2010.03.015. НУАЙЕ К. ПОСЛЕ ПИТТСБУРГА: БУДУЩЕЕ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
NOYER Chr. Après Pittsburgh: L'avenir de la régulation financière. -Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/instit/ /20091026.pdf
В речи, произнесенной 26 октября 2009 г. в Сингапуре, К. Нуайе, управляющий Банка Франции, рассматривает проблемы реформирования системы финансового регулирования. После начала кризиса в августе 2007 г. мир переживает наиболее трудные времена в современной финансовой истории. Центральным банкам (ЦБ) пришлось мобилизовать огромные ресурсы, чтобы обеспечить выживание финансовой системы и сохранить ее целостность. Кроме того, ЦБ предприняли чрезвычайные меры в области бюджетной и денежно-кредитной политики. При этом страны действовали в тесном сотрудничестве с другими странами. Дух сотрудничества полностью проявился на саммите «группы 20» (G20), состоявшемся в сентябре 2009 г. в г. Питтсбурге (США).
Сегодня можно констатировать, что нам удалось стабилизировать экономику и избежать худшего. В то же время сохраняются многочисленные риски, которые могут материализоваться, если развитие пойдет по самому неблагоприятному сценарию. В этих условиях настоятельной необходимостью и важнейшим приоритетом является реформирование финансового регулирования. G20 поручил Совету по финансовой стабильности (Conseil de stabilité financière, CSF) решение трудной задачи по управлению реформой регулирования.
Евросоюз ориентируется на создание нового Европейского комитета по системным рискам (Comité européen du risque systémi-que), который будет нести ответственность за осуществление мак-рофинансового надзора и опираться на опыт экспертов Евросисте-мы. Правительство Франции решило создать при Банке Франции единый орган надзора за банковским и страховым секторами, что позволит следить за эволюцией финансовой системы. Однако еще многое предстоит сделать и самое главное: 1) поддержать динамику реформ; 2) найти равновесие в реализации программ; 3) сохранить единство действий стран ЕС в области регулирования и макроэкономической политики.
Поддерживать динамику реформ. В октябре 2009 г. ведущие международные банки объявили о получении в третьем квартале
2009 г. высоких прибылей. Поражает то, что они объявили о высоких прибылях через несколько месяцев после того, когда они стояли на пороге краха. Это может создать впечатление, что финансовый сектор обрел равновесие и потому не нуждается в проведении реформ. Однако это ложная и опасная позиция, поскольку никто не может гарантировать, что развитие экономики не может снова пойти по наихудшему сценарию. Кроме того, следует иметь в виду, что, во-первых, высокие прибыли банков стали в основном результатом антикризисной государственной политики (низкого уровня процентных ставок центральных банков, государственных гарантий кредитов и др.); во-вторых, есть тревожные признаки того, что некоторые финансовые учреждения снова начинают брать на себя чрезмерные риски, что явилось одним из факторов нынешнего кризиса.
Найти равновесие между программами реформ, которые должны осуществляться не фрагментарно, а целостно, т.е. как единый ансамбль. В недавнем прошлом системы пруденциального надзора и счетоводства характеризовались усилением процикличности, что побуждало участников финансовых рынков в период быстрой экспансии брать на себя чрезмерные риски. Именно поэтому участники 020 решили, что Базельский комитет по банковскому надзору должен разработать контрциклические показатели достаточности собственных капиталов банков. Предусмотрены меры по совершенствованию международных стандартов финансового учета и отчетности.
Чрезмерно высокий эффект левериджа (т.е. использования заемных средств) также является одним из факторов кризиса. Недавно была выдвинута идея ввести в рамках пруденциального надзора в дополнение к коэффициенту достаточности собственного капитала коэффициент задолженности. Однако почти невозможно придать этому коэффициенту международный характер: если измерить эволюцию коэффициента задолженности отдельного финансового института или их совокупности во времени в национальных рамках можно сравнительно легко, то сделать это в международных масштабах практически невозможно из-за межстрановых различий в способах его измерения. Это требует проведения работ по конвергенции режимов и правил в рамках Базельского комитета.
Согласование с макроэкономической политикой. Нынешнюю реформу регулирования приходится начинать в условиях крайней неопределенности. Важно найти равновесие между долгосрочными
реформами, которые в краткосрочном плане не должны создавать дополнительных рисков для экономической деятельности. Как было решено в Питтсбурге, следует найти оптимальное решение по согласованию целей разных стран, чтобы не подвергать опасности начинающееся оживление. Банкам следует увеличить объемы собственных фондов, в краткосрочном плане следует избегать быстрого уменьшения задолженности банков, что может оказать отрицательное влияние на их кредитную деятельность. Короче, нежелательно, чтобы новые механизмы достаточности собственных капиталов банков оказывали проциклический эффект на развитие экономики. В зоне евро доля банков в финансировании экономики составляет более 2/3 и потому длительное прекращение кредитных потоков может создать серьезные трудности для реальной экономики.
Поскольку, как отмечалось выше, высокие прибыли банков связаны с государственной помощью, было бы целесообразно, чтобы эти прибыли направлялись на кредитование экономики. Это требует от банков определенной сдержанности в деле распределения дивидендов и выплаты переменной части вознаграждения руководства банков. Подобные меры наряду с эмиссией капиталов следует осуществить на первом этапе.
На втором этапе следует установить точный календарь мер, направленных на увеличение собственных капиталов банков. Эти меры должны соответствовать эволюции и улучшению положения в мировой экономике. При этом важно избегать негативных эффектов процикличности.
В заключение К. Нуайе называет более широкий и фундаментальный вопрос, который пока игнорируется: какой будет структура и конфигурация финансовой системы после кризиса. Между тем следовало бы размышлять об этом в том числе в рамках G20 и особенно Совета по финансовой стабильности.
Л.А. Зубченко
2010.03.016. ФИТУССИ Ж.-П. ПОСЛЕ КРИЗИСА: СОВЕРШЕННО АМОРАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ.
FITOUSSI J.-Р. Après la crise, un conte parfaitement immoral. - Mode of access: http://www.lemonde.fr/opinions/article/2010/01/04
Ж.-П. Фитусси (J.-P. Fitoussi), президент Французской обсерватории экономической конъюнктуры (OFCE), профессор Париж-