Научная статья на тему '2010. 02. 042. Сушко А. В. Процессы суверенизации народов Сибири в годы Гражданской войны. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. - 336 с'

2010. 02. 042. Сушко А. В. Процессы суверенизации народов Сибири в годы Гражданской войны. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. - 336 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / СИБИРЬ / СУВЕРЕНИЗАЦИЯ НАРОДОВ / ОБРАЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ АВТОНОМИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Уварова Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 02. 042. Сушко А. В. Процессы суверенизации народов Сибири в годы Гражданской войны. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. - 336 с»

гивает интересы всех граждан, но в нем также отмечается, что коренные малочисленные народы испытывают наибольшие трудности в современный период (с. 148). В Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ также затрагивается проблема занятости коренных народов и их уязвимости на рынке труда.

Принятие Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» имеет большое значение, так как традиционная территория проживания является главным условием для осуществления хозяйственной деятельности аборигенов.

В Иркутской области, как свидетельствует анализ региональных программ и постановлений, развитие занятости коренных народов рассматривается лишь попутно в рамках общего перспективного плана социально-экономического развития региона (с. 158).

Авторы отмечают стремление самих коренных народов адаптироваться к новым экономическим условиям, преодолеть иждивенческую психологию (с. 163). Для этого необходима подготовка национальных лидеров, которые смогут грамотно решать проблемы законодательного, политического, экономического характера.

В. С. Паскарь

2010.02.042. СУШКО А.В. ПРОЦЕССЫ СУВЕРЕНИЗАЦИИ НАРОДОВ СИБИРИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. - 336 с.

Ключевые слова: Россия, Гражданская война, Сибирь, суверенизация народов, образование национально-региональных автономий.

В работе исследуются процессы суверенизации народов Сибири, добившихся образования национально-региональных автономий в составе России в годы Гражданской войны. Смысл суверенизации народов в полиэтничном государстве заключается в том, чтобы перевести отношения из плоскости субординации по вертикали в плоскость отношений, где все субъекты признаются изначально и неопровержимо равными (с. 9). Одним из основных вопросов революций в России начала XX столетия, считает автор, является вопрос об интеграции инородцев (нерусских народов) в

Российское государство в соответствии с потребностями их развития в новых политических и социально-экономических условиях. Применительно к истории сибирских народов в годы Гражданской войны термин «суверенизация» отражает процессы борьбы их националистически ориентированных политических элит, состоявших из представителей интеллигенции. Они отстаивали право своих народов на национальный суверенитет, позволяющий принять самостоятельное решение по вопросу об отвечающей интересам их развития форме политического существования народа в составе Российского государства или даже об образовании независимого государства.

В исследовании использован широкий спектр источников из федеральных и региональных архивов. Для их анализа и интерпретации автор опирается главным образом на конструктивистскую парадигму понимания природы нации и национализма в современной мировой науке. С ее помощью, пишет автор, можно продуктивно исследовать процессы создания на территории бывшей Российской империи национально-государственных образований и складывание из архаичных сибирских инородцев современных наций. «С позиций конструктивизма мы признаем национализм и нации социально-историческими конструктами, появившимися в России в момент активной модернизации общества, проходившей в условиях революционного творчества. Их появление и существование объясняется рациональными факторами: на макроуровне -объективными культурными и социально-экономическими факторами (конструктивизм смыкается с натурализмом), на микроуровне -субъективным осознанием их индивидами и активным участием политических элит в конструировании современных наций (конструктивизм смыкается с инструментализмом)» (с. 13).

Структурно работа состоит из четырех глав, в которых освещаются и анализируются события, определявшие этнополитиче-ские процессы и их результаты на протяжении нескольких последовательных хронологических этапов. Между Февралем и Октябрем 1917 г. шли поиски форм суверенизации народов Сибири. В период установления Советской власти (октябрь 1917 - лето 1918 г.) интеллигенция сибирских народов, среди которой преобладали выходцы из состоятельных слоев, поддержала националистически ориентированные политические элиты. Серьезные внут-

ренние противоречия были характерны для периода демократической контрреволюции и диктатуры адмирала А.В. Колчака -с середины 1918 по конец 1919 г., когда Сибирь стала «белой». В период локализации и завершения Гражданской войны (1920 -лето 1923 г.) происходила институализация национально-государственных структур народов Сибири. Внутри глав материал структурирован по региональному принципу, с выделением территорий проживания алтайцев, киргизов (казахов), бурят и якутов.

Элиты крупных автохтонных сибирских народов в результате революций начала XX в. активно включились в общественно-политическую жизнь страны. Интересы сибирских народов, обозначенные их интеллигенцией в процессе формирования в России гражданского общества, были сформулированы в ходе многочисленных съездов, проводимых с марта по октябрь 1917 г., как неотъемлемая часть общероссийских национальных интересов.

