Научная статья на тему '2010. 01. 014. Сапронова М. А. Правительство и парламент в арабских странах (правовой статус и политическая практика). - М. : Ин-т ближнего Востока, 2008. - 248 с'

2010. 01. 014. Сапронова М. А. Правительство и парламент в арабских странах (правовой статус и политическая практика). - М. : Ин-т ближнего Востока, 2008. - 248 с Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
205
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ АРАБСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Моргунова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 01. 014. Сапронова М. А. Правительство и парламент в арабских странах (правовой статус и политическая практика). - М. : Ин-т ближнего Востока, 2008. - 248 с»

2010.01.014. САПРОНОВА М.А. ПРАВИТЕЛЬСТВО И ПАРЛАМЕНТ В АРАБСКИХ СТРАНАХ (ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА). - М.: Ин-т Ближнего Востока, 2008. - 248 с.

Книга состоит из трех глав, в которых последовательно рассматриваются: законодательная власть, порядок ее формирования и функционирования, правовой статус депутатов; институт государственной структуры арабских монархий, в том числе Совет-шура; органы исполнительной власти, особенности правового и фактического положения главы государства - президента или монарха, полномочия премьер-министра, формы парламентской ответственности правительства.

Лейтмотивом современного конституционного развития арабских стран становятся конституционные реформы, призванные отразить социально-политические реалии: возникновение новых политических сил, перераспределение полномочий между законодательной и исполнительной властью, усиление влияния ислама на государственно-правовое развитие и др. Специфика современного развития стран этого региона заключается в том, что новые элементы конституционной системы в своем большинстве создавались вне конституции, но они глубоко проникли в нее и значительно изменили ее функции по сравнению с классической конституционной моделью. Поэтому существует разрыв между конституционным регулированием и реальностью.

Процесс демократизации общественно-политической жизни в большинстве арабских стран начался с создания фасада формальной демократии, что проявилось во введении многопартийности, провозглашении свободы печати, равного и прямого избирательного права, расширении законодательных полномочий парламентов и т. д. В это время во многих странах были приняты новые конституции (в 1996 г. в Алжире и Омане, в 1991 г. в Йемене, в 1998 г. в Судане, в 2002 г. в Бахрейне, в 2003 г. в Катаре и др.) или внесены существенные поправки в действующие основные законы (поправки 1990 г. в конституции Ливана, Туниса, Египта и др.); были приняты новые законы о выборах на многопартийной основе, о прессе, о политических партиях и т.д. Основы правового статуса политических партий определяются новыми конституционными нормами. Однако эти законы носят специфический характер и отличаются от

законов в развитых демократических странах, так как нацелены на всевозможное ограничение свободы образования новых политических партий. Важно отметить, что даже в тех арабских республиках, где многопартийная система существует уже давно, отсутствуют юридические гарантии конституционной свободы партий: действия контролирующих политические партии государственных органов (отказ в регистрации партии, приостановление ее деятельности или роспуск) не всегда могут быть обжалованы в судебном порядке.

Несмотря на существование многопартийности, механизм управления продолжает сохранять преимущественно однопартийный характер в силу того, что как центральные, так и местные органы власти и управления практически контролируются проправительственными партиями, сохранившими доминирующую роль в обществе и поддерживающими эту роль с помощью текущего законодательства.

В системе государственных органов арабских республик и тех монархий, где они существуют (Бахрейн, Иордания, Марокко, Кувейт) законодательные органы занимают второстепенные места, значительно уступая главе государства и правительства. Слабость законодательных органов объясняется сложившимися традициями сильной единоличной власти главы государства, практически полным отсутствием навыков и принципов парламентаризма, отсутствием развитой партийной системы и законодательно закрепленного правового статуса оппозиции.

Кроме того, на положении парламентов в арабских странах влияют мусульманские традиции принятия решений путем согласования, большая роль консультативных органов при президенте, которые иногда выступают в роли противовеса законодательного органа. При этом конституционные нормы ставят эти органы на второе место после исполнительных органов.

К числу специальных полномочий президента в отношении парламента относятся следующие:

- право досрочного роспуска законодательного органа и назначения новых парламентских выборов;

- право законодательной инициативы и право направления в парламент своих посланий по любым вопросам государственной

жизни, причем законопроекты, внесенные от имени президента, имеют приоритетный характер;

- право отлагательного вето.

Президент контролирует депутатский корпус и через механизм партийной дисциплины, являясь лидером правящей партии (в Тунисе, Сирии. Египте, Алжире).

А.И. Моргунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.