Научная статья на тему '2003. 03. 009. Гию Ж. , Моро де беллэнг Л. Нищета и бедность: лица без определенного места жительства и люмпен-пролетарии. Guillou J. , Moreau de Bellaing L. Misere et pauvretй: sans domicile fixe et sous-prolйtaires // L'Harmattan. - P. , 1999. - 277 p'

2003. 03. 009. Гию Ж. , Моро де беллэнг Л. Нищета и бедность: лица без определенного места жительства и люмпен-пролетарии. Guillou J. , Moreau de Bellaing L. Misere et pauvretй: sans domicile fixe et sous-prolйtaires // L'Harmattan. - P. , 1999. - 277 p Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАУПЕРИЗМ ФРАНЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ФРАНЦИЯ / БЕЗРАБОТНЫЕ ФРАНЦИЯ / БРОДЯЖНИЧЕСТВО ФРАНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 03. 009. Гию Ж. , Моро де беллэнг Л. Нищета и бедность: лица без определенного места жительства и люмпен-пролетарии. Guillou J. , Moreau de Bellaing L. Misere et pauvretй: sans domicile fixe et sous-prolйtaires // L'Harmattan. - P. , 1999. - 277 p»

2003.03.009. ГИЮ Ж., МОРО ДЕ БЕЛЛЭНГ Л. НИЩЕТА И БЕДНОСТЬ: ЛИЦА БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА И ЛЮМПЕН-ПРОЛЕТАРИИ.

GUILLOU J., MOREAU DE BELLAING L. Misere et pauvreté: sans domicile fixe et sous-prolétaires // L'Harmattan. - P., 1999. - 277 p.

Французские исследователи - социологи ставят целью данной книги уточнить определения и понятия, относящиеся к обездоленным, дать характеристики типов бездомных, обрисовать систему помощи им и моральные проблемы взаимоотношений этих групп с остальным обществом. В предыдущей совместной работе авторами разработана более детальная классификация внутри категорий «бедные» и «нищие».

Проблемы бедности и нищеты с точки зрения социологии - это по сути проблема степени встроенности человека в общество и его места в нем. Причем «охват» бедностью и нищетой минигрупп населения постоянно меняется: они могут распространяться на новые группы и «отпускать», хотя бы временно, группы, к которым относились прежде.

Одна из основных экзистенциальных опасностей бедности и нищеты, по мнению авторов, это то, что они «размывают в человеке его общественную сущность и делают более непрочной его индивидуальность» (с.10). Замечено, что государственная политика помощи бедным и неимущим является более эффективной в тех случаях, когда способствует возвращению человека в общество, однако пользуется большим успехом у соответствующего контингента, когда распределяет материальную помощь. Отсюда - одна из дихотомий, стоящих перед системой государственной помощи: каким мерам отдавать предпочтение.

Очерчивая предмет своего исследования, авторы подчеркивают, что не ставят задачу предложить классификацию или дать исчерпывающий обзор неимущих слоев населения. В данной работе они рассматривают проблемы, с которыми те сталкиваются, на примере двух общественных групп: лиц без определенного места жительства (бомжи) и люмпен-пролетариата. При этом авторы призывают не допускать размывания границы между понятиями «бедность» и «нищета», поскольку, несмотря на постепенную градацию в реальности между этими двумя состояниями имеется четкая граница, заключающаяся в наличии или отсутствии жилья. Соответственно, в отношении рассматриваемых ими групп - бомжи относятся к нищим, а люмпен-пролетарии - к бедным слоям населения.

В книге отдельно рассматриваются молодые бомжи, причем не как единая социальная масса, а сделана попытка их классификации по признаку причинной и целевой мотиваций. Эта классификация может также способствовать анализу бродяжничества молодежи. Авторы задаются вопросом, что побуждает к бродяжничеству людей, являющихся частью общества, ведущего оседлый образ жизни? Соответственно выделяются четыре типа бродяжничества: эскапистский, агрессивный, жертвенный, игровой, а также разновидности внутри каждого типа: бегство, траур, развод или наказание - для первого типа; преступление, месть, шантаж и призыв - для второго; жертва и переход -для третьего; ордалия и игра - для четвертого (с.25, 32).

