ных оппозиций («духовный - телесный», «сухой - влажный» и др.), а также лексическое гнездо, образуемое праславянским глаголом *№рвН и его дериватами.
К.В. Пьянкова
2010.02.009. КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКА / Гл. ред. сер. Кубрякова Е.С.; отв. ред. вып. Болдырев Н.Н.; Ин-т языкознания РАН, Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2009. -Вып. 4: Концептуализация мира в языке. - 460 с.
В коллективной монографии проблемы концептуализации мира в языке рассматриваются как в общетеоретическом плане, так и на материале русского и нескольких европейских языков.
Вместо введения в монографии представлен расширенный вариант доклада Е.С. Кубряковой на международном конгрессе по когнитивной лингвистике в Тамбове в 2008 г. «В поисках сущности языка». В нем затрагиваются ключевые вопросы сущности языка, в том числе проблемы его функций, среди которых автор выделяет ориентирующую, или миросозидающую, функцию как единую для когниции и для коммуникации, более того, автор признает данную функцию высшей функцией языка. При этом язык понимается как средство доступа к мыслительной, ментальной, интеллектуальной и интериоризованной в голове человека деятельности, т.е. к сознанию и протекающим в нем процессам. В связи с вопросом о сущности языка автор обращается к проблеме роли языка в описаниях мира и в построении с его помощью разного рода конструкций, для чего опирается на философское направление - эпистемологический конструктивизм. Кроме того, в работе намечаются перспективы исследования языка с позиций когнитивного подхода.
Раздел первый «Теоретические аспекты языковой концептуализации» содержит две главы. В главе первой «Концептуальная основа языка» (Н.Н. Болдырев) речь идет о концептуальной системе человека и концептосфере языка, которые включают знания самого различного формата с точки зрения их структуры и содержания и служат концептуальной основой языка.
Рассматривается типология форматов знания, под которыми подразумеваются определенные формы представления знания на мыслительном (концептуальном) или языковом уровнях. Автор говорит о двух основных типах форматов знания: концептуально-простых (чувственный образ, схема, представление, понятие, про-
тотип и т.п.) и концептуально-сложных (пропозиция, фрейм, сценарий, категория, матрица и т.д.). Особое внимание уделяется концептуально-сложным интегративным форматам (категориальному и матричному форматам).
Любая категория как формат знания интегрирует различные структуры знания: 1) знание общего концептуального основания для объединения тех или иных объектов; 2) знание самих объединяемых объектов; 3) знание принципов и механизмов их объединения; т.е. может рассматриваться как определенная концептуальная структура интегративного типа. Категориальный принцип является ведущим и в языковой репрезентации знаний, в качестве прототипов которой выступают названия категорий разного уровня обобщения: базового, суперординатного, субординатного, а также названия классификационных категорий. Для исследования категориального формата знания и структуры соответствующих категорий могут быть использованы концептуально-таксономический анализ и концептуально-таксономическое моделирование.
Существенное место в концептуальной системе человека занимают многоаспектные знания, которые могут быть представлены в виде единого формата - когнитивной матрицы, являющей собой систему взаимосвязанных концептуальных областей как определенных когнитивных контекстов, необходимых для осмысления языковых единиц широкой семантики. В качестве основных методов исследования подобных форматов могут быть использованы когнитивно-матричный анализ и когнитивно-матричное моделирование.
В главе второй «Уровни концептуализации в языке» (автор -О.В. Магировская) концептуализация рассматривается как многоуровневый процесс формирования знания. В качестве основных выделяются три уровня: первичный (эмпирический), базовый (понятийный), вторичный (субъективный).
На первичном уровне объективный мир концептуализируется как совокупность множества единичных и конкретных образов предметов и явлений. В результате в сознании индивида формируются лишь первичные концепты, которые представляют собой образы воспринимаемых объектов. Дальнейшие этапы концептуализации характеризуют собственно мыслительную деятельность. На базовом уровне имеющаяся информация обобщается и создается общая классификационная система знаний. Основным типом
когнитивной деятельности на данном этапе концептуализации является понятийное осмысление. Этап вторичной концептуализации, иерархически следующий за концептуализацией базовой, характеризуется высокой степенью субъективности. На данном уровне формируется индивидуальное знание.
