Научная статья на тему '2010. 03. 065. Климовец О. В. Транснационализация бизнеса российских корпораций. - Краснодар: Экоинвест, 2009. - 399 с'

2010. 03. 065. Климовец О. В. Транснационализация бизнеса российских корпораций. - Краснодар: Экоинвест, 2009. - 399 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
390
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫВОЗ КАПИТАЛАРФ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РФ / СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 03. 065. Климовец О. В. Транснационализация бизнеса российских корпораций. - Краснодар: Экоинвест, 2009. - 399 с»

В-третьих, хотя целесообразно обеспечивать равноправие сторон в рамках ГЧП, в условиях текущего мирового кризиса и в среднесрочной перспективе неизбежно усиление вмешательства государства в экономику. Здесь положение нашей страны отнюдь не уникально: в 2009-2010 гг. наблюдается резкий рост государственных расходов во многих развитых странах.

В кризисный период происходит изменение устоявшегося положения вещей между игроками - государством и бизнесом и появляется возможность для заложения основ новых инновационных институтов, которые будут предопределять соответствующие вызовам XXI в. взаимоотношения между государством и частным капиталом. ГЧП будет постепенно вытеснять государство и превращать чисто государственные области влияния в нечто среднее как на Западе, так и в России. Анализ опыта западных стран, где формат ГЧП нашел уже достаточно широкое применение, может подсказать необходимые области изменения государственного законодательства и институтов в России.

А.С. Четверикова, Н.В. Тоганова

2010.03.065. КЛИМОВЕЦ О.В. ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА РОССИЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ. - Краснодар: Экоинвест, 2009. - 399 с.

Монография О.В. Климовец, заведующей кафедры мировой экономики, первого проректора Академии маркетинга и социально-информационных технологий (г. Краснодар), посвящена вопросам развития зарубежной части бизнеса российских корпораций и их транснационализации с точки зрения включения России в систему глобальной экономики. По мнению автора, транснационализация -это одно из проявлений процесса интернационализации, реализуемое на основе активизации деятельности всех субъектов мировой экономики.

Хотя существуют разнообразные виды международной кооперации, наиболее развитой и значительной по масштабам формой организации международного бизнеса в современной мировой экономике являются транснациональные корпорации (ТНК). Деятельность ТНК в мировом масштабе оказывает как позитивное, так и негативное воздействие на экономику принимающих их стран

(картельные сговоры, монополизация рынка, недобросовестная конкуренция и т.п.), хотя первое превалирует. Чем выше степень регулирования деятельности ТНК со стороны принимающих государств, а также уровень развитости страны и лучше инвестиционный климат, тем меньше отрицательных эффектов. ТНК далеко не идеальный инструмент завоевания господства на мировых рынках и повышения конкурентоспособности отдельных стран. Однако других рыночных форм, доказавших свою эффективность, пока нет, считает автор.

Ведущей современной тенденцией развития ТНК является диверсификация их деятельности. Также постоянно расширяются и совершенствуются средства и методы, посредством которых ТНК осуществляют экспансию на мировые рынки и обеспечивают конкурентоспособность на рынках других стран. При этом воздействие международного общественного мнения, глобализированных стандартов и влияние принимающих государств во все большей степени способствует росту «цивилизованности» функционирования ТНК.

Весьма существенным фактором развития мировой экономики в конце 1990-х и начале 2000-х годов стал процесс международной консолидации капитала, проявившийся в форме слияний и поглощений (mergers and aquisitions, М&А) с участием ТНК. Пять волн слияний и поглощений до начала ХХ1 в. дополнились новой, шестой волной. Фактически оформился и активно развивается глобальный рынок по купле-продаже предприятий. При этом желающих купить бизнес гораздо больше, чем продать.

Трансграничные М&А являются в основном проявлением процессов усиления конкуренции в мировой экономике. Стратегические и иные партнерства, альянсы, аутсорсинговые отношения в значительной степени свидетельствуют о развитии другой тенденции - стремлении к сотрудничеству и кооперации. Стратегические партнерства, будучи одной из форм международной межфирменной кооперации, отличаются своим многообразием, сетевой структурой, необходимостью увязки многообразных коммуникационных отношений. Международные экономические отношения превращаются из отношений сугубо конкурентных в отношения сотрудничества. Но конкурентное начало не исчезает - оно накладывается на отношения сотрудничества.