В принципе выделяются два типа теорий бродяжничества: 1) социологические теории «помещают» силу, побуждающую к бродяжничеству, вне индивидуума, она - в социальных условиях его существования; 2) психологические теории «помещают» силу, побуждающую к бродяжничеству, в глубины души человека (бродяжнические наклонности). С точки зрения психиатрических теорий бродяжничество является выраженным душевным заболеванием. В то же время если социальные причины имеют влияние на бродяжничество, то это влияние является непрямым, поскольку количество людей, охваченных этими причинами, намного превышает численность бродяг. «Бродяжничество является поведением, ищущим и находящим решение экзистенциальной проблемы в исключенности или в том, чтобы порвать с присущим большинству оседлым образом жизни и свойственными ему преимуществами» (с.29).

И все же первым, способствующим бродяжничеству моментом является ситуация, вынуждающая субъекта принять данное решение. Причем она может быть как реальной, так и воображаемой, но для субъекта она всегда реальна и не имеет альтернативного решения. Бродяжничество может быть осуществленным или символическим. В первом случае человек бродяжничает, во втором - мечтает об этом или угрожает этим, или совершает побег как угрозу начать бродяжническую жизнь. Авторы подразделяют также абсолютное и относительное бродяжничество в зависимости от того, полностью ли человек перешел к такому образу жизни или временами возвращается к оседлой жизни.

Хотя улучшение жизненных условий в последнее время и способствовало появлению желаний, превышающих реальные возможности, не стоит думать, полагают авторы, что именно это толкает

людей к бродяжничеству. В действительности бродяжничество охватывает «проблемные» слои населения и является специфическим решением экзистенциальных проблем. Авторы отрицательно относятся к «мифу о райском естественном состоянии» (с.30), предполагая, что в историческом прошлом бродяжничество также имело место, «происходило по тем же причинам и использовалось в качестве ответа на некоторые типичные ситуации (наличие мачехи, неодолимого врага, отвращение к социальной среде, поиск мест, где живется лучше, и т.п.)» (с.30).

Таким образом, существуют, с одной стороны, типы бродяг, а с другой - типичные ситуации. И для полного и правильного понимания авторы считают необходимым учесть оба эти обстоятельства. Психиатры выделяют следующие категории бродяжничества по причинам, вызвавшим его: несчастный случай (ошибка), психическое заболевание, принуждение (быть выгнанным из дома), эвтаназия (чтобы быстрее умереть), этическое (по убеждению, из чувства долга), бродяжничество циклотимиков. В соответствии с их теориями бегству могут способствовать: потеря в раннем возрасте одного из родителей, сложные семейные отношения, невротические семейные традиции, положение человека в семейном клане, физические недостатки.

Среди бедных авторы выделяют несколько категорий: 1) бедные, получающие государственное социальное пособие; находящиеся на временной работе, зарплата которых равна приблизительно половине пособия; безработные, которые в связи с давностью их данного положения получают очень незначительное пособие по безработице;

2) новые бедные, эта группа включает людей, имеющих жилье или проживающих в семье или у друзей, но не имеющих средств, самого разного социального происхождения (около 400 тыс. во Франции);

3) глубокая нищета, или люмпен-пролетарии, у них сохраняется жилье, прежде в трущобах, теперь - в транзитных поселках или так неузнаваемых зонах приоритетной урбанизации - ЗПУ ^ЦР), единственными источниками существования являются пособия на детей, гуманитарная помощь, так называемый минимальный социальный доход (КМ1), мелкие доходы от поделок, ремесленничества или нелегальных неквалифицированных подработок; в отличие от новых бедных, которые являются одиночками, они имеют более менее налаженную семейную и общественную жизнь (около 5-6 млн.) (с.39-40).

