лируют выполнение заданий и курируют научные публикации. Колледж Шамплейн (Champlain college) (штат Вермонт, США) учредил свой «спутниковый» кампус в Мумбайе и дал возможность индийским студентам посредством дистанционного обучения получать дипломы по таким специальностям, как бизнес, менеджмент услуг в гостиничном и ресторанном секторах и программирование. В будущем студенты смогут все более широко пользоваться возможностью получения образования на мировом уровне, что, несомненно, повысит качество человеческого капитала.
Таким образом, по мнению авторов, индийская экономика имеет достаточно составляющих для того, чтобы Индия наряду с Китаем в будущем стала супердержавой. Для достижения такого положения в мировой экономике Индии необходимо поддерживать на достаточно высоком уровне приток инвестиционного капитала, активно совершенствовать законодательную базу для экономической деятельности и повышать эффективность использования такого богатого ресурса, как многочисленная рабочая сила.
О.Н. Пряжникова
2010.04.007. ЛЭМБ Дж. ШАНХАЙ НАБИРАЕТ СИЛУ.
LAMBE G. Shanghai steams in // Banker. - L., 2009. - Oct. - Mode of
access: http://www.thebanker.com/news/fullstory.php/aid/6894/
Когда в марте 2009 г. Госсовет Китая заявил о намерении сделать Шанхай международным финансовым центром (ФЦ) к 2020 г., незамедлительные реакции последовали из Нью-Йорка и Лондона, где амбиции Китая были оценены почти как угроза лидерству США и Европы в глобальных финансах. В то время как западные рынки оставались нестабильными, а их привлекательность снизилась из-за ужесточения регулирования, огромных бюджетных дефицитов, усиления налогового бремени и сокращения государственных расходов, Китай выглядел как победитель. Некоторые обозреватели считают поставленную китайским руководством задачу нереалистичной, поскольку правительство, сосредоточившееся на поддержке экспортеров и внутреннего потребления, не хочет отпустить национальную валюту в «свободное плавание» и снять ограничения на движение капитала. Но без этого цель создания международного ФЦ останется мечтой. Вместе с тем целый
ряд фактов свидетельствуют о том, что 2020 г. - это конечный срок для либерализации, которую уже давно требует Запад.
В сентябре 2009 г. Министерство финансов Китая объявило о плане продажи на международном рынке облигаций на сумму 6 млрд. юаней (879 млн. долл.) для укрепления «международного статуса» национальной валюты и оказания помощи отечественным компаниям в привлечении капитала с офшорных рынков облигаций. Шаги в направлении «интернационализации» юаня предпринимались и ранее. Пекин последовательно проводит курс на увеличение числа иностранных компаний, которым дается разрешение на инвестирование в экономику страны. В сравнении с развитыми странами Запада китайский рынок капитала кажется незрелым и непрозрачным. Здесь было принято множество проектов, которые не удалось реализовать. Так, в Шанхае уже три года продолжается строительство биржи по торговле финансовыми фьючерсами, но торги до сих пор не начались. Между тем рост рынка капитала в Китае ошеломляет. По размеру капитализации Шанхайская фондовая биржа уже стала третьей в мире после Нью-Йоркской и Лондонской.
Рынок долговых бумаг в Китае также очень быстро расширяется. В 2008 г. эмиссия корпоративных облигаций почти удвоилась и достигла 900 млрд. юаней; в результате общая стоимость обращающихся долговых обязательств составила 1268 млрд. юаней, что на 66% выше соответствующего показателя 2007 г. На долю трех банков - «China International Capital Corporation» (CICC), «Industrial and Commercial Bank of China» (ICBC) и «Citic» - приходится примерно 45% рынка долговых обязательств. Рынок облигаций растет в среднем на 50% в год как по показателю новых эмиссий, так и по обороту.
В начале 2009 г. Комиссия по банковскому регулированию Китая объявила о намерении разрешить иностранным банкам участвовать в операциях на межбанковском рынке и гарантировать размещение корпоративных облигаций. В мае 2009 г. «Standard Chartered» стал первым иностранным банком, который начал торговать краткосрочными корпоративными векселями. Подобные действия правительства не только открывают дорогу для иностранных банков на внутренний финансовый рынок Китая, но и способствуют увеличению рыночной ликвидности, внедрению разнооб-
разных стратегий трейдинга на рынке корпоративных долговых бумаг и расширяют круг инвесторов.
