Научная статья на тему '2010. 03. 004. Мантовани Э. , Поркари А. Платформа управления, обеспечивающая ответственное развитие нанотехнологий: проект FramingNano. Mantovani E. , porcaru A. A governance platform to secure the responsible development of nanotechnologies: the FramingNano project // a report from the European Commission services / ed. By R. von Schomberg and S. Davies. - 2010. - p. 39-52. - doi:10. 2777/70998. - pdf version. - Mode of access: http://ec. Europa. Eu/research/science-society/document_library/pdf_06/understanding-public-debate-on-nanotechnologies_en. Pdf'

2010. 03. 004. Мантовани Э. , Поркари А. Платформа управления, обеспечивающая ответственное развитие нанотехнологий: проект FramingNano. Mantovani E. , porcaru A. A governance platform to secure the responsible development of nanotechnologies: the FramingNano project // a report from the European Commission services / ed. By R. von Schomberg and S. Davies. - 2010. - p. 39-52. - doi:10. 2777/70998. - pdf version. - Mode of access: http://ec. Europa. Eu/research/science-society/document_library/pdf_06/understanding-public-debate-on-nanotechnologies_en. Pdf Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАНОТЕХНОЛОГИИ / ОЦЕНКА РИСКОВ / ПЛАТФОРМА УПРАВЛЕНИЯ / ОТВЕТСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юдин Б. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 03. 004. Мантовани Э. , Поркари А. Платформа управления, обеспечивающая ответственное развитие нанотехнологий: проект FramingNano. Mantovani E. , porcaru A. A governance platform to secure the responsible development of nanotechnologies: the FramingNano project // a report from the European Commission services / ed. By R. von Schomberg and S. Davies. - 2010. - p. 39-52. - doi:10. 2777/70998. - pdf version. - Mode of access: http://ec. Europa. Eu/research/science-society/document_library/pdf_06/understanding-public-debate-on-nanotechnologies_en. Pdf»

Б.Г. Юдин

2010.03.004. МАНТОВАНИ Э., ПОРКАРИ А. ПЛАТФОРМА УПРАВЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ОТВЕТСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ: ПРОЕКТ FRAMINGNANO. MANTOVANI E., PORCARU A. A governance platform to secure the responsible development of nanotechnologies: the FramingNano project // A report from the European Commission services / Ed. by R. von Schomberg and S. Davies. - 2010. - P. 39-52. - D0I:10.2777/70998. -PDF version. - Mode of access: http://ec.europa.eu/research/science-society/document_library/pdf_06/understanding-public-debate-on-nano-technologies_en.pdf

Ключевые слова: нанотехнологии; оценка рисков; платформа управления; ответственное развитие; заинтересованные стороны.

Статья представляет собой одну из глав книги, которая включает исследования, посвященные анализу происходящих в Западной Европе публичных дискуссий относительно нанотехно-логий. Это исследование проводились в рамках проекта FramingNano (см. реферат 001 в данном выпуске). Авторы - участники итальянского подразделения международного консорциума FramingNano.

Новые технологии обычно связывают с выгодами и рисками, и нанотехнологии не являются исключением. Считается, что они приведут к радикальному скачку в развитии науки и техники, к революции в производстве материалов и устройств с беспрецедентными характеристиками и функциями. Эти ожидания высоки, но распространено и мнение, что блага от нанотехнологий могут быть получены лишь в том случае, если их развитие будет обеспечиваться устойчивой системой управления, позволяющей своевременно реагировать на связанные с этими технологиями риски и опасения. Многочисленные исследования, однако, показывают, что выявить или определить эти риски и опасения непросто. Даже при быстром росте понимания причинно-следственных связей в знаниях о воздействиях нанопродуктов на человека и окружающую среду и о социальных и этических последствиях их применения неизбежно будут доминировать неопределенность и двусмысленность. Необходимо заниматься четким структурированием рисков и опасений, связанных с нанотехнологиями, одновременно обеспечивая долж-

ный уровень доверия между основными заинтересованными сторонами и широкой публикой.

Урок, вытекающий из развития предыдущих прорывных технологий (как, например, генетически модифицированные организмы), заключается в том, что информация, распространяемая только промышленностью, часто воспринимается как предвзятая и вводящая в заблуждение. Для завоевания публичного доверия необходима интерактивная, двусторонняя информация. Поэтому эффективное управление нанотехнологиями требует повышения уровня взаимодействия между теми, кто разрабатывает, производит, продает и регулирует нанотехнологии, и гражданским обществом в целом1.

На решение этих задач и направлен проект FramingNa.no, стартовавший в мае 2008 г. Его цель - установление международного, открытого, многостороннего диалога с участием научного, институционального и промышленного сообществ и широкой общественности для разработки общего каркаса знаний, целей и действий по поиску конструктивных и практичных решений для нано-наук и нанотехнологий.

