Научная статья на тему '2010. 02. 042. Честерман С. Секретарь или генерал? Генеральный секретарь ООН в мировой политике. Chesterman S. Secretary or general? The un Secretary-General in world Politics. - N. Y. : Cambridge Univ.. Press, 2007. - XIV, 280 p. - rec. Ad. Op. : McGuiness M. E. // Amer. J. of Intern. Law. - N. Y. , 2008. - Vol. 102, n 4. - p. 930-936'

2010. 02. 042. Честерман С. Секретарь или генерал? Генеральный секретарь ООН в мировой политике. Chesterman S. Secretary or general? The un Secretary-General in world Politics. - N. Y. : Cambridge Univ.. Press, 2007. - XIV, 280 p. - rec. Ad. Op. : McGuiness M. E. // Amer. J. of Intern. Law. - N. Y. , 2008. - Vol. 102, n 4. - p. 930-936 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 02. 042. Честерман С. Секретарь или генерал? Генеральный секретарь ООН в мировой политике. Chesterman S. Secretary or general? The un Secretary-General in world Politics. - N. Y. : Cambridge Univ.. Press, 2007. - XIV, 280 p. - rec. Ad. Op. : McGuiness M. E. // Amer. J. of Intern. Law. - N. Y. , 2008. - Vol. 102, n 4. - p. 930-936»

ность заставлять соблюдать». Мог ли Международный суд ООН использовать эту Конвенцию для юридического решения вопроса о том, нарушила ли Сербия запрет геноцида и выполнила ли она свои обязанности «соблюдать и заставлять соблюдать» в Боснии и Герцеговине, т.е. за пределами своей территории? - задается вопросом автор. В данном случае Международный суд воспользовался категориями «закон человечности» и «веления общественной совести». Ведь даже не юристу ясно, что геноцид - это преступление, которое посягает на основные ценности международного сообщества, и потому «законы человечности» и «веления общественной совести» требуют от государств исполнения их обязанностей «соблюдать» и «заставлять соблюдать» нормы международного гуманитарного права. Связав положения Конвенции о предупреждении преступления геноцида и ответственности за него и положения ст. 1 Женевских конвенций, Международный суд внес существенный вклад в понимание «обязанности заставлять соблюдать» и точнее сформулировал границы обязанностей договаривающихся сторон, закрепленные в данной статье.

В заключение автор отмечает, что после Второй мировой войны понятия, сформулированные Мартенсом: «законы человечности» и «веления общественной совести», получили признание и использование в защите прав человека вне зависимости от мирного или военного времени. В настоящий момент существует некоторая конкуренция систем: права войны (jus in bello) и прав человека, которая также может быть использована не только в мирное, но и в военное время. При принятии конкретных решений необходимо координировать положения обеих систем в духе, который автор описал как универсальное господство «законов человечности».

В.Н. Гиряева

2010.02.042. ЧЕСТЕРМАН С. СЕКРЕТАРЬ ИЛИ ГЕНЕРАЛ? ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ООН В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ. CHESTERMAN S. Secretary or general? The UN Secretary-General in world politics. - N.Y.: Cambridge univ.press, 2007. - XIV, 280 p. -Rec. ad. op.: McGuiness M.E. // Amer. j. of intern. law. - N.Y., 2008. -Vol. 102, N 4. - P. 930-936.

Автор книги знакомит с уникальной информацией, которая раскрывает практику работы Секретариата ООН, Совета Безопас-

ности и иных важнейших органов и структур этой международной организации. Книга помогает понять институциональный и политический контекст, в котором действует Генеральный секретарь ООН. Человек, занимающий этот пост, должен быть политически и институционально беспристрастным, контактируя с Советом Безопасности ООН и странами - членами ООН.

Структурно работа поделена на четыре главы. В первой автор очерчивает «контуры» полномочий и функциональных обязанностей Генерального секретаря ООН. Во второй заостряет внимание на взаимодействии Генерального секретаря ООН с Советом Безопасности ООН в рамках мандата по обеспечению мира и безопасности. Третья глава подробно раскрывает роль Генерального секретаря ООН в определении повестки дня ООН, а также его вклад в выработку международно-правовых норм. В четвертой главе автор пишет о влиянии США в условиях однополярного доминирования на политический аспект деятельности Генерального секретаря ООН. В заключении автор исследует перемены в деятельности Генерального секретаря ООН, вызванные необходимостью соответствовать современным реалиям политики на международном уровне.

В Уставе ООН почти не уделяется внимания деятельности Генерального секретаря ООН, за исключением скупой на детали главы XV, в которой указано, что Генеральный секретарь ООН назначается Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности ООН.