Международное разделение производственного процесса, выходя за рамки компетенции ТНК, формирует очаги интернационализации производства по всему миру. Создаваемая стоимость продуктов международного сотрудничества все более интернационализируется - появляется глобальная стоимость, разделенная на отдельные звенья глубокоспециализированными производствами. Процесс изготовления конечного продукта фрагментируется и предстает как результат глобальной цепочки добавления стоимости. Изготовление такого продукта все больше опосредуется аут-сорсинговыми отношениями. При этом аутсорсингом занимаются как специализированные компании, так и компании, успешно зарекомендовавшие себя на производстве известных в мире товаров и услуг. Основные формы аутсорсинга, которые использует ТНК, -это производственный аутсорсинг, аутсорсинг бизнес-процессов, аутсорсинг информационных технологий и аутсорсинг НИОКР.

Интернационализация компаний происходит вследствие их стремления сохранить свои конкурентные преимущества на зарубежном рынке. Причем трансформация национальной компании в транснациональную (международную) проходит через ряд специфических этапов. Причины, которые побуждают западные компании переходить от товарного экспорта к стадии транснационализации в форме прямых инвестиций, обосновываются в ряде теоретических построений (теории «монополистических преимуществ» С. Хаймера, Ч. Киндибергера и др., теории жизненного цикла товара Р. Вернона, «эклектической теории» Дж. Даннинга). Вместе с тем при наличии общего в процессах интернационализации и транснационализации становление и развитие ТНК развивающихся стран имеет специфические особенности по сравнению с развитыми странами.

Транснационализация компаний из развивающихся стран стала заметной начиная с 2000-х годов. До 2004 г. большую часть зарубежных активов приобретали компании развитых стран. В 2007 г. компании из развивающихся стран впервые приобрели в развитых странах активы на большую сумму, чем компании из развитых стран в странах развивающихся. И существенную роль в этом процессе сыграли международные компании Китая, Индии, а также некоторых других стран. Наиболее значительных результатов в организации и развитии собственных международных компа-

ний среди развивающихся стран достигла Южная Корея. Все более активную роль на мировых рынках начинают играть также китайские и индийские компании.

Правительства развивающихся стран рассматривают национальные ТНК как один из инструментов сокращения отставания от «центров мировой экономики». Развивающиеся страны (особенно страны БРИК) конвертируют доходы от экспорта в устойчивые позиции на мировых рынках: получают доступ к технологиям и брендам, увеличивают свою долю рынка и производительность за счет разделения труда. Наступление компаний из развивающихся стран на рынки западных активов вызывает серьезные опасения у правительств ведущих стран мира, что проявляется в рецидиве у них идей протекционизма.

Транснационализация российских компаний совпала с перестройкой мировой экономики как с точки зрения интенсификации международного экономического сотрудничества и развития его новых форм, так и формирования новой структуры глобальных игроков, в которую ворвалась группа наиболее продвинутых развивающихся стран Азии и Ближнего Востока. Вписываясь в общие тенденции транснациональных процессов, российский бизнес использовал благоприятную международную экономическую конъюнктуру и обучался ведению международного предпринимательства. Вместе с тем процесс транснационализации российского бизнеса в силу очевидных причин не мог не иметь специфических черт и особенностей.

Для первого, подготовительного (1990-е годы), и второго (2000-2005) этапов интернационализации российского бизнеса характерно преобладание компаний ТЭКа. На втором этапе, который можно считать началом реальной транснационализации компаний, стал увеличиваться вынос производственно-сбытовой и иной деятельности компаний за пределы России (преимущественно в страны СНГ). На третьем (современном) этапе транснационализации стихийность процесса (довольно беспорядочная скупка зарубежных активов) начинает меняться в сторону продуманных стратегий. Если в первые годы XXI в. у российских компаний доминировало желание проникнуть на зарубежные товарные рынки, то теперь к нему добавляется стремление к диверсификации управления собственностью, к проникновению и закреплению на мировых финансо-

вых рынках, развитию кооперационных связей, а также к встраиванию в глобальные цепочки добавления стоимости не на правах промежуточных звеньев, а в качестве выпускающих и контролирующих звеньев. Важной отличительной чертой современного этапа является то, что в зарубежной экспансии начинают участвовать не только крупные, но и средние российские компании. Вслед за топливно-сырьевыми и металлургическими компаниями создается второй эшелон развивающихся российских международных компаний. Инвестиционную активность проявляют компании среднего размера, работающие в сфере розничной торговли, страхования и финансов, риэлтерские и дивелоперские предприятия и др. Процесс транснационализации бизнеса российских компаний сопровождается модификацией и развитием их организационных форм, в том числе эволюцией финансово-промышленных группп в вертикально-интегрированные структуры (ВИС).

