Научная статья на тему '2010. 02. 052. Гэй С. Торговцы маслом святилища Ивасимидзу. Межрегиональная торговля в средневековой Японии. Gay S. The lamp oil merchants of Iwashimizu shrine. Transregional Commerce in medieval Japan // Monumenta nipponica. - Tokyo, 2009. - Vol. 64, n 1. - p. 1-51'

2010. 02. 052. Гэй С. Торговцы маслом святилища Ивасимидзу. Межрегиональная торговля в средневековой Японии. Gay S. The lamp oil merchants of Iwashimizu shrine. Transregional Commerce in medieval Japan // Monumenta nipponica. - Tokyo, 2009. - Vol. 64, n 1. - p. 1-51 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСЛОДЕЛИЕ ЯПОНИЯ ИСТОРИЯ / ТОРГОВЛЯ ЯПОНИЯ ИСТОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 02. 052. Гэй С. Торговцы маслом святилища Ивасимидзу. Межрегиональная торговля в средневековой Японии. Gay S. The lamp oil merchants of Iwashimizu shrine. Transregional Commerce in medieval Japan // Monumenta nipponica. - Tokyo, 2009. - Vol. 64, n 1. - p. 1-51»

деленное влияние традиции на выбранное ими новое направление исследований. Можно сказать, что как в прошлом в роли трансляторов народу слов мудрецов выступали ученые люди, так и современные историки в своих исследованиях присваивают себе роль трансляторов «гласа народа». Отмечается также переход от героизации элиты к героизации представителей масс.

Помимо приведенных примеров существует очень много признаков того, что перемены в изучении новой истории Китая пока только выглядят переменами, но в действительности таковыми не являются.

В последнее время в изучении китайскими учеными новой истории Китая все более заметно проявляется тенденция к большему многообразию выбираемых историками направлений исследования, что в какой-то мере отражает многообразие путей развития объекта их изучения - Китая в Новое время.

И. С. Ермаченко

2010.02.052. ГЭЙ С. ТОРГОВЦЫ МАСЛОМ СВЯТИЛИЩА ИВА-СИМИДЗУ. МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ.

GAY S. The lamp oil merchants of Iwashimizu shrine. Transregional commerce in medieval Japan // Monumenta Nipponica. - Tokyo, 2009. -Vol. 64, N 1. - P. 1-51.

Группа купцов из местечка О:ямадзаки на берегу реки Ёдо к югу от Киото занималась продажей масла для светильников и создала предпринимательскую сферу, существовавшую с конца XII по XVI в. Эти купцы процветали в условиях «средневековой торговой революции»1, перехода от натуральной экономики, основанной на частных поместьях, к рыночной, увеличению производительности сельского хозяйства, расширению существовавших морских и сухопутных торговых связей, урбанизации, монетизации.

Особую роль в возвышении купцов О:ямадзаки сыграло выгодное географическое положение, а также особый статус сюзерена, святилища, тесно связанного как с императорским двором, так и с военной элитой сёгуната Асикага.

1 Термин, введенный У. Фаррисом. Farris W.W. Japan's population famine, fertility, and warfare in a transformative age Univ. of Honolulu. Hawaii press, 2006. -Прим. реф.

Святилище Ивасимидзу Хатиман-гу было основано в 861 г. Божество, почитаемое в данном святилище, считалось одним из предков императорского дома (второе по значению после Аматэра-су), а также защитником страны. Святилище обладало значительными земельными фондами и являлось третьим по величине (после святилищ Исэ и Камо) синтоистским землевладельцем. Привилегированный статус святилища включал в себя освобождение от налогов. Владения располагались в современных провинциях Осака и Киото, Хёго, Вакаяма , а также на Кюсю и Сикоку, в Овари и Ми-но, на побережье Внутреннего моря (Сэтонайкай).

При святилище существовала категория людей - дзинин или дзиннин, на которых возлагалось сооружение культовых построек, участие в ритуалах и др. В категорию дзинин попадали и торговцы. Дзинин-торговцы проживали в селениях Ёдо, О:ямадзаки и Явата провинции Ямасиро. Святилище давало торговцам маслом налоговый иммунитет и защиту от конкуренции, позволяло использовать сырьё из своих владений и беспошлинно перевозить его к месту обработки (т.е. О:ямадзаки).

В свою очередь, торговцы маслом выступали в качестве организаторов и участников важнейших церемоний, которые требовали больших материальных затрат. Участие в церемониях было для торговцев одновременно и выражением их привилегированного статуса.

В источниках нет упоминаний о зарождении торговой деятельности, однако представляется возможным утверждать, что вначале торговцы служили поставщиками масла, необходимого для ритуала церемоний, с основания святилища.

