Научная статья на тему '2010. 01. 042. Влияние поддержки банков на государственные Финансы зоны евро. The impact of government support to the banking sector on Euro area public Finance // Monthly Bull. Of ECB. - Frankfurt A. main, 2009. - n 7. - mode of access: http://www. ECB. Int/pub/pdf/mobu/mb200907 en. Pdf'

2010. 01. 042. Влияние поддержки банков на государственные Финансы зоны евро. The impact of government support to the banking sector on Euro area public Finance // Monthly Bull. Of ECB. - Frankfurt A. main, 2009. - n 7. - mode of access: http://www. ECB. Int/pub/pdf/mobu/mb200907 en. Pdf Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 01. 042. Влияние поддержки банков на государственные Финансы зоны евро. The impact of government support to the banking sector on Euro area public Finance // Monthly Bull. Of ECB. - Frankfurt A. main, 2009. - n 7. - mode of access: http://www. ECB. Int/pub/pdf/mobu/mb200907 en. Pdf»

2010.01.042. ВЛИЯНИЕ ПОДДЕРЖКИ БАНКОВ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ЗОНЫ ЕВРО.

The impact of government support to the banking sector on euro area public finance // Monthly bull. of ECB. - Frankfurt a. Main, 2009. -N 7. - Mode of access: http://www.ecb.int/pub/pdf/mobu/mb200907 en.pdf

С осени 2008 г. страны зоны евро стали предпринимать энергичные меры по спасению своих банковских систем. «Системные банковские кризисы» могут быть определены как периоды, в течение которых финансовый сектор испытывает серьезные трудности, что затрудняет выполнение их договорных обязательств и погашение долга. Такая ситуация способствует появлению большого объема сомнительных обязательств и уменьшению объемов собственных капиталов банков.

Банковские кризисы часто возникают в результате процик-личной политики и после фазы чрезвычайно быстрого роста объема кредитов. В периоды высоких темпов экономического роста банки брали на себя высокие риски (на рынках недвижимости или на биржах), которые материализуются в момент возникновения внутренних или внешних экономических шоков. В других случаях банковские кризисы были связаны с чрезмерной зависимостью банков от краткосрочного финансирования. Именно поэтому государственное вмешательство в периоды кризисов было прежде всего направлено на восстановление доверия в финансовой системе и поддержание банковских кредитов для реальной экономики. Государство предоставило средства банкам, испытывающим трудности с ликвидностью и платежеспособностью. В обмен на это государственные органы приобретали участия в капитале банков, а иногда даже национализировали их.

Бюджетные издержки таких мер в разных странах были различными, что, в частности, зависело от используемых методов их расчета. В литературе различают три основных метода расчетов бюджетных издержек в периоды финансовых кризисов: а) прямые издержки спасения банков с учетом доходов от продажи активов финансового сектора, ранее приобретенных государством; б) потери налоговых сборов в результате снижения прибылей, доходов от продаж и потребления; в) «эффекты второй очереди» (effets de

second tour), связанные с влиянием изменений цен активов на реальное потребление и сальдо государственных бюджетов.

Согласованный план действий по стабилизации финансовой системы в зоне евро, принятый 12 октября 2008 г., предусматривал, что правительства стран-членов могут принимать следующие меры:

• предоставление государственных гарантий межбанковским займам и новым финансовым инструментам, эмитированным банками;

• увеличение собственных капиталов (рекапитализация) финансовых институтов, испытывающих трудности;

• увеличение гарантий для банковских вкладов физических

лиц;

• введение механизмов «облегчения» портфелей активов.

Все эти меры дополнялись вливанием ликвидности, одобренным Европейским центральным банком (ЕЦБ).

Чтобы обеспечить сопоставимость данных о бюджетных дефицитах и государственном долге стран зоны евро, Евростат (Eurostat) разработал методологию учета мер, принимаемых в период финансового кризиса, на базе европейской системы национальных счетов (systеme еигорееп des comptes nationaux, SEC 95). Кроме того, Евростат создал Комитет денежной и финансовой статистики и учета платежного баланса (СМББ), в состав которого вошли представители национальных органов статистики, центральных банков, ЕЦБ и Еврокомиссии. Евростат сформулировал принципы регистрации различных государственных мер поддержки банковского сектора.