Органы власти Временного правительства опаздывали с решением инородческого вопроса в Сибири. Чем слабее становилась центральная власть, тем более жестко звучали требования национальных элит, эволюционировавшие от автономий к федеральному переустройству России, а затем и (в ряде случаев) к образованию независимых государств.

Элиты всех без исключения коренных народов поддержали выдвинутую сибирскими областниками идею автономного устройства региона, приняв активное участие в работе октябрьского краевого форума в Томске. Наибольший успех был достигнут во взаимодействии с якутской интеллигенцией. Киргизские (казахские) националисты, к концу 1917 г. достаточно обособившиеся, встали на путь построения собственной национальной государственности.

Установление Советской власти в Сибири, натолкнувшись на процесс суверенизации края, в ходе которого были созданы различные виды местного самоуправления, привело к многовластию. Общей чертой, характеризовавшей состояние дел в регионах, было стремление националистов договориться о признании созданных ими органов национального самоуправления со всеми существовавшими в регионе властями.

Исключением были якутские националисты. Благодаря отдаленности и труднодоступности региона и отсутствию в крае социально-классовых предпосылок для Октябрьской революции они

успешно организовали управление своим краем в тесном сотрудничестве с местными эсерами, сделав Якутскую область фактически суверенной автономной государственной единицей, объявив о своем категорическом неприятии большевизма.

В период падения Советской власти большинство националистов, выждав, пока станет ясен исход антисоветской борьбы, заявили о поддержке ее свержения. Пользуясь существованием в период с середины 1918 г. до середины 1919 г. ряда антибольшевистских правительств, они пытались добиться от них признания максимально возможного объема своего суверенитета, создав государственность (алтайцы, буряты, киргизы [казахи]) вплоть до откровенного политического сепаратизма по отношению к России.

Общей тенденцией было то, что по мере укрепления и централизации власти на территории «белой Сибири» в общероссийском масштабе националисты уменьшили свои политические аппетиты и соглашались работать в земских учреждениях. Они решали задачи, направленные на суверенизацию инородцев в культурной, экономической и правовой сферах жизни, активно участвуя в Гражданской войне на стороне белогвардейцев. После поражения колчаковцев большинство националистов начали вновь решать вопросы национально-территориальных автономий своих народов рука об руку со своими недавними противниками - большевиками.

«В Горном Алтае, Бурятии и Степном крае складывалась парадоксальная ситуация этнополитического противоборства. Власть, борющуюся за воссоздание единой и неделимой России под лозунгами русского национализма, защищали инородческие формирования, созданные националистами с целью использования их в борьбе с русскими крестьянами для создания и защиты земских органов и автономий инородцев. При этом противники националистов, русские крестьяне, воюя под интернациональными большевистскими лозунгами против инородческих белогвардейских формирований, в большинстве своем вели борьбу против националистов, отстаивая, по сути, свои этнические интересы» (с. 330).

Политические элиты крупных сибирских народов стандартно выдвигали ряд условий своего перехода на сторону большевиков: образование национально-территориальной автономии с активным участием националистов в управлении и амнистии для участников антибольшевистского движения. Если автономия создавалась не-

2010.02.043-051

замедлительно после разгрома вооруженных формирований белых (Бурят-Монгольская и Киргизская) и национально настроенная интеллигенция участвовала в управлении, то это обеспечивало лояльность коренных народов к Советской власти. Как только коммунисты шли на компромисс с националистами, давая им автономное устройство, интеллигенция выводила свои народы из участия в Гражданской войне уже в 1920 г. В регионах, где этого не происходило (Алтай, Якутия), продолжалось широкомасштабное вооруженное противостояние до конца 1923 г., в котором инородцы были ударной антисоветской силой.

На территории Сибири в результате Гражданской войны и антисоветских восстаний под националистическими лозунгами в начале 1920-х годов появились до этого никогда не существовавшие национально-государственные образования: Киргизская ССР (позднее Казахская ССР), Якутия, Бурятия, Ойротская (Алтайская) автономная область.

Политический компромисс национальных элит с Советской властью являлся, по оценке автора, единственно возможным в тех условиях шагом для защиты интересов своих этнических групп. Этнические группы, не институционализировавшие по тем или иным причинам свою государственность, в тот период находились в критическом культурном и социально-экономическом положении. Это следует признать одним из итогов революций и Гражданской войны в Сибири. Однако результаты политики Советского государства в «национальном вопросе» начала 1920-х годов во многом были обесценены последующими событиями, когда в результате сталинских репрессий были преступно уничтожены лучшие представители элит сибирских народов.

Т.Б. Уварова

ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ

2010.02.043-051. КРУГЛЫЙ СТОЛ: ИСТОРИКИ И БИОГРАФИЯ. Roundtable: Historians and biography [Электронный ресурс] // American hist. rev. - Chicago, 2009. - Vol. 114, N 3 (June). - Mode of access: http://www.journals.uchicago.edu./ toc/ahr/current/ - Дата посещения: 05.06.09.

2010.02.043. НАСОУ Д. Вступление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.