Однако сформировавшиеся в самом начале ХХ1 в. российские ТНК представляют собой, в строгом смысле, лишь оболочки реальных транснациональных компаний. По целому ряду критериев, таких как капитализация, уровень прозрачности, затраты на НИОКР, рекламную деятельность и др., российские компании, как правило, уступают ведущим мировым ТНК. Российские компании, достигнув формального статуса ТНК (в настоящее время порядка 50 компаний), пока во многом остаются незрелыми. Но они активно перенимают конкретные бизнес-стандарты, которые способствуют их постепенному переходу в стадию зрелых ТНК.

До середины первого десятилетия ХХ1 в. основная часть внешних российских зарубежных инвестиций приходилась на страны СНГ, которые стали своеобразным полигоном для форм и методов инвестирования, получения необходимого опыта транснационализации своего бизнеса. Активная деятельность российских компаний в 1990-е годы и в начале XXI в. способствовала тому, что к началу второго десятилетия они являются доминирующими иностранными инвесторами на рынках этих стран. По некоторым данным, на их долю приходится около трети всех прямых инвестиций в страны СНГ. Однако их размещение по различным странам весьма неравномерно - преобладают вложения на территории Украины, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана.

Центральная и Восточная Европа для российских инвесторов является достаточно знакомым рынком, хотя страны этого региона неоднозначно относятся к инвестициям из России. Основная часть российского капитала распределяется между странами Балтии, имеющими стратегическое значение для реализации российских нефти и газа, а также странами Балканского региона, в основном Румынией и Болгарией. В последние годы растут объемы российских инвестиций в Сербии, Македонии, Боснии и Хорватии (в том числе в связи с реализацией проекта «Южный поток»).

На рынки развивающихся стран российские корпорации обратили свое внимание только в середине первого десятилетия XXI в. В наиболее значительной степени их активность проявляется в Турции. В авангарде идут энергетические компании («Газпром», «Татнефть» и др.), а также многопрофильная корпорация «Альфа-групп». Другим перспективным направлением для транснационализации российского бизнеса становится Африканский континент, прежде всего его сырьевой и машиностроительный сектора. Инвестиционная активность российских компаний в страны Африки и Ближнего Востока постепенно растет и диверсифицируется, практически не встречая на своем пути препятствий в виде геополитических требований. Однако по сравнению с развитыми странами и Китаем российское присутствие в этих регионах выглядит не столь убедительно. Инвестиционная активность российских корпораций в других странах Азии, Австралии и Новой Зеландии, Латинской Америки также пока сводится к точечным проектам. Но достаточно агрессивная настроенность большинства глобализирующихся российских корпораций дает определенную уверенность в том, что при поддержке государства и накоплении опыта их экспансия в эти регионы будет расширяться. Одновременно будет возрастать и конкуренция со стороны других инвесторов мирового уровня -компаний Китая и Индии.

Присутствие российского инвестиционного капитала на рынках развитых стран Европы и Северной Америки пока невелико, хотя в активе российских компаний (ТЭК, металлургии и некоторых других отраслей) имеется ряд «громких» по резонансу в деловых кругах и объемных по затраченному капиталу сделок («Северсталь», «Евраз», «Газпром», «Ренова» и др.). Когда российские компании скупали недооцененные активы, обанкротившиеся (или

предбанкротные) предприятия, на них особенно не обращали внимания, рассматривая как «учеников», которым еще длительное время расти до реальных игроков. Однако когда российские компании (например, «Газпром») попытались приобрести активы, играющие существенную роль в экономике развитых стран, они встретили достаточно жесткий, во многом не рыночный, политизированный отпор.

В процессе своей зарубежной экспансии российские компании используют различные стратегии: от органического роста, сделок по слияниям и поглощениям до стратегических альянсов и партнерств. Но предпочтение отдается (при наличии существенных ресурсов, накопленных в процессе консолидации активов внутри страны и экспортных поставок за рубеж) сделкам по трансграничным слияниям и поглощениям. Автор выделяет следующие четыре основных направления зарубежной экспансии российских компаний посредством М&А: увеличение присутствия компании на рынке с тенденцией к монополизации; диверсификация бизнеса; спекулятивные операции; выход на фондовый рынок. Внутренние трансграничные сделки по слияниям и поглощениям (при активном участии российских хозяйствующих субъектов в управлении бизнесом международного масштаба) также представляют собой приемлемую схему интеграции уже конкурентоспособного отечественного бизнеса в глобальный.

В начале ХХ1 в. российские компании начинают все более активно использовать такой механизм привлечения капитала, как первичное (IPO) и вторичное размещение своих акций (SPO). В 2007 г. Россия вышла в лидеры среди европейских стран по привлечению капитала посредством 1РО, а в общемировом масштабе заняла третье место, уступив США и Китаю. Автор монографии отмечает, что доля проведенных IPO смещается с заграничных площадок на отечественные. В перспективе размещение IPO будет, видимо, двигаться в сторону азиатских финансовых рынков.