Некоторые страны зоны евро (Италия, Кипр, Словения, Словакия) вообще не предпринимали никаких мер по поддержке банков, тогда как другие осуществляли масштабные меры. Государственное вмешательство, связанное с поддержкой финансового сектора, на середину мая 2009 г. привело в зоне евро к росту государственного долга до 3,3% ВВП, в том числе в Бельгии - до 7,4, в Люксембурге - до 8,3 и в Нидерландах - до 18,2%. Помимо прямого влияния на бюджетный дефицит и государственный долг, договорные обязательства государства оцениваются в 7,5% ВВП зоны евро. Потенциальные бюджетные риски особенно высоки в странах, которые поддерживают систему государственных гарантий.

Государственная поддержка банков позволяет повысить стабильность финансовой системы. Но за это приходится платить определенную цену, поскольку государство берет на себя значительные бюджетные издержки и кредитные риски. Динамика доходности (процентных ставок) государственных займов стран зоны евро свидетельствует о том, что восприятие инвесторами платежеспособности этих стран изменилось. С конца сентября до конца октября 2008 г., когда правительства стран зоны евро стали принимать энергичные меры в поддержку банковского сектора, премии за свопы кредитного дефолта (credit default swaps, CDS) для стран зоны евро значительно возросли, тогда как для европейских частных финансовых институтов они стали снижаться. Так, средние премии за CDS по государственным займам для стран зоны евро увеличились с 25 базисных пунктов (0,25%) в октябре 2008 г. до 110 пунктов (1,1%) в декабре 2008 г. и до 150 пунктов (1,5%) в конце февраля 2009 г. В мае 2009 г. они снизились до 55 базисных пунктов (0,55%). В четвертом квартале 2008 г., когда перспективы экономического роста в зоне евро ухудшились, быстро возросла доля госдолга в ВВП отдельных стран зоны евро, превысив допускаемый предел в 3% ВВП. Повышение доходности долгосрочных государственных займов вызывает беспокойство органов власти, поскольку это увеличивает дефицит госбюджета и объем госдолга, а также ограничивает возможности эмиссии долговых инструментов.

Устойчивость бюджета определяется способностью государства обеспечивать оплату своей долгосрочной задолженности. Динамика коэффициента государственного долга (т.е. его отношения к ВВП) зависит от трех основных факторов: а) от нынешнего коэффициента задолженности, связанного с прошлой бюджетной политикой; б) от коэффициента бюджетного сальдо; в) от разницы между номинальной процентной ставкой и номинальным темпом роста ВВП.

Государственная поддержка банковского сектора в форме вливания капиталов и приобретения банковских активов по рыночным ценам влияет не на дефицит, а на коэффициент задолженности, если новые эмиссии государственных долговых обязательств были необходимы для финансирования этих операций. Чистый коэффициент государственного долга увеличивается также в случае снижения стоимости активов банковского сектора, приобретенных

государством. Бюджетные издержки мер помощи банковскому сектору могут быть частично компенсированы комиссионными, дивидендами и процентами, выплачиваемыми банками государству в обмен на его поддержку.

Финансовый кризис может повлиять на устойчивость бюджетов и государственных финансов в целом через последствия для реальной экономики. Неблагоприятные макроэкономические условия способствуют быстрому накоплению госдолга, поскольку приводят к снижению налоговых поступлений в бюджет и росту бюджетных расходов на поддержание экономического роста. По недавним прогнозам Еврокомиссии, бюджетный дефицит стран зоны евро составит 5,3% ВВП в 2009 и 6,5% в 2020 г., а коэффициент государственного долга соответственно 77,7 и 83,8% ВВП. В 2009-2010 гг. в 13 из 16 стран зоны евро будет зарегистрирован бюджетный дефицит, превышающий 3% ВВП.

Л.А. Зубченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.