Раздел второй «Концептуализация в лексике» объединяет исследования на уровне собственно лексической системы, словообразования и ономастики и в соответствии с этим включает три главы. В главе третьей «Способы концептуализации в лексике» (В.Б. Гольдберг) рассматриваются различные способы активации отдельных фрагментов концептуальной сети при употреблении / восприятии слова и в процессе развертывания дискурса. Активируемые фрагменты концептуальной сети представляют собой информационные потоки, состоящие из парадигматического и синтагматического блоков. При этом типичными моделями, в соответствии с которыми формируются информационные потоки, являются иерархические (таксономическая и меронимическая) и линейные («опорный признак - траектор», семиотическая и метафорическая) модели. С точки зрения автора, фрагменты концептуальной сети, формирующиеся в соответствии с иерархическими моделями, отражают законы логического мышления, тогда как фрагменты, формирующиеся в соответствии с линейными, - отражают законы комплексного мышления. Эффективным приемом, позволяющим эксплицировать реконструкцию информационных потоков, является информационный анализ.
Глава четвертая «Концептуальные основы словообразования» (Л.В. Бабина) дает представление о концептуальной деривации, которая рассматривается как «когнитивный процесс, обеспечивающий появление новой структуры знания в концептуальной системе человека на основе уже существующих концептов и концептуальных структур» (с. 132). В частности, описываются модели и механизмы формирования значений производных слов: некоторых типов сложных слов и деноминативных глаголов. Кроме того, выделяется ряд когнитивных механизмов, обеспечивающих формирование семантики производных слов, в том числе «перспекти-визация», «соединение», «достраивание», «развитие».
Глава пятая «Концептуальные аспекты ономастики» состоит из двух частей, первая из которых «Ономастический концепт как единица знания» (А.С. Щербак) посвящена понятию «ономастиче-
ский концепт», его основным характеристикам, содержанию концепта и способам антропонимической концептуализации на материале антрополексем Тамбовской области. В части второй «Концептуализация личного пространства говорящего в антропонимах» (автор - И.Ю. Безукладова) антропонимы рассматриваются как единицы автономинации. При этом антропоним понимается как некий свернутый национально-культурный, социально и межлич-ностно значимый конструкт (с. 181). Подчеркивается особая роль различных факторов, влияющих на способы концептуализации личного пространства говорящего в русском и немецком языках.
Раздел третий «Концептуализация в морфологии» включает две главы. В главе шестой «Уровни концептуализации в морфологии» (Н.А. Беседина) вводится понятие морфологически передаваемого концепта, который рассматривается как «выраженная морфологической формой единица знания о представлении мира в языке, т.е. как единица языкового знания, передающая способ языковой репрезентации знания энциклопедического» (с. 189). Утверждается, что концептуализация в морфологии осуществляется на нескольких уровнях: на сентенциональном, включающем уровни предикативности и сказуемости, а также на уровне семантики лек-сико-грамматических разрядов слов. Особое внимание уделяется специфике и механизмам формирования морфологически передаваемых концептов времени и аспекта (вида) в категориях грамматического времени и аспекта (вида) в современном английском языке.
В главе седьмой «Интегративная концептуализация в морфологии» (А.Л. Шарандин) обсуждаются проблемы интеграции, представленной в языке, которая имеет когнитивный характер, поскольку за составляющими интегративного единства стоят определенные типы знаний, которые объективируются в языке посредством компонентов семантической структуры. При этом «интегративное единство - это единство, создаваемое взаимодействием двух типов концептов: во-первых, связанных со знаниями, полученными в результате отражения и познания действительности посредством языка, и, во-вторых, связанных со знаниями языковой системы, со знаниями языка как объекта действительности» (с. 239).
