ние темпов экономического роста, который составлял до 2008 г. 5% в год (с. 92).
Другие факторы также могут способствовать изменению тенденции. С одной стороны, некоторые европейские страны начинают усиливать ограничения доступа на свои рынки труда, и, возможно, мигранты будут стремиться устраиваться недалеко от своих родных стран. С другой стороны, в связи с уменьшением рождаемости в Польше в 1980-х годах численность молодежи, способной и стремящейся уехать за границу, также сократится.
Сокращение притока мигрантов в Великобританию уже отразилось на активности в строительстве, сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе, которые испытывают нехватку иностранной рабочей силы. Это явление означает зарождение новой тенденции, а именно «супермобильности», в соответствии с которой работники временно приезжают в страну, затем выезжают обратно в свою страну происхождения. По данным ОЭСР, от 20 до 50% иммигрантов покидают принимающую страну через пять лет после своего приезда.
С.Н. Куликова
2009.04.054. ПЕРРЕН-ЭН Ж. ЗАНЯТОСТЬ ИММИГРАНТОВ ВО ФРАНЦИИ.
PERRIN-HAYNES J. L'activité des immigrés en France // Problèmes écon. - P., 2009. - N 2964. - P. 45-47.
На иммигрантов, проживающих во Франции, в 2007 г. приходилось 8,6% экономически активного населения страны. 67% иммигрантов в возрасте 15-64 лет имели рабочее место или находились в поисках работы (соответствующий показатель для коренного населения - 70%). Уровень занятости женщин-иммигранток не ниже, чем женщин, являющихся коренными жительницами - 57 против 66%. Уровень занятости иммигрантов-мужчин выше, чем мужчин - коренных жителей, но здесь разрыв небольшой - 78 против 74%.
Среди иммигрантов из Португалии (в сравнении с коренными жителями) уровень занятости сравнительно высок, особенно в возрастных категориях до 23 и после 57 лет. Только в возрасте 2535 лет женщины, прибывшие из Португалии, менее экономически активны, чем женщины, являющиеся коренными жительницами.
Занятость среди иммигрантов из Испании, африканских стран или из Камбоджи, Лаоса, Вьетнама в среднем ниже, чем среди коренных жителей, но к 40-50 годам уровень их экономической активности приближается к уровню экономической активности неиммигрантов и превышает 80% (с. 45). Иммигранты родом из стран Магриба и Турции в целом менее экономически активны, чем местное население. Среди первых имеют работу 2/3, а среди вторых -половина.
В 2007 г. 361 тыс. иммигрантов старше 15 лет были безработными. Таким образом, иммигранты составляют 16% безработных в стране. По официальным данным, наличие диплома не является защитой от безработицы. Четверть экономически активных иммигрантов имеют диплом, однако в целом уровень безработицы среди иммигрантов в два раза выше, чем среди коренного населения Франции (15,25 против 7,3%) (с. 46). Этот разрыв отчасти объясняется разницей в квалификации: иммигранты в большей степени заняты неквалифицированной или малоквалифицированной работой и в связи с этим в большей степени подвержены безработице.
Женщины-иммигрантки в большей степени, чем мужчины, затронуты безработицей: из них не имеют работу 17,3%, против 13,5% среди мужчин (с. 46). Молодым иммигрантам труднее найти работу, чем взрослым. Уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-24 лет составляет 28% против 13% среди лиц 50 лет и старше. Уровень безработицы среди иммигрантов с возрастом сокращается, но остается более высоким по сравнению с аналогичными возрастными категориями коренного населения. Иммигранты из стран - членов ЕС в меньшей степени подвержены безработице, чем иммигранты их других стран.
При одинаковых профессиональной квалификации и дипломе об образовании иммигранты чаще остаются без работы, чем коренное население. В отличие от этого при отсутствии диплома уровень безработицы среди иммигрантов не сильно отличается от аналогичного показателя для других категорий населения, не имеющих диплома. Среди экономически активных иммигрантов в возрасте 30-64 лет в три с половиной раза больше тех, кто не имеет никакого диплома об образовании, по сравнению с экономически активными коренными жителями (37 против 12%). Однако доля иммигрантов с дипломом о высшем образовании приближается к
аналогичному показателю среди местного населения (25 против 29%). С 1990 по 2005 г. уровень образования экономически активных иммигрантов заметно вырос. В 1990 г. только 12% экономически активных иммигрантов в возрасте 30-64 лет имели диплом о высшем образовании. В то же время доля иммигрантов, не имеющих никакого образования, сократилась с 57 до 37% (с. 46).
В 2007 г. 57% иммигрантов старше 15 лет (экономически активных или неактивных) имели работу, в том числе 68% мужчин и 47% женщин (с. 46). Хотя уровень занятости женщин-иммигранток в возрасте 15-64 лет возрос с 35% в 1990 г. до 47% в 2007 г., он остается ниже, чем соответствующий показатель для женщин, принадлежащих к коренному населению. Иммигранты занимают в основном должности рабочих и служащих. 46% мужчин-иммигрантов являются рабочими; среди мужчин-неиммигрантов таких 35%. Мужчины-иммигранты в основном занимают неквалифицированные рабочие места.
Треть работающих женщин-иммигранток находятся на должностях, не требующих квалификации, против только 1/5 среди женщин-неиммигранток.
Иммигранты, как и остальное занятое население, в основном трудятся в сфере услуг (73% иммигрантов против 75% коренных жителей) (с. 47). В некоторых видах деятельности (химчистка, домашняя прислуга, охранные предприятия) более 20% рабочей силы составляют иммигранты. Очень значительна доля иммигрантов в строительстве: 16% рабочей силы против 8% в целом во всех сферах экономической деятельности. Вне зависимости от социально профессиональной категории женщины-иммигрантки чаще работают на условиях частичной занятости: 34 против 28% среди женщин-неиммигранток (с. 47).
С.Н. Куликова
2009.04.055. ДЕСОНЕ С. К ВОПРОСУ О НЕХВАТКЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В КИТАЕ В БУДУЩЕМ.
DESAUNAY C. Vers une pénurie de main-d'oeuvre en Chine? // Futuribles. - P., 2008. - N 347. - P. 81-82.
В Китае насчитывается около 800 млн. трудящихся - это самый большой рынок рабочей силы в мире. Однако в последние годы в стране появилось мнение о возможной нехватке экономически