Далее рассматриваются различные социальные аспекты, сопровождающие бедность и нищету на примере таких общественных групп, как люмпен-пролетарии и бомжи. Прежде всего, это исключенность из общественной жизни, отверженность. Причем авторов особенно волнует это состояние в том случае, когда оно не противоречит законам, но тем не менее права и обязанности людей нарушены. Исключенность в связи с безработицей имеет не только экономические, но и социальные, политические, моральные проявления. Она подразумевает «спуск» от бедности к нищете, причем не по единому для всех сценарию, но следуя нескольким вариантам, в которых конечный пункт необязательно является абсолютным пределом «падения». Например, получатель пособия - безработный - бедный, служащий -новый бедный. То есть существуют определенные пути (сценарии), проходимые исключаемыми из общества людьми, на которых возможны «разветвления дорог» и возвраты. Исключенность из общества определяют такие обстоятельства, как маргинальность (когда субъект, принадлежа к гражданскому обществу, не нарушая законов, находится вне его норм и обычаев), отсутствие одного или нескольких элементов, обеспечивающих нормальную жизнь (например, работы), бедность.

Безработица, по мнению авторов, означает гораздо больше, чем кратковременную или длительную потерю работы. Это процесс, сопровождающийся снижением доходов, ослаблением человеческих контактов, понижением социального статуса, культурного уровня и даже угрозой потери самоидентификации.

Покинутость может принимать разные формы: семейная, супружеская, социальная (одинокие бедные пожилые люди).

Ослабление человеческих контактов с родственниками, друзьями, знакомыми, соседями чаще всего происходит вследствие безработицы.

Уязвимость связана с нестабильностью профессионального, семейного положения, психического состояния человека или группы лиц.

Десоциализация в данной работе рассматривается в значении процесса, в результате которого группы и индивиды удаляются от основной массы общества, перестают вписываться в социальные отношения (с семьей, школой, профессиональной средой, а также с властями, транспортом, ассоциациями, профсоюзами, политическими партиями, государством в виде выплаты налогов и голосования).

Бедность и нищета сопровождаются также деполитизацией и люмпенизацией, потерей самоидентификации, связанной с потерей

идентификационных ориентиров, обескультуриванием, означающим потерю культурных ориентиров: нравов, обычаев тех мест и народов, к которым относятся группы и индивиды.

Авторы разработали более подробную по сравнению с существующей типологизацию исследуемых ими групп населения, где группы лиц располагаются по степени убывания материального благосостояния.

I. Люмпен-пролетарии («большие бедные»):

1) те, кто находится в состоянии «большой бедности»: французы, потерявшие свои корни; мигранты;

2) те, кто находится в состоянии «белой нищеты».

II. Бродяги, отторгнутые обществом:

1) бродяги: беглецы; не имеющие крова (но могут при этом иметь работу); лица, не имеющие документов (потеря, кража или отсутствие - у мигрантов); нелегалы;

2) бомжи: бомжи, находящиеся в состоянии «черной нищеты» (бывшие безработные, никогда не работавшие, ставшие ими в результате какого-либо события, устроившиеся в ночлежном доме); бомжи, находящиеся в состоянии «абсолютной нищеты» (клошары).

«Большие бедные», потерявшие свои корни, по происхождению французы могут быть из сельской местности или города, где в одном из поколений были рабочие. Место обитания - трущобы, транзитные поселки или 2ЦР. Они не работают по профессии, но порой подрабатывают починкой, мастерят что-либо. Существуют за счет пособий на детей, средств социальной помощи, ЯМ!

Мигранты (их становится меньше) приехали во Францию в каком-либо поколении (т.е. некоренные жители). Обитали первоначально в бедных кварталах города или «спальных» кварталах предместий. Многие вначале работали на заводе, но с ухудшением экономической ситуации потеряли работу, другие не смогли приспособиться к работе на заводе. Со временем места их обитания, характер деятельности и источники доходов уподобляются предыдущей подгруппе. Авторы напоминают, что обе эти группы после временного периода «отпадания» от норм общества обретают со временем свою общественную и культурную жизнь. Их численность - около шести миллионов.

Люди, находящиеся в состоянии «белой нищеты», вышли из вышеописанных групп или из группы бедных и новых бедных путем

десоциализации и ослабления человеческих контактов. Этот этап бедности - последний перед нищетой. Их характеризует наличие минимального жилья (хижина, обитание в заброшенном доме) и минимум доходов (например, КМ1). Они немногочисленны, однако авторы затрудняются указать даже их приблизительное число.

Бродяжничающие находятся на первой ступени нищеты. Некоторые из тех, кто относится к группе бродяг и бомжей в состоянии «черной нищеты», пытаются найти работу и восстановить свой социальный статус. С остальными, по мнению авторов, должны работать психологи и психиатры.