Китай может похвастаться несколькими крупными, мирового уровня банками, имеющими высокую капитализацию и не обремененными долгами по предоставленным кредитам. Однако несмотря на быстрый рост и усиливающееся влияние банков Китая, рыночные механизмы по-прежнему работают не в полную силу. Правительство продолжает в значительной степени контролировать аллокацию финансовых ресурсов и установление цены на них через административные рычаги. Это ведет к неправильной оценке рисков, негибкости ценообразования и в целом ограничивает выгоды от рыночной дисциплины. Рынок корпоративных облигаций остается крайне сегментированным. Между различными регулирующими ведомствами ведется своего рода «война» за контроль над отдельными частями этого рынка. Непрозрачность и непредсказуемость китайской правовой и регулирующей системы является серьезным препятствием на пути создания международного ФЦ в Шанхае. Законодательство по ценным бумагам и предпринимательской деятельности очень отстает от действующего в других ФЦ. Опасаясь конкуренции иностранных банков, руководство страны сохраняет нормы, обеспечивающие более благоприятные условия для отечественных компаний.
Хотя власти объявили Шанхай «самым капиталистическим местом» на Земле и «настоящим домом» для международных финансовых услуг, в действительности здесь господствует контролируемый государством капитализм. Доля сектора местных частных предпринимателей в экономике Шанхая одна из самых низких в стране, а доход на душу населения эквивалентен душевому доходу в более бедных провинциях и ниже, чем в среднем по стране.
В соответствии с индексом глобальной конкурентоспособности, который составляет Всемирный экономический форум, Китай находится в переходном периоде от первого ко второму этапу развития. Всего выделяется три этапа развития стран: на первом основным фактором роста является государство (правительство), на втором - повышение эффективности и на третьем - инновации. Некоторые экономисты считают, что Китаю удалось реализовать свою политическую концепцию развития экономики, когда страна находилась на начальном этапе трехэтапной модели. Однако ему
будет трудно перейти ко второму этапу, не говоря уже о третьем, поскольку всеми процессами в экономике руководит государство. В этих условиях формирование постиндустриальной, базирующейся на сфере услуг экономики становится очень проблематичным. Между тем будущее Шанхая определяется именно перспективами развития сферы услуг.
Хотя многие комментаторы видят в Шанхае основного конкурента для Гонконга, Нью-Йорка и Лондона, наибольшую опасность этот новый международный ФЦ представляет для Пекина, который Шанхай стремится оттеснить. Однако пока это вряд ли реально: в Пекине, а не в Шанхае, размещаются штаб-квартиры крупнейших китайских банков, государственные регулирующие ведомства и представительства иностранных инвестиционных банков. И такое положение будет сохраняться, так как ведущую роль в решении всех вопросов, связанных с бизнесом и финансами, играют политические структуры, сосредоточенные в столице.
В Китае есть и другие финансовые центры-конкуренты, например, Шэньчжэнь, где основное внимание уделяется мелким и средним предприятиям. Не только в Китае, но и в других странах мира действуют по нескольку ФЦ. В США, например, рынок капитала сосредоточен в Нью-Йорке, торговля деривативами - в Чикаго, банки, обслуживающие высокотехнологичные компании, - в Сан-Франциско, компании по управлению активами - в Бостоне. При этом несомненным лидером является Нью-Йорк. Многие считают, что в Китае с населением более 1,3 млрд. человек достаточно места для разных ФЦ. Однако Китай - не США, где правительство не издает декреты о том, где именно должны располагаться ФЦ, которые вырастают естественным путем, а правила и регламентации, касающиеся их развития, вырабатываются независимыми регуляторами и правовой системой.
Ряд специалистов утверждают: когда в Китае заработает модель свободного рынка, то притягательность Пекина как центра принятия политических решений уменьшится. Однако ФЦ в Пекине уже сформировался, здесь сконцентрирован огромный объем ликвидности, а потому что-либо изменить здесь будет крайне трудно.
Г. В. Семеко