Научная статья на тему '2010. 04. 009. Вельфенс П. Трансатлантический банковский кризис: динамика новых реформ. Welfens Р. Transatlantische Bankenkrise: Dynamik und neue Reformoptionen // Wirtschasftsdienst. - Hamburg, 2009. - Jg. 89, n 10. - S. 684-690'

2010. 04. 009. Вельфенс П. Трансатлантический банковский кризис: динамика новых реформ. Welfens Р. Transatlantische Bankenkrise: Dynamik und neue Reformoptionen // Wirtschasftsdienst. - Hamburg, 2009. - Jg. 89, n 10. - S. 684-690 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2008ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 04. 009. Вельфенс П. Трансатлантический банковский кризис: динамика новых реформ. Welfens Р. Transatlantische Bankenkrise: Dynamik und neue Reformoptionen // Wirtschasftsdienst. - Hamburg, 2009. - Jg. 89, n 10. - S. 684-690»

собственных капиталов банка. Логика при этом проста: в соответствии с макроэкономическими переменными банк накапливает резервы собственных капиталов в фазе экономического подъема, которые он может использовать в фазе спада.

Л.А. Зубченко

2010.04.009. ВЕЛЬФЕНС П. ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЙ БАНКОВСКИЙ КРИЗИС: ДИНАМИКА НОВЫХ РЕФОРМ. WELFENS Р. Transatlantische Bankenkrise: Dynamik und neue Reformoptionen // Wirtschasftsdienst. - Hamburg, 2009. - Jg. 89, N 10. -S. 684-690.

Президент Европейского института международных экономических отношений, профессор П. Вельфенс пишет, что после многолетнего подъема мировая экономика в результате нынешнего финансового кризиса впала в состояние рецессии, которая охватила многие страны. При потерях собственных капиталов банков в 1500 млрд. долл. объем рекапитализации достиг в странах ОЭСР к июню 2009 г. 1250 млрд. долл., тем самым банки и другие поставщики финансовых услуг недосчитались 250 млрд. долл., что тормозило процесс кредитования реальной экономики. Банк международных расчетов (БМР) определил программу стабилизации в 5 трлн. евро, из которых до середины 2009 г. было использовано 2 трлн. Из немецкого пакета спасения в 700 млрд. евро был востребован 151 млрд., в США из 2194 млрд. - 825 млрд., в Великобритании из 844 млрд. - 690 млрд. евро (с. 684).

Многие крупные банки США, Великобритании, Германии и некоторых других стран ОЭСР были стабилизированы с помощью государственного участия в капитале и гарантий выпускаемых банками ценных бумаг. При этом был ужесточен банковский контроль, хотя сравнительно мало было сделано для исследования причин кризиса. При этом не ясно, вернется ли мировая экономика к высоким темпам роста 1995-2005 гг., для которых было характерно сочетание высокой инновационной динамики в области информационно- и коммуникационных технологий (ИКТ) и в финансово-банковском секторе. Эта динамика осуществлялась в условиях глобализации финансового рынка и либерализации движения капиталов. Расходы по спасению банков были весьма значительными. По данным Европейского центрального банка (ЕЦБ), участие госу-

дарств в капитале банков и другие меры привели к повышению доли государственного долга в зоне евро до 3,3%, при этом наблюдаются значительные различия между странами (с. 685).

В течение нескольких столетий банки играли в экономике важную роль финансовых посредников. Однако в последние десятилетия банки стали развивать более высокодоходные и, как правило, более рискованные операции. Развитие секьюритизации кредитов в США в 1990-е и последующие годы в конечном счете привело к кризису на рынке низкокачественных ипотечных кредитов, который поставил американскую банковскую систему перед проблемой выживания. В результате США и вслед за ними мировая экономика впали в самую серьезную рецессию со времен Второй мировой войны. С конца 1990-х годов многие банки в США и ЕС в погоне за высокими доходами на собственный капитал заключали все больше сделок на внебалансовых рынках, в отношении которых не действовали требования Базельского соглашения о достаточности капитала.

Для преодоления нынешнего кризиса и недопущения его повторения в будущем необходимо реформировать систему регулирования. Так, в Германии Федеральное учреждение по надзору за финансовыми услугами (Bundesanstalt fur Finanzdienstleistungsaufsicht - BaFin) предлагается интегрировать с «Deutsche Bundesbank» (DB), а также активизация деятельности земельных правительств в проведении реформ банковского надзора.

Глобальный банковский кризис может быть преодолен только при проведении согласованных на международном уровне мер по реформе финансового регулирования в соответствии с рекомендациями «группы 20», МВФ и ОЭСР. Наиболее важными из предлагаемых мер автор считает следующие:

- введение в ЕС для крупных банков - «слишком больших, чтобы обанкротиться» (too-big-to-fail) - жесткого регулирования, охватывающего несколько стран. Работа рейтинговых агентств должна соответствовать высоким стандартам;

- следует ориентировать банковский менеджмент на достижение долгосрочных целей. Этого можно добиться введением налога на «непостоянство» доходов на собственный капитал банков и других операторов финансового рынка. Естественные колебания

доходов на собственный капитал могут не облагаться налогом в отличие от значительных колебаний доходов.

В.И. Шабаева

2010.04.010. САВАНИ А. АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА В УГОДУ ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ.

SAVANI А. Les politiques anti-crise soumises aux marchés financiers. -Mode of access: http://promcomm.wordpress.com/2009/08/01/

В статье критически рассматриваются меры антикризисной политики США и стран зоны евро. С начала нынешнего кризиса в речах многих политических деятелей и экономистов все чаще звучит призыв к устранению нетерпимого господства финансовых рынков над реальной экономикой, т.е. над производством и сферой занятости. Многие требуют, чтобы планы подъема экономики способствовали восстановлению доверия к банкам, которые должны расширить кредитование потребления и производства. Так звучат речи. Однако им противостоит государственная политика, опирающаяся на поддержку МВФ, Европейского центрального банка (ЕЦБ) и ВТО. Возникает вопрос: каким образом официальная политика, направленная на регулирование финансовых рынков, может привести к их восстановлению?

Как известно, традиционная роль банков заключается в финансировании экономики путем предоставления кредитов предприятиям и населению. Но банки сами нуждаются в средствах, для чего они используют операции на межбанковском рынке, на котором они предоставляют друг другу кредиты. На этом же рынке действуют и центральные банки, поставляющие ликвидность. Крах американского банка «Lehman Brothers» 15 сентября 2009 г. вызвал настоящий паралич межбанковского рынка. Финансовый кризис начался с кризиса ликвидности в банках, поэтому центральные банки (ЦБ), в первую очередь ФРС и ЕЦБ, приняли меры по вливанию ликвидных средств в финансовую систему. Прежде всего они продлили сроки предоставления кредитов банкам и расширили список активов, принимаемых ими в качестве гарантийного обеспечения выдаваемых займов. За время кризиса баланс ФРС возрос с 850 млрд. до 4500 млрд. долл., 2/3 этой суммы составляют проблемные активы, что превращает ЦБ в своего рода хеджевые (спекулятивные) фонды. Таким образом, чтобы бороться против фи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.