• операции, одобренные ООН, т.е. акции, которые были спланированы другими акторами, но осуществлены после одобрения соответствующим органом ООН;
• акции, санкционированные Советом Безопасности.
В заключение авторы работы резюмируют, что «природа и степень» вовлечения СБ в разрешение вооруженных конфликтов зависят от политики и стратегии пяти держав - постоянных членов СБ, а не от реальных обстоятельств каждого конкретного случая. Если убедить постоянных членов СБ искренне работать сообща для сохранения мира и стабильности, это радикально изменит картину мира.
Т.Б. Курбанов
2010.02.044. АБАШИДЗЕ А.Х., ФЕДОРОВ М.В. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ. - М.: Междунар. отношения, 2009. - 384 с.
Как отмечают авторы, это первое в отечественной юридической литературе издание, в котором всесторонне, комплексно и в сравнительно-правовом плане исследованы четыре вида зарубежных представительств государств: дипломатические представительства, консульские учреждения, специальные миссии и постоянные представительства государств при международных организациях. Они призваны создавать благоприятные условия государствам для разрешения сложных вопросов мирными средствами, в том числе путем переговоров.
Работа содержит систематизированные знания о праве внешних сношений как важной отрасли системного международного права. Книга включает четыре главы: «Право внешних сношений суверенных государств и международных межправительственных организаций»; «Постоянные и специализированные зарубежные представительства и их функции»; «Организация, состав и правовой статус зарубежных представительств и их персонала»; «Деятельность зарубежных представительств в современных условиях: Теория и практика», и приложение, в котором представлены основные международные конвенции и протоколы, а также российские нормативно-правовые акты, касающиеся правового статуса рассматриваемых представительств (миссий).
Характеристику зарубежных представительств (миссий) авторы начинают с таких их основных видов на уровне государств,
как дипломатические представительства, консульские учреждения и постоянные представительства государств при международных организациях. Термин «постоянное дипломатическое представительство», используемый в Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., относится к посольствам, дипломатическим миссиям, папским нунциям и другим миссиям Святого престола, а также высоким комиссарам, которыми обмениваются страны Британского содружества наций. Постоянное дипломатическое представительство является основным органом, через который поддерживается связь на уровне правительств. Поэтому, как пишут авторы, довольно трудно точно определить его задачи или сделать их более конкретными. Эта трудность не преодолена и в ст. 3 вышеназванной Конвенции, где перечисляются основные функции дипломатических представительств: представительство, защита, ведение переговоров, информирование и поощрение дружественных отношений. Кроме того, согласно п. 2 ст. 3 данной Конвенции, дипломатические представительства могут выполнять консульские функции. Статья 45 Конвенции допускает ситуацию, когда аккредитующее государство может, с предварительного согласия государства пребывания и по просьбе третьего государства, не представленного в государстве пребывания, взять на себя временную защиту интересов третьего государства и его граждан. Для того чтобы выполнять эту функцию, аккредитующее государство прежде всего должно получить согласие государства пребывания. Третье государство и государство, защищающее его интересы, должны заключить соглашение, определяющее форму и пределы защиты.
Консульские учреждения образуют особую категорию представительств на государственном уровне. Они выполняют весьма специфические функции, тесно связанные с юрисдикцией представляемого государства. Среди них: защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан и юридических лиц, содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей, выяснение всеми законными путями условий и событий в указанных выше сферах жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и др.
Постоянные представительства государств при международных организациях представляют государство-участника внутри ор-
ганизации, они могут быть независимыми или являться частью дипломатических представительств, аккредитованных в стране пребывания организации. Основные их функции - обеспечение представительства посылающего государства в деятельности организации и содействие осуществлению целей и принципов организации путем сотрудничества с этой организацией и в ее рамках.
Далее речь идет о специальной дипломатии - специальных и специализированных зарубежных представительствах и их функции. Комиссия международного права предложила два критерия для определения специальных миссий. Во-первых, члены такой миссии должны назначаться государством. Во-вторых, они должны представлять суверенное государство как субъект международного права в его взаимоотношениях с другим суверенным государством. В этих пределах термин «специальная дипломатия» относится теперь и к миссиям, направляемым в другие страны в рамках двусторонних отношений, и к делегациям, присутствующим на международных конференциях и сессиях органов международных организаций. Для классификации специальных миссий может быть использовано несколько различных критериев. Эти миссии сгруппированы в соответствии с их политическим, техническим или протокольным характером, а также могут быть классифицированы в зависимости от того, затрагивают ли они двусторонние или многосторонние отношения. Необходимо проводить различие между специальными посланниками и миссиями, действующими в виде групп, часто именуемых делегациями. Функции специальной миссии определяются по взаимному согласию между посылающим и принимающим государствами.
В работе раскрывается порядок организации, изменения статуса и прекращения деятельности зарубежных представительств, их состав, правовой статус. Характер деятельности рассматриваемых представительств зависит от их вида. Но для их деятельности характерны общие правила, которым они должны подчиняться. К ним относятся следующие: полномочия действовать от имени представительства, невмешательство во внутренние дела государства пребывания, уважение его законов, свобода передвижения сотрудников представительства.
О. Л. Алферов