Наконец, последняя степень падения - бомжи в состоянии абсолютной нищеты (клошары). Как показали исследования французского социолога П.Габорьо, хотя у них и сохраняется социальная жизнь, но она совершенно обособленна, вне норм и обычаев, никаких связей с законом, отсутствие обязанностей и прав. Именно в этой группе наблюдается злоупотребление алкоголем, а не у всех бомжей. Помощь психологов и психиатров может облегчить их жизнь, но не приводит к реинтеграции в общество.

Авторы перечисляют виды социальных работ, которые должны проводиться и проводятся в помощь рассматриваемым категориям населения. Это помощь в поиске работы; выполнение решений о выплате ИМ1 и расширение охвата этими решениями; ведение дискуссии о доходе гражданина (за гражданство), об универсальном пособии; работа по интеграции и реинтеграции в общество для тех, кто может и хочет этого; помощь в нормализации семей, предотвращении их распада, в восстановлении родственных, семейных связей; работа по укреплению сопротивляемости групп и индивидов (в ситуации, когда требуется материальная и психическая поддержка, в случае злоупотреблений со стороны учреждений, общественного мнения, государства - короче поддержка людей в защите их прав и обязанностей); ресоциализация неформальных групп, групп лиц, исключенных из общества и отдельных лиц; помощь в самоидентификации как индивидам, так и группам; помощь в обретении (возвращении) культурных корней. В зависимости от типа конкретной помощи она должна оказываться учреждениями (социальная помощь, психиатрические и психологические учреждения), ассоциациями, в частности добровольными, но к ней должно быть готово, благоприятно настроено по отношению к ней и общественное мнение, а также частное мнение (в семье, в кругу друзей).

Авторы пишут о правах обездоленных и обязанностях общества по отношению к ним как теоретическом обосновании помощи и деятельности. Среди идей и законов - лозунги Великой французской буржуазной революции, идеи просветителей о долге общества перед обездоленными, пришедшем на место филантропии и благотворительности. В наши дни это право на выживание, зафиксированное в 1971 г. и накладывающее определенные обязательства на государство. Воплощением чего во Франции является выплата ЯМ1.

Социоисторические причины массового бродяжничества в конце XIX - начале XX в. связаны с исходом сельского населения в города. Восприятие этого феномена общественным мнением претерпевало изменения: медико-патологический подход до Первой мировой войны, затем спад интереса и возрождение его лишь в середине 50-х годов в контексте остро стоявшего тогда жилищного вопроса. С тех пор проблема была осознана на государственном уровне, правительства издавали законы и постановления и вопрос решался уже не за счет религиозной благотворительности, а за счет государственных средств.

Меры помощи бездомным менялись с течением времени. В XIX в. - это приюты, организованные церковью, частная благотворительность. С принятием первых правительственных декретов - появление государственных ночлежных домов. В 1970 г. - создание центров по предоставлению приюта и социальной реинтеграции, цель которых -способствовать возвращению бездомных в лоно общества через трудовой процесс и их перевоспитание.

Численность лиц без определенного места жительства во Франции по-разному определяется различными организациями: от 202 тыс. до 627 тыс. (данные опираются на перепись 1990 г.). Точной статистики не существует, тем не менее она необходима для определения размеров помощи, необходимого социального жилья, количества приютов.

Качественный состав бомжей: молодежь, неполные семьи (родитель-ребенок), одинокие люди, иностранцы. При этом среди них много представителей миноритарных для французского общества групп. Хотя молодежь до 35 лет составляет 25% населения Франции (1990), среди бездомных таких 60%. Доля пожилых среди них низка, что объясняется короткой продолжительностью жизни бомжей. Что касается неполных семей, то учреждения, обеспечивающие приют бомжам, утверждают, что среди их контингента каждая четвертая семья является неполной, притом что среди населения неполные семьи составляют лишь 10%. В

рассматриваемой группе каждая пятая семья лишена родительских прав. Иностранцы же, попавшие в страну, как правило, в качестве экономических беженцев и не имеющие документов, представляют собой архетип бомжей и составляют 25% заключенных тюрем.

