Научная статья на тему '2010.02.049. ВЕРКУЛОН Т. СЫРЬЕ, МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВА-РАНТЬЕ. VERCOULON TH. MATIèRES PREMIèRES, RéGULATION INTERNATIONALE ET ETATS RENTIER // ETUDES. - P., 2009. - T. 410. - N 5. - P. 593-604'

2010.02.049. ВЕРКУЛОН Т. СЫРЬЕ, МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВА-РАНТЬЕ. VERCOULON TH. MATIèRES PREMIèRES, RéGULATION INTERNATIONALE ET ETATS RENTIER // ETUDES. - P., 2009. - T. 410. - N 5. - P. 593-604 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНОДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / ИНВЕСТИЦИИ ИНОСТРАННЫЕАФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / НЕФТЬ ТОРГОВЛЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жилина И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010.02.049. ВЕРКУЛОН Т. СЫРЬЕ, МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВА-РАНТЬЕ. VERCOULON TH. MATIèRES PREMIèRES, RéGULATION INTERNATIONALE ET ETATS RENTIER // ETUDES. - P., 2009. - T. 410. - N 5. - P. 593-604»

Даже если финансовый кризис будет преодолен в 2010 г., заключают авторы, экономический кризис будет гораздо более длительным, а продовольственный и экологический кризисы растянутся по меньшей мере на столетие (с. 44). Экономисты и философы предлагают два пути выхода из кризиса: 1) эволюция роста и мирового развития в направлении лучшего распределения и регулирования богатства, что позволит, в частности, контролировать использование природных ресурсов на основе экологически чистых технологий, и 2) отказ от действующих экономических правил и поведения экономических агентов и создание основ новой экономической системы, называемой умеренной. Однако авторы полагают, что эти пути содержат в себе опасность кризисов. Они предлагают использовать оба пути, объединив классических экономистов с экономистами-экологами для срочного пересмотра экономической доктрины.

И.Ю. Жилина

2010.02.049. ВЕРКУЛОН Т. СЫРЬЕ, МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВА-РАНТЬЕ.

VERCOULON Th. Matières premières, régulation internationale et Etats rentier // Etudes. - P., 2009. - T. 410. - N 5. - P. 593-604.

Французский африканист анализирует проблемы добывающих отраслей в странах Африки и особенности государств-рантье.

Поскольку ни одна современная экономика не может функционировать без сырья, быстрый рост стран с формирующимся рынком (СФР) привел к сенсационному росту производства и цен на основные металлы и углеводороды. Африка - очень привлекательный регион с точки зрения сырьевых запасов (на континенте сосредоточено 30% мировых запасов руд с перспективами новых открытий) при незначительных регулирующих нормах (особенно социальных и экологических). Поэтому с середины 1990-х годов континент воспринимается как новое «нефтяное и рудное эльдорадо». Под воздействием иностранных инвестиций в добывающую промышленность в Африке возобновился экономический рост: в 2000-2006 гг. темпы роста составляли в среднем 5% в год (с. 593).

Постоянный рост цен на сырье, возникший в 1990-е годы и закончившийся с наступлением нынешнего экономического кризиса, привел к ситуации, сходной с ситуацией 1970-х годов. В тот пе-

риод быстрое и легкое обогащение некоторых африканских стран привело к укреплению на континенте модели постколониального государства-рантье. В настоящее время, в отличие от 1970-х годов, возобновление роста цен на сырье сопровождалось дискуссиями об использовании ренты и отказом от хищнического потребления природных ресурсов. Под воздействием выступлений экономистов и общественного мнения сформировались международные инструменты «правильного» управления сырьевыми ресурсами, однако попытки международного регулирования этого фундаментального для мировой экономики сектора наталкиваются на сопротивление со стороны государств-рантье.

