграла Чистая АЛНС, вскоре переименованная в Союзную партию. Последняя также состояла из трех группировок - профессиональных политиков-ветеранов, квалифицированных экс-чиновников и бывших военных. Между ними шла острая борьба за руководящие позиции в партии и возможность войти в состав правительства, однако переворот 1962 г., в результате которого к власти пришел Революционный совет (РС) во главе с генералом Ней Вином, поставил крест на политических перспективах всех фракций.

Вплоть до 1988 г. Ней Вин оставался единственной ключевой фигурой, определявшей курс Мьянмы, хотя его ближайшее окружение несколько раз обновлялось. В частности, в 1963 г. Ней Вин потребовал от бригадного генерала Аун Чжи, являвшего вторым

лицом в РС, сложить полномочия, поскольку последний вел себя слишком независимо, в особенности в отношениях с бизнесом. В 1976 г. был раскрыт заговор 14 офицеров во главе с капитаном Оун Чжо Мьином, планировавших убийство Ней Вина и других руководителей. В 1977 г. ряд членов ЦК и секретариата Партии бирманской социалистической программы были изобличены в попытке сместить Ней Вина с поста председателя ЦИК ПБСП на Третьем конгрессе партии.

Раскрытие этих заговоров придало импульс карьере начальника Национального разведывательного бюро полковника Тин У, к началу 80-х годов превратившегося во второго по влиянию (хотя и не по должности) человека в режиме. Для укрепления своих позиций Тин У создал сеть предприятий (центров пчеловодства, плантаций орхидей и т.п.), должности в руководстве которыми пользовались большой популярностью у молодых офицеров, так как «пчеловодов» отправляли учиться за границу, а это была одна из немногих легальных возможностей получить иностранную валюту. Усиление Тин У вызвало раздражение других лидеров (секретаря ЦИК Сан Ю и премьера Маун Маун Кхи), в итоге добившихся смещения Тин У и представителей его группировки в 1983 г. Очевидно, и сам Ней Вин должен был быть недоволен тем, что Тин У слишком активно и независимо строит собственную клиентелу. В конце концов Тин У был приговорен к шести пожизненным срокам по обвинению в коррупции.

В отличие от периода правления Ней Вина в принявшем полномочия в 1988 г. Государственном совете по восстановлению законности и правопорядка (ГСВЗП) не было доминирующих фигур. ГСВЗП получил власть от руководства ПБСП в условиях коллапса режима в связи с массовыми выступлениями протеста, спровоцированными ухудшением экономической ситуации, попытками демонетизации и жестоким обращением полиции со студентами. Данный орган представлял собой альянс руководителей ВС (центральных и региональных) во главе с начальником генштаба генералом Со Мауном. Со Маун не был страшим по возрасту из входивших в ГСВЗП офицеров, кроме того, он начал военную службу уже после получения независимости, поэтому не обладал сопоставимым с Ней Вином авторитетом.

В глазах населения наиболее сильной фигурой в ГСВЗП был первый секретарь совета бригадный генерал Кхин Ньюн, возглавивший военную разведку после снятия Тин У. Эта репутация обеспечивалась административной активностью Кхин Ньюна, по части которой он значительно опережал многих других членов ГСВЗП. Кроме того, на официальных мероприятиях Кхин Ньюн занимал место рядом с Со Мауном. Наконец, на репутацию работало и заметное усиление военной разведки, потребовавшееся в условиях массовой оппозиции новому режиму.

Реальное положение Кхин Ньюна было иным. Большинство членов ГСВЗП превосходили его по возрасту, плюс в силу специализации Кхин Ньюн не обладал таким боевым опытом, как они. Репутация Кхин Ньюна вызывала их острое раздражение, заставляя блокировать многие инициативы начальника разведки на уровне правительства. Кроме того, на официальных мероприятиях другие генералы пытались расположиться так, чтобы их позиция не уступала кхинньюновской, а некоторые даже «прикармливали» телевизионщиков, чтобы их деятельность не менее активно освещалась СМИ.

В 1992 г. ГСВЗП был реорганизован. Прежде всего в отставку по состоянию здоровья ушел Со Маун, а должность председателя занял его заместитель Тан Швей. Якобы на отставке настоял Ней Вин, услышавший, как Со Маун критикует лидера национально-освободительного движения Мьянмы генерала Аун Схана. Замена Со Мауна на Тан Швея не привела к переменам в распределении власти, так как Тан Швей не стремился играть роль явного лидера, хотя по возможности и продвигал своих сторонников на значимые должности. Более существенным было то, что большинство членов ГСВЗП были освобождены от командования войсками, получив министерские посты, а на вторую позицию в правящем органе выдвинулся экс-командующий Восточным военным округом Маун Эй. Тем самым большинство генералов фактически оказались ослаблены, а Кхин Ньюн (в отличие от Тан Швея и Маун Эя) не приобрел ничего.

