Научная статья на тему '2010. 02. 024. Замятина И. В. Грамматика русского причастия / Пенз. Гос. Пед. Ун-т им. В. Г. Белинского. - Пенза, 2009. - 263 с. - библиогр. : С. 240-261'

2010. 02. 024. Замятина И. В. Грамматика русского причастия / Пенз. Гос. Пед. Ун-т им. В. Г. Белинского. - Пенза, 2009. - 263 с. - библиогр. : С. 240-261 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Клименко О. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 02. 024. Замятина И. В. Грамматика русского причастия / Пенз. Гос. Пед. Ун-т им. В. Г. Белинского. - Пенза, 2009. - 263 с. - библиогр. : С. 240-261»

УРОВНИ ЯЗЫКА

МОРФОЛОГИЯ

2010.02.024. ЗАМЯТИНА ИВ. ГРАММАТИКА РУССКОГО ПРИЧАСТИЯ / Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского. - Пенза, 2009. - 263 с. - Библиогр.: с. 240-261.

Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.

В первой главе «Причастие в грамматической системе современного русского языка» автор обращает внимание на тот факт, что причастие обладает семантикой и морфологическими свойствами двух частей речи - глагола и прилагательного, - а поэтому невозможно однозначно определить его частеречный статус. Адъективация причастия - скорее лексический процесс, чем морфологический. Говорить о полной адъективации можно лишь в том случае, если бывшая причастная форма и адъективированная форма распадаются на омонимы. Если причастие в какой-либо синтаксической позиции сохраняет свои глагольные свойства, как лексические, так и грамматические, то оно остается причастием, т.е. гибридным образованием, и говорить о полной адъективации невозможно. С точки зрения синтаксиса причастие - самая гибкая форма, которая может занимать любую позицию в синтаксической конструкции. Такая универсальность причастия обусловлена его двойственной грамматической и семантической природой. Совокупность всех возможных синтаксических позиций причастных форм можно обозначить как позиционное пространство причастия, которое отчасти имеет полевое строение. Система русского причастия неоднородна, в ней выделяются три разряда (действительные, страдательные и краткие страдательные причастия), которые отличаются с грамматической, лексической и синтаксической точки зрения. На периферии этой системы находятся краткие страдательные причастия. В каждой синтаксической позиции, в которую попадет причастная форма, она испытывает, по выражению

В.В. Виноградова, «синтаксические импульсы и толчки», в результате которых значение причастной формы может сдвигаться от глагольного полюса к «прилагательному».

Во второй главе «Грамматика кратких причастных форм» отмечается, что краткое страдательное причастие в позиции сказуемого двусоставного предложения (главного члена безличного предложения) в отсутствие присловной формы творительного падежа со значением агенса утрачивает значение пассивности и «причастности», его семантика начинает выражать значение результативного состояния, краткие формы отрываются от системы причастий и сближаются грамматически и лексически с предикативом (словами категории состояния). Эта формирующуюся часть речи называется причастным предикативом. Причастный предикатив представляет собой гибридную часть речи, имеющую категориальное значение результативного состояния, которое выражается в морфологических категориях времени, наклонения, рода, числа, степенях сравнения. Причастный предикатив может употребляться как в двусоставных, так и в односоставных (безличных) конструкциях. Формы краткого страдательного причастия употребляются в трех разных синтаксических конструкциях - безличных предложениях, двусоставных предложениях с местоименным подлежащим и двусоставных предложениях с семантически полноценным подлежащим. Некоторые структурно-семантические разряды предложений разных синтаксических конструкций с причастным предикативом совпадают с точки зрения своей семантики. Двусоставные конструкции с местоименным подлежащим и причастным предикативом в форме среднего рода в позиции сказуемого могут быть синонимичными безличным причастным предложениям и в тексте могут быть взаимозаменяемыми.

В большинстве безличных причастных предложений наблюдается незамещение позиции присловной формы творительного падежа со значением агенса, в некоторых структурно-семантических разрядах конструкции с творительным агенса непродуктивны, в других, например в фазисных безличных предложениях или в предложениях, обозначающих результативное состояние среды, конструкции с присловной формой творительного падежа действующего лица не зафиксированы, что может служить доказательством отхода краткой безличной причастной формы от системы причастий.

С более высокой степенью частотности пассивные конструкции с замещенной позицией творительного агентивного употребляются в двусоставных предложениях. Таким образом, первичная пассивная конструкция легче выстраивается в том случае, если краткая причастная форма (причастный предикатив) реализует объектную валентность.

В системе пассивных двусоставных конструкций с замещенной позицией агенса выстраивается своеобразное поле залоговости -ядерный тип составляют предложения с формой творительного падежа, обозначающей активного субъекта, периферийные типы -предложения с формой творительного падежа, обозначающей орудие или орудие стихии (деми-агенс). В некоторых структурно семантических разрядах двусоставных предложений отдельные конструкции семантически сближаются с безличными.