Уже в конце периода Хэйан (794-1185/1192) уровень достатка купцов О: ямадзаки был довольно высоким. Один из иллюстрированных свитков XII в. «Сингисан энги» содержит изображение дома богатого купца. В глубине двора видно оборудование для производства масла. Само строение, костюм хозяйки указывают на высокий достаток. Характерно упоминание в дневнике Фудзивара-но Тэйка1: в 1200 г. Тэйка сопровождал императора в увеселительной поездке в О: ямадзаки и остановился в доме торговца маслом,

1 Фудзивара-но Тэйка (1162-1241, другое чтение имени Садаиэ) - выдающийся поэт, теоретик стихосложения. - Прим. реф.

дзинин святилища Ивасимидзу. Таким образом, доход купца был достаточным, чтобы принять в своем доме представителя придворной аристократии.

Масло ламп, на котором специализировались купцы О:ямадзаки, производилось из плодов эгома (perilla frutescens var. Japónica), которое можно было выращивать либо собирать в окрес-ностях. Плоды доставляли в О:ямадзаки в течение всего года, но наибольшие поставки приходились на осень. Здесь плоды обрабатывали до получения готового продукта, который использовался, помимо масла для светильников, как водостойкая смазка, к примеру для зонтов, и до начала использования рапсового масла считался продуктом наивысшего качества. Кроме храмов, потребителями были императорский двор, аристократия, провинциальные чиновники. С улучшением условий жизни масло стало использовать сельское и городское население.

В условиях расширившегося спроса купцы О:ямадзаки создали межрегиональную сеть.

Первым шагом стало получение доступа к ресурсам. Уже в XIII в. добывали эгома на территории от Хига (о. Кюсю) до Мино (о. Хонсю). Возможно, помимо владений Ивасимидзу, купцы получали эгома и в других владениях. Однако показательно, что им никогда не поставлялось сырье из относительно близких провинций Ямато и Кии, где действовали другие группы купцов (также дзинин), подчиненные другим патронам.

Заставы на дорогах, в отличие от более ранних периодов, обычно контролировались в это время (XIV-XV вв.) крупными храмами (например Тодайдзи или Кофукудзи) и были серьезным препятствием для развития торговли. Купцы-дзинин Ивасимидзу получили освобождение от уплаты пошлин еще в XIII в., однако чиновник на заставе в некоторых случаях мог настаивать на взимании пошлины, и в случае отказа ее уплатить мог изъять доставляемый груз. Тогда купцы обращались с жалобой либо к императорской, либо к сёгунской администрации, и им, как правило, возмещали убытки. Сохранилась информация о чрезвычайно большом числе подобных исков на большой территории. Часто происходили повторные подтверждения налогового иммунитета: в 1311-1446 гг. - 14 раз. В середине XIV в. храмы Кофукудзи и То-дайдзи сумели присвоить себе привилегию взимать часть пошлин в

порту Хёго, от которых купцы О:ямадзаки прежде были избавлены, что также стало предметом разбирательств.

В сёгунах Муромати с 1338 г. купцы нашли более прочную поддержку, поскольку бакуфу обладало большими полномочиями и под его юрисдикцию попадала большая территория. В 1392 г. Третий сёгун Асикага Ёсимицу запретил сюго, военной администрации, не только взимать налоги с купцов, но и заходить на территорию О:ямадзаки. Таким образом были оформлены особые отношения с сёгунатом.

По мере укрепления своего положения торговцы О:ямадзаки стали брать на себя новые функции. Иммунитет от пошлин позволил им заниматься также доставкой местных продуктов из отдаленных владений не только в святилища Ивасимидзу Хатиман-гу, но и других землевладельцев. Купцы выполняли также посреднические функции и занимались ростовщичеством и приобретали землю.

В конце XIV в. при сосредоточении власти у сёгуната Муро-мати местных производителей всего обширного региона купцы О:ямадзаки попытались подчинить себе. Отказ приводил к искам против купцов, опиравшихся на других сюзеренов, с обвинением в нарушении монополии торговцев из О: ямадзаки. В бассейне реки Ёдо (провинция Сэццу) часто возникали разбирательства с местными купцами, патроном которых являлось святилище Сумиёси. При этом сёгунат неизменно поддерживал сторону купцов О: ямадзаки. Однако окончательно преодолеть сопротивление местных купцов в Сэццу так и не удалось. Напротив, в Киото купцам О: ямадзаки удалось включить большое число местных торговцев (64 новых члена присоединились к их группе в 1376 г.). Киотские купцы получали доступ к монополии на продажу масла в столице и попадали под налоговый иммунитет группы из О:ямадзаки. В 1378 г. был издан императорский указ, в соответствии с которым с купцов О:ямадзаки не взимались налоги не только с производства и продажи масла, но и за окрашивание тканей, с солода для производства сакэ и т. д.