По приблизительным оценкам, среди бомжей мужчины составляют 80-90%, женщины соответственно 10-20%. Причины низкой представленности женщин среди бомжей: тяжелые патологии (алкоголизм, душевные заболевания) реже встречаются среди женщин; они более сплочены на уровне соседских отношений; отсутствие постоянной работы у них более естественно воспринимается социальной средой, чем у мужчин; в реальности женщины, особенно с ребенком, имеют приоритет перед лицом социальных работников.

Таким образом, вырисовывается следующий портрет типичного бездомного: это мужчина моложе 40 лет, выходец из многодетной рабочей семьи, где он испытал ссоры и плохое обращение. Он рано ушел из семьи, сохранив с ней редкие отношения, у него низкий уровень образования, серьезные заболевания, связанные с употреблением алкоголя и наркотиков, возможно, он сидел в тюрьме, возможно, принадлежит к этническому меньшинству или родился за границей. Он проживает один, работает изредка и живет за счет случайных доходов, заработков от теневой экономики. У него мало сексуальных и эмоциональных контактов.

Непроста ситуация с жильем для данных категорий населения. После Второй мировой войны был создан сектор муниципального жилья для малосостоятельных граждан, оплату в котором почти полностью берет на себя муниципалитет. Однако, будучи изначально задумано как жилье для временного проживания, прежде чем люди встанут на ноги, со временем эти дома превратились для людей в постоянное жилье. Поскольку ожидаемой ротации фактически не происходит, это жилье оказывается заблокированным, что лишает следующие поколения малосостоятельных граждан возможности воспользоваться им. В свою очередь Центры по предоставлению приюта и социальной реинтеграции неточно соответствуют своему предназначению, становясь просто жильем для обездоленных, поскольку муниципалитет не в состоянии предоставить временно нашедшим там приют дешевых квартир, которые не освобождаются. Таким образом, в системе жилищной помощи бездомным образовалась пробка, так как муниципальное жилье стало выполнять роль постоянного, а центры по предоставлению приюта и

социальной реинтеграции - роль муниципального жилья для бедных, устранившись от своих первичных функций по социальной адаптации.

Описываемые группы населения используют для проживания также неофициальное, но фактическое социальное жилье, к которому авторы причисляют: 1) старый обветшалый жилищный фонд в центрах городов; 2) меблированные комнаты в дешевых отелях; 3) вагончики и случайные прибежища. Отмечается, что если в 1975 г. насчитывалось 3,7 млн. дешевых жилищ в старых обветшалых домах, то к 1999 г. их число сократилось до 634 тыс. В гостиницах проживает около 244 тыс. человек, но количество подобных номеров также уменьшается. Зарегистрировано 127 тыс. передвижных жилищ, в которых обитают 300 тыс. человек. Зарегистрировано около 20 тыс. случаев обитания в случайных пристанищах (хижинах, заброшенных домах и т.п.).

«Заблокированность социального жилищного фонда в сочетании с уменьшением количества фактического социального жилья создает условия для постоянного наличия массы бездомных, бродяжничество которых способствует их отрыву от первичной группы, десоциализации.., а также укоренению среди них комплекса специфических маргинальных практик» (с.66).

Предпосылкой выработки адекватного отношения к бомжам и эффективной программы помощи им авторы считают необходимость найти правильный ответ на вопрос: «Является ли бродяжничество бомжей нормальным феноменом либо патологией?» (с.67). Опираясь на подробное рассмотрение Э.Дуркхеймом нормы и патологии в отношении социальных явлений, авторы приходят к выводу, что бродяжничество по всем предложенным параметрам является нормальным социологическим явлением. Этому выводу соответствует в целом и отношение к данному социальному феномену государства и общества в последние десятилетия. С 1994 г. в соответствии с Уголовным кодексом Франции бродяжничество перестало считаться правонарушением. Тем самым оно стало приравниваться к социальной неадаптированности. Соответственно принуждение перестало быть приемлемым методом в отношении к бездомным, сменившись убеждениями.

