2010.02.052_
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО И ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
2010.02.052. МУЛЕН Ж.-Б. НАСЛЕДСТВЕННАЯ БЕДНОСТЬ. MOULIN J.-B. La pauvreté héréditaire // Futuribles. - P., 2009. -N 354. - P. 107-108.
Основная проблема бедности заключается в том, что индивид выталкивается из определенных сфер жизни. Одна из наиболее сложных проблем, с которой сталкиваются власти, состоит в том, чтобы понять, почему не работает «социальный лифт», почему бедность порождает бедность. Никакой социологический фактор -ни уровень образования матери, ни супружеский статус родителей -не находится в значительной корреляции с бедственным положением индивида.
Предполагается, что это явление связано в своей основе с психологическими причинами. По мнению американского профессора М. Фара (Martha Farah), дети, рожденные в условиях бедности, имеют в среднем более плохую память по сравнению с другими детьми. Рабочая память, т.е. способность запоминать информацию кусками для использования в повседневной жизни, является базовой для понимания языка, решения задач и даже для чтения. Более того, рабочая память является основой для декларативной памяти.
Оказывается, что стресс, с которым сталкиваются дети из бедных семей, может отчасти нанести вред развитию их мозга.
Интересные данные были получены в ходе исследования, в котором приняли участие 195 человек в возрасте 17 лет, все белые. Одни из них являлись выходцами из бедных семей, другие - из семей среднего класса. Стресс, полученный в течение жизни, измерялся как комбинация нескольких переменных: кровяное давление, концентрация в крови трех гормонов, связанных со стрессом, и ин-
2010.02.053
декс массы тела (упитанность). Для каждой переменной высокий показатель означает наличие сильного стресса, и для каждой переменной результаты подростков - выходцев из бедных семей были в среднем выше, чем для подростков из семей среднего класса. Исследователи сделали вывод: только стресс является причиной корреляции между бедностью и дефицитом памяти.
Дело в том, что стресс нарушает активность нейропередатчи-ков (нейромедиаторов), мешает появлению новых нервных клеток в мозге и уменьшает объем двух частей мозга, наиболее важных для процесса запоминания.
Таким образом, ребенку, находящемуся в условиях стресса, труднее дается процесс обучения. Вследствие этого такие дети достигают в среднем меньших успехов в учебе. Существует больше шансов, что ребенок, воспитанный в условиях бедности, останется и в дальнейшем представителем бедных слоев населения. Такая же участь, как правило, ждет и его детей.
С.Н. Куликова
2010.02.053. ДАМОН Ж. ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ПОЛОЖЕНИЕ БЕЗДОМНЫХ В США.
DAMON J. Impact de la crise sur les sans-abri aux Etats-Unis // Futuribles. - P., 2009. - N 354. - P. 108-109.
В США опубликованы результаты исследования, посвященного потенциальному влиянию финансового кризиса и кризиса на рынке недвижимости на положение бездомных в США. В 2008 г. отмечалось значительное увеличение численности бездомных на улицах и в приютах страны. Несмотря на значительное увеличение кредитов, предназначенных для борьбы с бездомностью, это явление может вновь усилиться.
В отличие от Франции, где ощущается недостаток подобной статистики, большинство американских городов располагают системой сбора данных, позволяющих оценить численность бездомных, как на улице, так и в приютах.
Так, уже в конце 2008 г. в 16 из 22 городов США, собирающих данные о бездомных, имелись сообщения о значительном увеличении численности бездомных. В Луисвилле, например, этот показатель возрос на 58%. В Нью-Йорке с 2007 по 2008 г. численность семей, обратившихся в приюты, возросла на 40%. В штате