Следующая важная реорганизация произошла в 1997 г. ГСВЗП был преобразован в Государственный совет мира и развития (ГСМР), при этом все члены, за исключением четырех, занимавших руководящие должности, были отправлены в отставку.

Предположительно поводом стало сопротивление ряда генералов попыткам Тан Швея ограничить коррупцию в высших эшелонах1, после чего последний договорился о переделе власти с Маун Эйем, Кхин Ньюном и вторым секретарем ГСВЗП Тин У.

Реорганизация превратила Тан Швея в безусловного лидера, поскольку все прочие генералы уступали ему по старшинству и выслуге, что позволяло Тан Швею свободнее тасовать кадры. Также отчасти укрепились позиции Маун Эя, так как командующие округов, из которых был сформирован ГСМР, были ближе к нему, чем к Кхин Ньюну. Фактически теперь в правительстве были две основные группировки - Маун Эя и Кхин Ньюна, - а Тан Швей играл по отношению к ним роль третейского судьи. Сферы влияния были четко разграничены: Маун Эй координировал вопросы, связанные с обороной и бизнесом, а Кхин Ньюн - внутреннюю безопасность, образование, культуру, развитие пограничных районов и здравоохранение.

Безусловность лидерства Тан Швея проявилась также в том, что в 2001 г. он назначил генерал-лейтенанта Швей Мана на учрежденную должность начальника Комитета начальников штабов, сделав последнего своим предполагаемым преемником (обойдя таким образом Маун Эя), а также освободил Кхин Ньюна от руководства Управлением стратегических исследований, одним из основных интеллектуальных центров ВС. В 2002 г. по обвинению в заговоре были арестованы зять и внуки генерала Ней Вина, а сам Ней Вин и его дочь были помещены под домашний арест. В 2003 г. Кхин Ньюн оставил должность первого секретаря ГСМР, став премьер-министром, а в октябре 2004 г. он был снят и с этого поста, после чего осужден по обвинению в коррупции. Одновременно была полностью реорганизована военная разведка: большинство ее сотрудников были уволены, а сама она была интегрирована в структуру военных округов, лишившись автономии.

Поводом для этого стал конфликт между офицерами разведки и регулярных частей в одном из пограничных районов, в котором Кхин Ньюн отказался «сдать» своих людей, а причиной - то, что сохранение военной разведки в качестве фактически независи-

1 Когда министр торговли Тхун Чи заявил Тан Швею, что коррумпированы все поголовно, последний даже запустил в него чашкой.

2010.04.040-041

мого центра внутри ВС уже не отвечало ничьим интересам, кроме интересов самого Кхин Ньюна и его приближенных. Таким образом завершился процесс централизации власти и выдвижения Тан Швея на роль главного действующего лица в современной Мьянме.

Описанные факты показывают, что фракционная борьба в бирманских режимах не зависит от идеологии власти, силы или слабости правительства или наличия или отсутствия в нем доминирующей фигуры. По сути формальные институты власти в Мьянме всегда были и остаются слабыми, а наличие доминирующей фигуры влияет лишь на то, насколько контролируемый характер носит противостояние группировок и насколько стабильна власть. Пока У Ну занимал нейтральную позицию по отношению к соперничающим фракциям (случаи Коу Коу Чжи и Хла Чвея), АЛНС сохраняла стабильность. Когда он встал на сторону одной из группировок, в партии произошел серьезный раскол.

В отличие от У Ну Ней Вин не позиционировал себя в качестве нейтральной фигуры, а жестко контролировал власть. Соответственно, он легко устранял всех, кто становился слишком влиятелен и независим, а разногласия в высших эшелонах с 1962 по 1988 г. не влияли на стабильность режима. Напротив, ГСВЗП не имел одного лидера, структура власти была полицентричной, что позволяло министрам и командующим округами часто действовать по своему усмотрению. Более хаотичный и неконтролируемый характер носила и коррупция. Выдвижение старшего генерала Тан Швея на роль безусловного лидера улучшило организованность власти и снизило коррумпированность высшего руководства. Впрочем, одним из парадоксов власти является то, что стабильность отнюдь не делает ее более добродетельной.

А.Е. Кириченко

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2010.04.040-041. ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА КНДР.

2010.04.040. HUGHES Ch.W. North Korea's nuclear weapons: implications for the nuclear ambitions of Japan, South Korea, and Taiwan // Asia policy. - Wash., 2007. - N 3. - P. 75-104.

2010.04.041. NIKSCH L. North Korea's nuclear weapons development and diplomacy // Congressional research service. - Wash., 2009. - Р. 1-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.