Далее авторы ставят перед собой задачу очертить поле деятельности организаций, оказывающих помощь бездомным. Начало заботы государства о них относится к послевоенной эпохе, когда кейнсианство заложило принципы вмешательства государства в различные сферы, в том числе в социальную. Законодательная

деятельность государства направлена на самых обделенных, с тем чтобы «предоставить им эффективный доступ ко всем фундаментальным правам, характеризующим включенность в общественную жизнь» (с.84). Основные направления возможной помощи: кров, пища, одежда - на материальном уровне, и борьба с неграмотностью, образование, доступ к работе - на учебном и профессиональном уровне. Посредниками между уполномоченными учреждениями и бомжами являются служащие, социальные работники, вступающие в контакт с ними и воздействующие на них путем бесед, ознакомления их с условиями, на которых предлагается помощь. Основными организациями, оказывающими помощь, являются Центры по предоставлению приюта и социальной реинтеграции, к моменту издания книги их насчитывалось 2300, в них было 54 тыс. коек, работали 14 тыс. служащих, существовало 940 руководящих ими ассоциаций и организаций (с.85).

Авторы дают характеристику сфере оказания услуг бомжам. Изначально она основывалась на деятельности добровольцев, и до сих пор среди служащих преобладают энтузиасты, работающие по призванию. Предоставление крова и оказание срочной помощи бомжам находится большей частью в частном секторе. Государственных центров по предоставлению приюта и социальной реинтеграции немного. В этой области преобладают ассоциации, учрежденные физическими лицами, и хотя в декабре 1994 г. было учреждено Государственное объединение по защите общественных интересов (с тем чтобы уравновесить преобладание ассоциаций в данном секторе), само государство оценивает деятельность ассоциаций в этой области как «великолепный источник новых идей, соответствующих цели, т.е. близких потребностям пользователей» (с.87). Ассоциации взаимно координируют свою деятельность, консультируются друг с другом, сообщаются с правительством по поводу законодательных актов в своей области через посредство Национальной федерации ассоциаций по предоставлению приюта и социальной реинтеграции. Оплата труда социальных работников, состоящих в ассоциациях, производится из государственных фондов в рамках коллективных трудовых договоров. Диплом по специальности «социальный работник по работе со специальным контингентом» был учрежден и признан в 70-е годы. Получаемое образование включает знания по психологии и социологии, а также терапевтические и психоаналитические навыки. Для работы

привлекаются и люди без соответствующего диплома или имеющие диплом по смежным специальностям (психологи, врачи).

«Эволюция концепции социальной помощи бездомным и бедным (появление КМ1, образовательная политика, благоприятствующая людям с тяжелым материальным положением) способствовала большему разнообразию набираемых на социальную работу людей» (с.90). В этой сфере характерно использование труда добровольцев. В частности, к работе по оказанию срочной социальной помощи последнее время широко привлекаются недавно приехавшие иммигранты, находящиеся на стадии интеграции. Расширяющийся рынок вакансий в социальной сфере дает им возможности трудоустройства. Разнообразятся виды оказания помощи бездомным: приюты на вокзалах, пункты медицинских услуг на улицах, помощь социальных работников, действующих на улице, где они вступают в контакт с бомжами, находящимися порой на последней стадии медицинской и социальной запущенности, оказание приема в течение дня в соответствующих помещениях или ночью в центрах срочной помощи или Центрах по предоставлению приюта и социальной реинтеграции, психологическая помощь часто в форме выслушивания, бесед (осуществляется специализирующимися на этом работниками с психологическим образованием).

Последнее время деятельность социальных работников по предоставлению крова, пищи, одежды начинает рассматриваться как вторичная, тогда как идеологически приоритетной предстает воспитательное воздействие на бомжей, побуждающее их вновь приспособиться в своих привычках, потребностях, образе действовать к общепринятым нормам. Если в 70-е годы основным способом социальной реинтеграции бомжей было приобщение к труду и помощь в поиске работы, то сейчас в связи с безработицей и уменьшением количества неквалифицированных рабочих мест это направление остается лишь одним из прочих наравне с помощью в поиске жилья, в получении образования, разрешением юридических вопросов, поиском материальных средств.

Одна из задач профессионалов-социологов - обнаружить на достаточно ранней стадии структурные изменения в области бродяжничества, с тем чтобы предложить новые формы помощи. Ведь «появление новых форм бродяжничества связано с приспособлением образа жизни бездомных к эволюции социально-экономических и

культурных условий» (с.115). Социальный работник рассматривается как посредник между общественной нормой и бомжами.