Первым Генеральным секретарем ООН был Трюгве Хальд-ван Ли, благодаря которому постоянной штаб-квартирой ООН стал г. Нью-Йорк (1946-1952). Даг Хаммаршёльд был самым «замечательным» профессионалом на данном посту, инициатором «миротворческих миссий» ООН, подвигнувший эту международную организацию на центральную роль в деле отстаивания мира и верховенства международного права (1951-1961). У Тан считается храбрым и принципиальным человеком, однако его невнимание к административным вопросам управления привело к некоторой дезорганизации и бюрократическому разладу (1961-1971). Курт Вальдхайм слыл «ограниченным и осторожным» руководителем, которому, как считает автор, пришлось пережить весьма «непростые и смутные времена» (1972-1981). Хавьер Перес де Куэльяр -«умелый и почти незаметный дипломат», игравший ключевую роль

в разрешении Фолклендского конфликта, Ирано-Иракской войны, а также выводе советских войск из Афганистана (1982-1991). Бутрос Бутрос-Гали (1992-1996) был первым после окончания «холодной войны». Он запомнился жестким стилем управления в период кризисов в Боснии и Герцеговине, Сомали и Руанде. Кофи Аннан (1997-2006) проявил себя как активный и умеющий убеждать лидер, однако из-за скандала по программе «Нефть в обмен на продовольствие» его репутация была подорвана.

Автор отмечает, что работа Генерального секретаря ООН представляет собой некий парадокс: его политическая независимость ограничена контролем со стороны ключевых политических игроков - постоянных членов Совета Безопасности ООН. Решение задач, стоящих перед Генеральным секретарем ООН, требует расширительного толкования лаконичных статей Устава ООН, регламентирующих круг его ответственности, и увеличения полномочий посредством собственной правоприменительной практики. Положения Устава ООН позволяют Генеральному секретарю быть участником политических процессов и сохранять беспристрастность и независимость в принятии сложных решений.

В работе Генерального секретаря ООН необходима «золотая середина» между сотрудничеством и конфронтацией с Советом Безопасности ООН. Руководствуясь самыми благими намерениями при внесении изменений в статус-кво международной политики, Генеральный секретарь ООН вынужден считаться с геополитическими реалиями современного мира.

«Возрождение» роли Генерального секретаря ООН после окончания «холодной войны» началось в 1991 г., когда была реализована операция по выводу иракских войск с территории Кувейта -первое из череды последующих амбициозных действий. Речь идет об операциях по сохранению и поддержанию мира, а также о миротворческих и иных административно-правовых операциях. Многие из этих акций были реализованы с высокой степенью вовлеченности сотрудников аппарата Секретариата ООН и лично Генерального секретаря ООН. Окончание «холодной войны» позволило Совету Безопасности ООН не только устранить идеологические противоречия. У Генерального секретаря ООН появилось широкое «политическое пространство», не ограниченное реалиями биполярного мира, подчеркивает автор. Он становился посредником и

третьей беспристрастной стороной в переговорах по разрешению вооруженных конфликтов.

Автор подчеркивает, что в тех случаях, когда ООН обладает «большей» легитимностью по сравнению с авторитетом конкретных государств (например, в ситуации в Сальвадоре), роль Генерального секретаря может стать определяющей. Однако когда участие этой универсальной международной организации оценивается весьма скептически или даже негативно, в особенности заинтересованными сторонами (в частности, в Боснии), то, по мнению автора, вовлечение Генерального секретаря непосредственно или через посредников может быть контрпродуктивным.

Во избежание опасности «опережать» страны - участницы ООН при внесении нормативно обязывающих положений Генеральному секретарю следует поддерживать инициативу, предложенную группой государств или влиятельной структурой неправительственных организаций, а не выступать инициатором инноваций, влекущих изменения международно-правового законодательства. Более того, Генеральный секретарь будет более эффективен в таких попытках, если заострит внимание на дальнейшем продвижении ценностей, заложенных в Уставе ООН в свете объективно изменяющейся ситуации в мире. Другими словами, Генеральному секретарю ООН необходимо политическое «чутье», пишет автор.

Несмотря на то что формально Генеральный секретарь является «главнокомандующим» всех международных миротворческих операций, это еще не означает, что Генеральный секретарь действительно управляет или командует «голубыми касками» - военными контингентами стран - участниц ООН.

Т.Б. Курбанов

2010.02.043. СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН И ВОЙНА: ЭВОЛЮЦИЯ МЫСЛИ И ПРАКТИКИ ПОСЛЕ 1945 г. The United Nations Security СоипсИ and war: The evolution of thought and practice since 1945 / Lowe A., Roberts A., Welsh J., Zaum D. -Oxford: Oxford univ. press., 2008. - XXX, 814 p.

Главное внимание в книге уделено деятельности Совета Безопасности ООН (далее СБ) по разрешению вооруженных конфликтов международного и локального масштабов. Первая глава посвящена политическим и правовым аспектам, затрагивающим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.