Клуб государств-рантье в Африке вырос в основном благодаря разработке новых нефтяных месторождений. К прежним производителям нефти - Габон, Нигерия, Конго (Браззавиль), Камерун, Берег Слоновой Кости, Гана - присоединились Чад, Экваториальная Гвинея, Судан. Недавно началась добыча нефти на небольших месторождениях в Мавритании и Уганде. Тенденция к появлению новых африканских производителей нефти продолжится. Например, правительство Мавритании предоставило различным компаниям сорок участков для геологоразведки (с. 594). Объектами геологоразведки также являются Гамбия, Эфиопия, Кения и ряд других стран. В 1995-2005 гг. в горнодобывающие предприятия также были вложены значительные средства: так, Габон с китайским консорциумом инвестировал в добычу железной руды 2,7 млрд. долл.; Демократическая Республика Конго привлекла американские инвестиции на сумму в 1,2 млрд. долл. для разработки медно-кобальтового месторождения и т.д. (с. 595).

Благодаря нефтяному и сырьевому буму доходы государств-рантье (от прав на разведку, добычу и роялти) достигли миллиардов долларов. По данным Всемирного банка, в результате повышения цены нефти ВВП Нигерии вырос в 2004 г. до 71 млрд. долл. против 58,4 млрд. долл. в 2003 г.; в Алжире в 2000-2007 гг. доходы госбюджета увеличились в два раза, что позволило покрыть его дефицит и начать программы по замене оборудования (с. 595-596).

Однако увеличение доходов стран - производителей сырья не является синонимом развития: непредвиденные эффекты такого типа развития экономики хорошо известны как «проклятие природных ресурсов». Нефтяной и горнодобывающий сектора афри-

канских стран подавляют их экономику. Так, в Гвинее на горнодобывающий сектор приходится 16% ВВП и 85% экспорта; нефть дает 95% доходов Экваториальной Гвинеи и 30-50% ВВП Алжира, тогда как промышленность только 10% (с. 596).

В «нефтяных» или «горнодобывающих» экономиках часто доминирует одна государственная компания, практически являющаяся движущей силой национальной экономики. Экспортные доходы оказывают «расхолаживающий эффект» на другие производства, из-за них страдает диверсификация экономики, добывающие отрасли иногда поглощают другие виды деятельности. Для политических режимов, использующих ренту для сохранения своей власти бесконечно долго, характерны непроизводительные расходы, раздутие штатов администрации, иррациональные и чисто престижные инвестиции.

Сырьевая рента позволяет поддерживать социальный консенсус в обществах с высокой степенью неравенства (например, с помощью социальных тарифов на товары широкого потребления или повышения заработной платы), финансовыми методами «душить» оппозицию. Исключительное долголетие некоторых африканских политических режимов основывается только на использовании ренты, что, тем не менее, не исключает реальные усилия властей по развитию национальной экономики.

В то же время государства-рантье страдают от бедности. В Нигерии, где на долю нефти приходится 40% ВВП, 95% экспортных доходов и 70-80% бюджетных поступлений, доход на душу населения в период 1965-2004 гг. сократился с 250 до 212 долл. Доля лиц, живущих менее чем на 1 долл. в день, увеличилась за 1970-2000 гг. с 36% до 70%. Незаконное присвоение доходов от нефти с 1960-х годов оценивается в 50 млрд. долл. В Анголе в 1997-2002 гг. «исчезло» 4,22 млрд. долл. (с. 597).

Помимо роста бедности плохое управление рентой приводит как к парадоксальным последствиям (дефицит бензина в Нигерии, обеднение районов добычи из-за загрязнения и т.д.), так и к вооруженным конфликтам, таким как гражданская война в 1997 г. в Конго (Браззавиль), вооруженные столкновения между Камеруном и Нигерией, Габоном и Экваториальной Гвинеей и т. д.