Как меняется политика государства в отношении бездомных, можно проследить по законодательному и регламентационному обеспечению этого сектора социальной помощи. Авторы отмечают значительную роль государства как инициатора и движущей силы в этой сфере, тогда как осуществление на практике ложится на местные органы. При этом движение в рассматриваемый послевоенный период шло от появления первых законодательных актов и провозглашения профессиональной тайны как принципа работников этой сферы, через развитие законодательной базы, структурирование области оказания помощи бездомным, зарождение центров по предоставлению приюта и социальной реинтеграции, создание службы социальной скорой помощи как альтернативы этим центрам для установления баланса в данной сфере и, наконец, принятие закона 1998 г., изменяющего подход к бездомным, в котором они воспринимаются более обще, как «исключенные» из социума и требующие адекватных мер.

Для помощи в реинтеграции бездомных в общество существуют различные программы и законодательные акты. Так, в области доступа к трудовой деятельности - программа ТРАСЕ (T.R.A.C.E.), ориентированная на нуждающуюся молодежь от 16 до 25 лет (максимальный срок обучения 18 мес.). Она предусматривает приобретение базовых знаний и профессиональной квалификации. Еще одна мера помощи состоит в том, что получатели социального минимума, найдя работу и начав получать доходы, могут некоторое время при соблюдении определенных условий получать средства из обоих источников.

Что касается права на жилье, существуют жилищные планы департаментов для самых обездоленных. Однако постоянно присутствует дефицит социального жилья.

В области оказания медицинской помощи наблюдаются значительные сдвиги. Законом 1992 г. предписано, что болезнь не является единственным условием, при котором нуждающимся оказывается бесплатная медицинская помощь. Медицинским учреждениям, заключившим договоры с государством, оплачиваются расходы на это лечение. Существуют также региональные программы доступа к превентивной медицине и к медпомощи. С 1 января 2000 г. введение страховой системы КМУ (CMU - couverture maladie universelle)

обеспечит бесплатным медобслуживанием 6 млн. лиц, находящихся за порогом бедности (3500 фр. на человека).

Помощь бомжам в осуществлении гражданских прав воплощена в их праве быть внесенными в списки избирателей по той коммуне, где расположен зарегистрированный приют, в котором они проживают не менее шести месяцев, о чем должна быть совершена отметка в их удостоверении личности, которое с сентября 1998 г. выдается бесплатно. Бомжи имеют право на правовую помощь и должны для этого направлять свои заявки в бюро правовой помощи того административно-территориального подразделения, где расположен их приют. Данные меры свидетельствуют о прогрессе в данной области, однако не полностью адекватны реалиям жизни бомжей, особенно молодых, которым свойственна значительная территориальная мобильность.

Утверждено право на семейную жизнь в центрах по предо-ставлению приюта и социальной реинтеграции и в приютских учреждениях срочной социальной помощи. В целях воплощения этого права статистика по центрам должна предоставлять данные о потребностях в семейном жилье и изыскивать средства для их удовлетворения.

Закон подтверждает доступ к культуре и досугу, обязывает соответствующие учреждения бороться с исключенностью нищих и бедных в рамках их миссии по оказанию общественных услуг. Борьба с безграмотностью провозглашена национальным приоритетом.

Важно утверждение права бездомных на невмешательство в их личную жизнь, поскольку на первых порах единственным ограничением от бесцеремонности при оказании помощи бездомным был их собственный отказ. Необходимо учитывать интересы этой группы населения при законотворчестве, поскольку она не имеет своего представительства в органах власти и не является активным избирателем.

Развитие сектора оказания помощи нищим и бедным отвечает обеспокоенности общественного мнения. Деятельно проявляемое сострадание помогает преодолению в обществе стыда при виде страданий бомжей на улицах. Необходимо также учитывать, что забота о бездомных отвечает интересам определенных слоев общества, которые, с одной стороны, являются носителями либеральных ценностей, таких как права человека, религиозные ценности, сострадание, а с другой крайне заинтересованы в общественном согласии, опасаются маршей голодных на улицах и соответственно заинтересованы в общественной помощи бездомным. Эта забота дает им гарантию образцовой социальной

интеграции. Отсюда, по мнению авторов, попытки «приручить» бездомных, тонко вести посредническую деятельность, чтобы привести их к социально приемлемой активности, включенности в жизнь общества, восполнить их лакуны (неграмотность, отсутствие профобразования) и изменить их образ жизни (бродяжничество, пьянство, преступность). Таким образом «общество пытается оградить себя от любой неожиданности и не доверяет более своим бедным или иным гражданам» (с.117).