Далее предлагается выделять различные типы интеграции в рамках слова: грамматическую, семантическую, лексико-граммати-ческую интеграцию. Последний тип интеграции может происхо-
дить на двух уровнях: на уровне одной части речи - внутричасте-речная интеграция; и на уровне взаимодействия двух частей речи -межчастеречная интеграция. В качестве результата внутричасте-речной интегративной концептуализации могут рассматриваться лексико-грамматические разряды русского глагола (глаголов действия, акцидентальных, предельных, объектных, гомических, субъектных глаголов). Как результат межчастеречной интегративной концептуализации рассматриваются особые формы русского глагола.
Раздел четвертый «Концептуализация в синтаксисе», состоящий из двух глав, дает представление о влиянии познавательных процессов на распределение информации и ее понимание в рамках синтаксических структур. В главе восьмой «Концептуальные аспекты синтаксиса» (Л.А. Фурс) рассматриваются особенности процессов концептуализации в синтаксисе, связанные с многоаспектным характером категориальной основы предложения. Отмечается, что при обсуждении концептуальных основ синтаксиса наметилась тенденция соотношения процессов концептуализации с операциями конструирования (с. 286). В соответствии с этим определяются разные форматы знания, которыми оперирует человек в процессе конструирования смысла предложения, и описываются уровнево-конгруэнтный, уровнево-неконгруэнтный и модус-но-доминантный способы конструирования.
В главе девятой «Концептуализация субъекта зрительного восприятия» (И.Ю. Колесов) в центре обсуждения оказываются координаты субъекта восприятия как результаты концептуализации компонентов когнитивной сцены (наблюдателя, воспринимаемых им объектов и их признаков, а также процессов восприятия посредством зрения). При этом они составляют форматы концептуализации в отношении языковых средств и приемов, среди которых -лексически ориентированный (лексические номинации субъекта, воспринимаемых признаков объекта и т.д.) и синтаксически ориентированный форматы концептуализации (например, параметры предикативно-аргументативной структуры перцептивного предложения и текста).
В разделе пятом «Концептуализация в тексте», содержащем три главы, затрагиваются проблемы текстовой специфики формирования и репрезентации знаний. Глава десятая «Концептуализация в научном тексте» (Н.А. Кудрина) привлекает внимание к особенностям формирования и вербализации научного знания в
контексте проблем изучения научной картины мира и ее представления в языке, специфики научного текста и когнитивных аспектов терминоведения. Утверждается, что при концептуализации и описании научного явления с помощью метафор и общеупотребительных прецедентных высказываний, в которых закрепляются результаты обыденного познания и повседневного опыта человека, проявляется взаимодействие обыденного и научного знания и, следовательно, происходит некоторое совмещение научной и наивной картин мира (с. 346). В целом научная концептуализация представляет собой сложный и многоаспектный процесс, который объединяет индивидуальное и коллективное, универсальное и национально-специфическое, закономерное и случайное, а также отражает взаимодействие разных областей дисциплинарного знания.
В главе одиннадцатой «Концептуализация в поэтическом тексте» (Ж.Н. Маслова) обсуждается специфика поэтической картины мира в структурном и содержательном аспектах, а также принципы ее формирования. Исходя из вторичной природы поэтической картины мира рассматриваются подходы к анализу поэтического текста с точки зрения когнитивной поэтики, уточняются понятия метонимии, метафоры, символа, образа, а также описывается их участие в процессе порождения индивидуальных авторских смыслов. Утверждается, что поэтическая картина мира отличается от художественной картины мира в целом, в ней происходит концептуализация эмоциональной сферы, переживаний человека. Проекции индивидуального чувственно-эмоционального опыта могут быть обобщены и типизированы, и на их основе может быть выявлена динамика развития творческого сознания, а также универсальные и национальные черты.
В главе двенадцатой «Концептуализация пейзажа в художественном тексте» (В.Н. Левина) показаны способы концептуализации пейзажа, связанные с особенностями его восприятия, выделяются базовые элементы пейзажной картины мира, анализируется роль метафоры в пейзажных описаниях. Пейзажная единица предстает как сложный композиционный компонент художественного текста, в котором отражается национальное сознание, менталитет русского человека.
М.В. Томская