Критика экономики, основанной на получении ренты, привела к поиску «просвещенного управления», которое позволит раз-

решить парадокс бедности в условиях изобилия. В 2003 г. Всемирный банк пришел к выводу, что основным фактором совершенствования добывающих отраслей является система управления. В качестве модели «правильного» управления углеводородами была взята Норвегия, ставшая нефтяной державой в 1980-е годы. Такое управление строится на прозрачности, использовании части доходов на местное развитие и создании фонда будущих поколений. Однако попытка внедрить эту модель в Чаде провалилась.

В мае 2000 г. для прекращения торговли бриллиантами, вывозимыми из зоны конфликтов, Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию в поддержку создания схемы сертификации необработанных алмазов, которая получила мировое признание. С ноября 2002 г. переговоры между странами-производителями, обрабатывающей промышленностью и гражданским обществом привели к созданию Кимберлийской схемы сертификации (Kimberley process certification scheme), позволяющей контролировать производство и коммерциализацию необработанных алмазов. Кимбер-лийский сертификат основан на принципе удостоверения источника происхождения алмазов страной, в которой они добываются.

В октябре 2002 г. в то время премьер-министр Великобритании Т. Блэр выступил с инициативой обеспечить прозрачность эксплуатации минеральных ресурсов (Initiative sur la Transparence des Industries Extractives, ITIE) на Саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге. Цель ITIE состоит в укреплении управления и повышении транспарентности в горнодобывающей отрасли.

Учитывая недавнее появление этих инициатив, их оценка преждевременна, однако уже можно сделать вывод, что участие в них некоторых государств и компаний носит показной характер, существует большая разница между словами и делами, завышаются влияние прозрачности и роль гражданского общества и т.д. Тем не менее хотя данные инициативы не смогли внести моральную составляющую в экономические отношения в сырьевом секторе, они способствовали распространению идеи о необходимости подотчетности и нашли отклик в африканском гражданском обществе, открыв новое поле для социально-политической борьбы.

Попытка организовать «правильное» управление нефтяной рентой в Чаде свидетельствует о сопротивлении государств-рантье введению модели легитимного управления сырьевыми запасами,

которое воспринимается как ограничение государственного суверенитета. Если многонациональные компании ответили на недовольство существующим порядком концепцией социальной ответственности предприятий, государства-рантье отреагировали «ресурсным национализмом».

Государства-рантье действительно чувствуют себя обвиняемыми на международной арене; в период дорогой нефти их публичные разоблачения международными организациями получили поддержку западного общественного мнения. Но кампании за «правильное» управление сырьевыми ресурсами могут найти отклик и внутри стран-производителей, что гораздо больше беспокоит руководителей государств-рантье. Если мобилизующей идеей для Африки 1990-х годов была демократизация, то в ближайшее время ей на смену может прийти идея о прозрачности ренты. Государства-рантье очень чувствительны к политизации внутри страны идеи управления сырьевыми ресурсами и реагируют с помощью следующих стратегий: сплочение рядов для повышения своего веса на международных переговорах; пересмотр условий торговли для изменения направления давления; управление недовольством и опровержение аргументации, касающейся «плохого» управления.

«Молчаливая битва» между государствами-рантье и коалицией, выступающей за международное регулирование (неправительственные организации, институциональные дарители, некоторые страны Запада), свидетельствуют о перестройке международных отношений, сформировавшихся под влиянием глобализации. По мнению автора, эта борьба является новой версией противостояния между Севером и Югом, сопровождающейся обвинениями в неоколониализме, которые стали дежурным ответом на попытки Севера организовать «правильное» управление сырьевым сектором стран Юга и подъемом «ресурсного национализма».

И.Ю. Жилина

2010.02.050. СОСТОЯНИЕ ЛЕСОВ В МИРЕ: 2009 г.

Situation des forets du monde 2009 / Organisation des Nations Unies

pour l'alimentation et l'agriculture. - Rome: FAO, 2009. - VIII, 152 p.

Тема доклада Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) 2009 г. о состоянии лесов в мире - «Общество, леса и лесное хозяйство: адаптация к будущим изменени-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.