Далее авторы описывают рассматриваемую в данной работе среду изнутри. Останавливаясь на моральных качествах, свойственных люмпен-пролетариям, они отмечают солидарность внутри различных национальных групп, что обеспечивает сплоченность против внешних факторов и способствует материальному благосостоянию; традиции гостеприимства по отношению к соплеменникам. Интересна терпимость в межнациональных отношениях, проявляющаяся, например, в том, что в некоторых транзитных поселках христиане, мусульмане и евреи справляют не только свои национально-религиозные праздники, но и праздники своих соседей. Среди бомжей групповая солидарность чаще всего принимает форму объединения при потреблении алкоголя.

Люмпен-пролетарии, проживающие в ЗПУ, транзитных поселках и т.п., при конфликтах руководствуются двойным моральным стандартом: отношение этой группы к какому-либо проступку (кража, избиение, убийство), совершенному одним из них, будет различным в зависимости от того, совершено оно вовне или внутри их сообщества. Например, кража вне поселка не воспринимается сообществом как нарушение моральных норм. И совершенно противоположно воспринимается кража, например, у соседа.

Авторы также с удовлетворением отмечают, что увеличивается количество обращений люмпен-пролетариев в органы социальной службы, агентства по найму, органы здравоохранения, мэрию, префектуру. Хотя обращения связаны в основном с практическими вопросами: материальная помощь, пособия, трудовой стаж, поиск работы, медицинские услуги, жилье, разрешение на проживание (для мигрантов), сам факт возрастания их количества свидетельствует об осознании этими людьми своих прав, признании ими законов общества.

Что касается бездомных, то выплата им денежных пособий затруднена в связи с отсутствием у них постоянного места жительства. Со стороны же люмпен-пролетариев в данном случае достаточно проявления их собственной инициативы в виде подачи заявления. Информацию об этом должны предоставить им социальные органы. Самыми распространенными

денежными пособиями являются АПИ (API) - пособие родителю-одиночке, - размер которого достаточен, чтобы обеспечить прожиточный минимум неполной семье, и РМИ (RMI), который на 1999 г. составлял 2400 фр. на человека в месяц.

Авторы указывают на некоторые нарушения прав изучаемых категорий людей. Среди таковых называется насильственное переселение их из бидонвилей (трущобных поселений, где компактно проживает на добровольной основе небольшая группа, как правило, около 60 человек люмпен-пролетариев), при котором не учитываются привычки и пожелания их обитателей. Одним из примеров нарушения прав бомжей авторы считают так называемое «правило пяти ночей», в соответствии с которым им предоставляется место в приюте (койка и еда) не более чем на пять ночей.

В заключительной главе французские социологи пытаются осмыслить место и роль обездоленных как общественного слоя, охватывающего не только люмпен-пролетариев и бомжей, но и новых бедных, физических и умственных инвалидов, беспризорных детей, женщин, подвергающихся плохому обращению, и т.п. Хотя жертвование какой-то частью своих интересов со стороны общественных групп является залогом общественного согласия, относительно вышеупомянутых групп имеет место явное превышение в принесении жертвы. Авторы отказываются ограничиться экономическим объяснением, предложенным Р.Ароном, что обездоленные являются неудачниками общества экономического роста. Их версия заключается в том, что обездоленные необходимы обществу. Они выполняют функцию «козла отпущения», иначе говоря благодаря их наличию общественные категории, фокусирующие на них внимание, получают возможность обрести социальную и индивидуальную самоидентификацию. Принципиальную возможность изживания данного положения вещей (что видится авторам необходимым в силу того, что подобное злоупотребление «противоречит фундаментальным принципам, т.е. этике прав человека» (с.242) они усматривают не в обличениях (позиция сторонников прогресса) или в простой констатации факта (позиция либералов), а прежде всего в том, чтобы современное общество задумалось о себе и необходимости подобных жертв.

Е.Л. Ушкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.