Из-за отсутствия упоминания в источниках трудно оценить количество производимого и продаваемого масла. Единственное свидетельство - ввоз через порт Хёго 1900 коку (1 коку = 180,39 л) плодов эгома за год в 1445 г. (с. 30). Неизвестно и точное количе-

ство самих купцов: предположительно, на пике успеха в первой половине XV в. их было несколько десятков.

В период 1279-1508 гг. отмечено 15 случаев протеста со стороны торговцев маслом из О:ямадзаки, главным образом против их сюзерена, святилища Ивасимидзу, из-за высоких податей. Протестующие захватывали священный паланкин микоси, в котором во время важнейших церемоний «перевозили» божество, и угрожали переместить его в Киото, а также основные строения святилища. Особенно жестокий характер носило выступление 1304 г., когда четверо протестующих совершили самоубийство на территории святилища.

Способы протеста купцов свидетельствуют о том, что, несмотря на широкую поддержку сёгуната, они действовали в рамках своей статусной группы - дзинин, подчиненных святилищу и связанных со своим официальным сюзереном.

При всех выступлениях власти различных уровней (и святилище, и военные, и двор) оказывались по другую сторону баррикад, поскольку были заинтересованы в стабильном проведении религиозных церемоний в Ивасимидзу. Следует в то же время отметить нежелание властей применять силу для подавления протестов.

Водоразделом в истории группы купцов из О:ямадзаки стала война годов О:нин (1467-1477). Военные действия, ведущиеся в столичном регионе, сами по себе поставили под угрозу дальнейшее развитие торговли. Кроме того, произошло резкое ослабление старой элиты (прежде всего сёгуната Муромати), которая выступала гарантом привилегий купцов, а также основным потребителем их товара. Война стала началом продолжительного периода нестабильности и военных действий на значительной части всего Японского архипелага. Часто происходили насильственное изъятие продуктов питания и денег, вырубка деревьев, уничтожение урожая (с целью не допустить попадания его в руки противника), насилие над людьми. Все это происходило несмотря на постоянные запреты со стороны военных властей. Происходила заметная милитаризация всего населения, и купцов стали привлекать к военным конфликтам не только в качестве поставщиков армии, но и как военную силу. Торговля замерла (уже в 1470 г. производители масла в провинции Кавати были вынуждены закупить сырье у другой группы купцов),

что, в свою очередь, повлекло за собой затруднения с выплатой подати святилищу Ивасимидзу. К 1479 г. исчезли какие-либо иски вне Ямасиро, что говорит о полном разрушении обширной торговой системы, выстроенной торговцами маслом из О:ямадзаки.

Тем не менее прекращение функционирования торговой сети не означало полное разорение торговцев маслом. Многие из них продолжали успешно вести дела, но только в рамках столичной провинции Ямасиро. Об этом свидетельствуют иски 1481 и 1508 гг., связанные с ростовщическими операциями.

Функционирование торговой системы купцов-дзинин из О: ямадзаки, считает автор, не укладывается в представления о средневековых гильдиях, поскольку, во-первых, территория, на которой они действовали, выходила далеко за пределы владений их патрона, святилища Ивасимидзу. Во-вторых, на всей этой территории они не обладали монополией и часто вступали в конфликты с местными производителями. Отсутствие такой надрегиональной монополии объясняется отсутствием единой центральной власти; местные производители зачастую обладали достаточной поддержкой. Главным отличием этой группы купцов можно назвать именно широкий географический размах их деятельности, а не установление монополии в своей сфере деятельности. Залогом успеха межрегиональной торговли стала поддержка военной администрации и императорского двора, помимо номинального сюзерена.

А.А. Лисицына

2010.02.053. АМБРОС Б. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СРЕДИ ДУХОВЕНСТВА НА РУБЕЖЕ ПЕРИОДОВ ЭДО И МЭЙДЗИ.

AMBROS B. Clerical demographics in the Edo-Meiji transition. Shin-gon and To:zanha Shugendo in Western Sagami // Monumenta Nippo-nica. - Tokyo, 2009. - Vol. 64, N 1. - P. 83-125.

С началом периода Мэйдзи (1867-1912) стартует компания по «размежеванию богов и будд» (синбуцу бунри), в рамках которой от священнослужителей требовали точно определить свой статус. Существовавшие до этого в неразрывном взаимодействии буддизм и синто были искусственно разделены на две самостоятельные религии. Синкретические направления, такие как Сюгэндо, были официально распущены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.