Весь процесс включает четыре ключевых вида деятельности:

1) анализ существующих и регуляторных процессов, взаимодействий между наукой и политикой, исследований по оценке рисков;

2) консультации с основными действующими лицами для оценки установок, ожиданий и потребностей и определения перечня проблем, требующих обсуждения в совещательном процессе; 3) структурирование этих проблем, ведущее к формированию платформы управления для ответственного развития нанонаук и нано-технологий; 4) распространение информации об управлении нано-технологиями, полученной в ходе проекта.

Окончательным результатом проекта FramingNano будет предложение относительно платформы управления, в котором бу-

1 Авторы цитируют следующее определение принципов искусного управления (good governance): «Принципы искусного управления включают партнерство, прозрачность, эффективность и действенность, подотчетность, стратегический фокус, устойчивость, объективность и справедливость, уважение правовых норм, необходимость политической и юридической реализуемости, а также этической и публичной приемлемости принимаемых решений». - White paper on nanotechnol-ogy risk governance // IRGC. - 2006. - June. - P. 35.

дут выделены потребности, действия и рекомендации, необходимые для обеспечения безопасного и ответственного развития нано-технологий как внутри ЕС, так и за его пределами.

Нанотехнологии применимы в самых разных сферах, поэтому существует множество заинтересованных в них сторон. Для того чтобы должным образом настроить совещательный процесс, важно оценить различные точки зрения каждой из этих сторон и определить соответствующие инструменты для их включения в общий процесс. Прежде всего, необходимо сфокусироваться на «активных» заинтересованных сторонах - тех, кто четко осознает проблемы, связанные с развитием нанотехнологий, и способен внести в дискуссию существенный вклад. Это представители четырех категорий: исследователи, деловой мир, политики и организации гражданского общества. Именно благодаря их мнениям и действиям определяются развитие нанотехнологий и их восприятие публикой. Они привлекаются на разных стадиях проекта и участвуют в выработке платформы управления.

Помимо «активных» участников, существуют также и «неактивные» заинтересованные стороны - те, кто не участвует непосредственно в развитии нанотехнологий, но, вполне вероятно, в какой-то момент столкнутся с ними. На первых стадиях проекта голоса этих людей озвучиваются прежде всего представителями гражданского общества, но впоследствии планируется их непосредственное участие в дискуссиях.

В рамках проекта FramingNano организуются и проводятся дискуссии с участием различных категорий заинтересованных сторон, что позволяет получить объемную картину того, как можно сравнивать и уравновешивать между собой различные позиции. Участникам дискуссий предлагалось оценить эффективность различных инструментов, которые могли бы применяться для управления нанотехнологиями.

• Инициативы по накоплению знаний, касающихся проблем окружающей среды, здоровья и безопасности, а также этических, правовых и социальных проблем. Сюда включаются совершенствование методов оценки рисков и управления ими, дифференциация наноматериалов и приложений нанотехнологий и выделение приоритетов в том, что касается защиты окружающей среды и здо-

ровья, выявление и обсуждение наиболее существенных этических и социальных проблем.

• Саморегулирование (добровольные меры). Управляющие власти, промышленность и другие заинтересованные стороны разрабатывают различные меры саморегулирования для оценки риска, не выходя за рамки действующих схем, с тем чтобы обеспечить базисный уровень доверия между сторонами.

• Командное/«жесткое» регулирование. Регулирующие органы разрабатывают экспертизу и технические знания для работы с нанотехнологиями. При этом они оценивают применимость существующего регулирования и необходимость его адаптации.

• Транснациональные усилия. Международные организации выдвигают инициативы, нацеленные на выстраивание международных подходов к управлению рисками в области нанотехнологий и гармонизацию стандартов.

• Организация диалога всех заинтересованных сторон; на это направлены инициативы публичных властей и ряда международных организаций.

До настоящего времени разработано совсем немного специфических регулирующих норм для наноматериалов, чаще для этих целей применяются существующие схемы регулирования. Тем не менее за последние годы ситуация несколько улучшилась: если раньше были две взаимоисключающие точки зрения (одна - уповающая исключительно на саморегулирование и другая - настаивающая на тотальном моратории), то сегодня мы имеем постоянный диалог и широкий спектр более или менее четко выраженных позиций.

Б.Г. Юдин

2010.03.005. ГЕРХАРДС Ю., ШЭФЕР М.С. ДВЕ НОРМАТИВНЫЕ МОДЕЛИ НАУКИ В ПУБЛИЧНОЙ СФЕРЕ: ОСВЕЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ГЕНОМА В НЕМЕЦКИХ И АМЕРИКАНСКИХ СМИ.

GERHARDS J., SCHÄFER M. S. Two normative models of science in the public sphere: Human genome sequencing in German and US mass media // Public understanding of science. - 2009. - Vol. 18, N 4. -P. 437-451. - DOI: 10.1177/0963662507082891. - Mode of access: http://pus.sagepub.com/cgi/content/abstract/18/4Z437

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.