Достигнув более зрелого состояния своего бизнеса, российские компании становятся более привлекательными для зарубежных партнеров. Осваивая эффективные формы стратегического взаимодействия, ведущие российские компании успешно интегрируются в мировое хозяйство. В связи с этим процесс конвергенции межфирменной кооперации и конкуренции (конперация) становит-

ся свойственным и для отечественного бизнеса. Однако степень зрелости российских компаний и специфика российской деловой культуры в целом не всегда отвечают важнейшим требованиям стратегических альянсов.

Для сохранения и дальнейшей транснационализации российских компаний необходимо усиление внимания государства к данному процессу. Автор констатирует, что в настоящее время в России не сложилась целостная концепция государственной поддержки зарубежной экспансии отечественного бизнеса, как, например, в Китае. Формируются лишь ее отдельные блоки, которые еще нужно привести в систему. В процессе транснационализации российских компаний весьма важным является нахождение консенсуса между интересами государства, корпораций и общества. Пока, несмотря на определенные попытки достижения такого консенсуса, эти отношения далеки от эффективных. Отсутствие либо наличие лишь в самых общих чертах государственной политики поддержки зарубежной экспансии отечественного бизнеса тормозит формирование его ответственности перед обществом. В свою очередь общество не до конца осознает свои интересы по отношению к глобализирующемуся российскому бизнесу.

В настоящее время многие предприятия в России находятся в стадии активного развития своего бизнеса, в том числе на зарубежных рынках. К уже существующим российским ТНК (порядка 30) подтягиваются еще около 50 предприятий, нацеленных на глобализацию своей деятельности. Развиваются также компании-«газели», т.е. предприятия «новой» высокотехнологичной экономики, изначально ориентированные на глобальный рынок. Однако значительная часть российских предприятий (порядка 50%) действует исключительно на внутреннем или узком региональном рынке. Такие компании не только находятся вне рамок глобальной конкуренции и не выходят на международные рынки, но не конкурирует даже друг с другом.

Перспективы транснационализации бизнеса российских компаний связаны с влиянием следующих объективных и субъективных факторов: отношением к российским компаниям со стороны ведущих развитых стран; особенностями ведения «русского бизнеса»; повышением роли нематериальных факторов в современном бизнесе и в мировой экономической конъюнктуре. Российским

компаниям трудно в очень короткий срок стать соответствующим всем требуемым международным стандартам и нормам. Не хватает собственного опыта и знаний, мешает инертность и ригидные структуры, а также ряд факторов, связанных с макроэкономикой. Однако к концу первого десятилетия ХХ1 в. Россия стала одним из крупнейших инвесторов среди развивающихся стран, а отдельные российские корпорации уже выступают в качестве достойных конкурентов ТНК ведущих стран в борьбе за клиентов, лучших специалистов и ресурсы. Подтянув свою бизнес-культуру и нарастив капитализацию, российские ТНК наряду с другими крупными компаниями из развивающихся стран могут стать одними из ведущих участников глобальной экономики XXI в.

М.А. Положихина

2010.03.066. ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА СОСЕДНИЕ С ЕС СТРАНЫ.

The impact of the global crisis on neighbouring countries of the EU. -Brussels: European Commission, 2009. - 141 р. - (Occasional Papers. 2009. N 48).

В исследовании, подготовленном департаментом по экономическим и финансовым вопросам (Directorate-general for economic and financial affairs) Европейской комиссии, анализируется влияние мирового финансового кризиса на экономику различных стран, граничащих с Европейским союзом. В реферате представлены материалы по Азербайджану, Беларуси и Украине.

Азербайджан. Несмотря на снижение темпов экономического роста в 2008 и 2009 гг., страна остается в числе наиболее быстро растущих экономик мира уже в течение пяти лет подряд. Наивысший показатель пришелся на 2006 г. - 34,5%. В течение первых трех кварталов 2008 г. экономический рост составил около 15%, а в последнем квартале - всего 10,8% (в 2007 г. этот показатель был на уровне 25%). Отражая изменения глобальной экономики, и в особенности конъюнктуру нефтяных цен, прирост реального ВВП в 2009 г. замедлился - за весь первый квартал он составил 4,1%. Продолжение снижения темпов роста ожидается и в 2010 г. вследствие серьезного ухудшения состояния мировой экономики, что негативно отражается на нефтяном секторе Азербайджана и частном потреблении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.