Краткие причастные формы являются контаминационными с точки зрения грамматики и семантики. В разных синтаксических позициях в них может усиливаться либо значение результативного состояния, либо значение действия. Значение действия или состояния акцентируются в определённых контекстах.

В третьей главе «Грамматика полного страдательного причастия» рассматриваются грамматические и лексические свойства двух частей речи - глагола и прилагательного, которые сочетаются в страдательном причастии. К глагольным свойствам относятся:

1) вид, семантически совпадающий с видом исходного глагола, в ряде случаев причастные формы не противопоставлены по виду;

2) время, не совпадающее с глагольным, система времени страдательных причастий по сравнению с глагольным временем урезана, традиционно выделяются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени; 3) залог, который у страдательных причастий является более формальным, чем залог глагола и четко противопоставленным. В отличие от глагольной системы в системе причастий наблюдается бинарная система залога. Переходность у страдательных причастий выражается иначе, чем у глагола. Причастные формы сохраняют глагольное управление, наличие в структуре предложения с причастием форм, обусловленных валентностью исходного глагола, с различным объектным содержанием поддерживает глагольность причастной формы. Выявляются морфологические признаки прилагательного в причастной форме. Причастная форма имеет полную парадигму имени прилагательно-

го; при определенных условиях и в определенном контексте значение причастных форм может сдвигаться к полюсу качественности, они образуют степени сравнения и реализуют лексическую валентность, более характерную для качественных прилагательных, сохраняя при этом семантическую связь с исходным глаголом.

Причастие в позиции обособленного постпозитивного определения (причастного оборота) выполняет свою первичную функцию - выражает значение процессуального признака. В этой позиции причастие в полной мере реализует свою двойственную природу, являясь атрибутом и обозначая действие. В сочетании причастного обособленного определения и определяемого слова субстантивной группой причастие выполняет полупредикативную функцию и реализует свои глагольные свойства. Страдательное причастие потенциально образует страдательную (пассивную) конструкцию, т.е. оно потенциально способно реализовать в границах причастного оборота свою семантическую и грамматическую валентность, выражающуюся формой творительного падежа со значением активного субъекта. Управляемые падежные формы в составе причастного оборота, по выражению В.В. Виноградова, «напрягают глагольность» причастия. Кроме этого глагольное значение причастия могут усиливать компоненты с обстоятельственным значением, входящие в состав причастного оборота. Автор также полагает, что «напряжение» глагольных составляющих причастия находится в зависимости от значения определяемого слова и от значения причастной формы.

В четвертой главе «Грамматика действительного причастия» рассматриваются сочетающиеся в действительном причастии свойства глагола и имени прилагательного. Действительные причастия обладают следующими глагольными признаками. Они обладают категорией вида, которая выражается с помощью приставок и суффиксов, усиливающих его глагольную сущность. Действительные причастия обладают категорией времени, значения прошедшего, настоящего и - потенциально - будущего времени (употребление причастных форм будущего времени фиксируется некоторыми лингвистами) выражаются с помощью суффиксов. Действительные причастия обладают категорией залога. Они выражают признак предмета по действию, которое производит сам предмет, и могут выражать значение страдательного залога в форме на -ся при обязательном присутствии формы творительного падежа с агентивным

значением. Действительные причастия обладают категорией переходности/непереходности, полностью совпадающей со значением переходности/непереходности исходного глагола, и сохраняют глагольное управление. К морфологическим признакам имени прилагательного в действительном причастии относятся способность действительных причастий согласовываться с определяемым словом в роде, числе и падеже, образовывать краткие формы (редкость образования кратких форм от действительных причастий можно объяснить их высокой степенью глагольности) и аналитические степени сравнения. Действительные причастия в большей мере, чем страдательные, связаны с глаголом. Этому способствует залоговое значение действительного причастия - оно обозначает признак действующего предмета. Косвенным показателем большей глагольности действительных причастных форм может служить тот факт, что у действительных причастий начинают развиваться формы будущего времени, - таким образом, выстраивается система временных форм причастия, параллельная глагольной.

О.К. Клименко

ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. СЕМАНТИКА

2010.02.025. ЧЕРНИКОВ Н.М. ГЛАГОЛЫ ПАРТИТИВНОЙ СЕМАНТИКИ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (Новочеркас. политехн. ин-т), Кавминвод. ин-т (фил.). - Новочеркасск: Лик, 2009. - 125 с. - Библиогр.: с. 106125.

В монографии рассматриваются структурно-семантические характеристики глаголов партитивной семантики, выявляются и анализируются их текстоообразующие возможности.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе «Теоретические предпосылки исследования» автор обращает внимание на то, что в современном английском языке существует большая группа глаголов специфической семантики, практически не получившая освещения в лингвистической литературе. Характерная особенность данных глаголов, именуемых омнитивами, заключается в том, что, являясь языковым выражением философских категорий целого и части, они несут в себе возможность обозначать одновременно два или более действий, называемых партитивами. Существование таких глаголов является под-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.