Научная статья на тему '2009. 04. 050. Баум Б. Подъем и упадок кавказской расы: политическая история расовой идентичности. Baum B. The rise and fall of the caucasian Race: a polit. History of racial identity. - N. Y. ; L. : new York univ.. Press, 2006. - x, 343 p'

2009. 04. 050. Баум Б. Подъем и упадок кавказской расы: политическая история расовой идентичности. Baum B. The rise and fall of the caucasian Race: a polit. History of racial identity. - N. Y. ; L. : new York univ.. Press, 2006. - x, 343 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
375
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / "КАВКАЗСКАЯ РАСА"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 04. 050. Баум Б. Подъем и упадок кавказской расы: политическая история расовой идентичности. Baum B. The rise and fall of the caucasian Race: a polit. History of racial identity. - N. Y. ; L. : new York univ.. Press, 2006. - x, 343 p»

ЭТНОЛОГИЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

2009.04.050. БАУМ Б. ПОДЪЕМ И УПАДОК КАВКАЗСКОЙ РАСЫ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РАСОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. BAUM B. The rise and fall of the caucasian race: A polit. history of racial identity. - N.Y.; L.: New York univ. press, 2006. - X, 343 p.

Ключевые слова: расовая идентификация, политическая история, «кавказская раса».

Исследование профессора политологии университета штата Британская Колумбия посвящено истории понятия «кавказская раса» в политической истории расовой идентификации. Очевидно, что понятие «кавказцы» неоднозначно. Существуют кавказцы как народы Кавказского региона, например, грузины, дагестанцы, чеченцы, черкесы, осетины и другие, которые являются представителями кавказской (или европеоидной) расы. Это обозначение расового типа появилось в конце XVIII в. и сохраняется до начала XXI в. Соотношение основных значений термина - «конкретные народы» и «европеоидная (белая)» раса - на протяжении более двух столе -тий изменялось в силу различных исторических причин. За время своего существования теория кавказской расы переживала периоды подъема и упадка, причины которых и исследует американский ученый.

Ранние упоминания XIII-XV вв. о народах, населявших Кавказский регион, были связаны с работорговлей, которой занимались генуэзские и венецианские купцы. В юридических документах США XIX-XX вв. понятие «кавказская раса» применялось как синоним «европеоидная» для признания «белыми» выходцев не только из Европы, но и из азиатских стран, в частности Индии и Ближнего Востока. Законодатели подчеркивали, что именно термин «кавказская раса» является наиболее приемлемым как обладающий вескими научными основаниями и вместе с тем соответствующий практическим задачам разработки закона о натурализации иностранцев в США.

Боевые действия в Чечне в начале постсоветского периода истории России обозначили, как считает автор, новый этап сомнений в европеоидности кавказцев и включение их в категорию «черных». Таким образом, история кавказской расы представляет собой

скорее историю «политики расы» или расизма, а сама раса выступает не столько биологической категорией, сколько социальной и политической конструкцией в более общем контексте целенаправленного формирования социальных идентичностей. Расовая идентичность служит способом интерпретации положения индивида в современном обществе. Она служит и для обоснования угнетения и социальной стратификации, и для различных форм антирасистской политики.

В главе «До "кавказской расы"»: предшественники расизма в 1000-1684 гг.» автор анализирует ранние формы общественной стратификации в соответствии с так или иначе выраженными различиями людей. Жесткое структурирование общества по принципу этноцентризма существовало уже в Древней Индии, Китае, Египте, Греции, Риме.

Становление научной системы расовой классификации человечества связывают со становлением западного общества Нового времени в результате ряда эпохальных процессов. Уже в Средние века началось постепенное осмысление Европы как особой части Евразии. С открытием и колонизацией обширных «заморских» территорий возникла потребность в обосновании интеллектуального, культурного, религиозного, морального, наконец, превосходства европейцев над коренным населением Америки, Азии, Африки. Изобретение расы автор связывает также с ростом и постепенным распространением в мире капиталистической экономики.

Приобретение колониального опыта позволило европейским элитам создать новую систему социальной стратификации, основанную на представлении, что люди разделены на различные типы (расы) в соответствии с наследственными физическими характеристиками, определяющими и другие - интеллектуальные и моральные -качества и способности. Эта идея оказала сильное влияние и на ученых, работавших в области «естественной истории» и биологии.

В главах «Наука эпохи Просвещения и изобретение "кавказской расы", 1684-1795 гг.» и «Обзор развития понятия "кавказская раса", 1795-1850 гг.» автор анализирует процессы развития научного интереса к расовому составу человечества, с одной стороны, и распространению бытового расизма в Европе и Северной Америке -с другой. Оба эти явления хронологически совпадали с широким

общественным признанием и утверждением универсальных идеалов свободы и равенства в мире.

Оба лика эпохи Просвещения были органичны для него в равной степени. В Европе в период перехода от феодальных отношений к капиталистическим шло становление новой системы неравенства, которая искала формы своего воплощения. Европейская колонизация предоставила правящим элитам расиализированный вариант обоснования неравенства, основанный на «естественных» различиях людей.

Наиболее глубокую разработку категория «кавказская раса» получила в работах немецкого естествоиспытателя И. Блуменбаха (1752-1840), профессора медицины университета г. Гёттинген. Его главный антропологический труд «О естественных различиях человечества» был несколько раз переиздан. В первом издании (1775) И. Блуменбах, как и К. Линней, выделил четыре основных расовых типа, хотя и по другим «границам», чем его предшественник. Спустя 20 лет, в издании 1795 г., немецкий антрополог увеличил число рас до пяти: кавказская, монгольская, эфиопская, американская и малайская (Caucasian, Mongolian, Ethiopian, American, Malay (с. 76). Человечество, по его мнению, возникло в едином центре и, расселившись по миру, под воздействием климата и образа жизни обрело свой современный исторический облик.

Основные расовые разновидности описывались Блуменбахом с точки зрения принципов эстетической гармоничности, восходивших к классической европейской античности. Кавказская раса была представлена как архетип человеческого стандарта, от которого и произошла дивергенция других рас. В своих работах начала XIX в. И. Блуменбах неоднократно подчеркивал, что в результате собственных научных усилий пришел к пониманию «символического» характера попыток прочтения «книги природы». «Кавказская раса» стала одним из широко распространенных символов научного и бытового расового дискурса первой половины XIX в. в Европе и Северной Америке.

Современник Блуменбаха немецкий философ Г. Гердер разделение человечества на расы, независимо от их количества, считал несущественным. Гораздо более важным для понимания дифференциации единого человеческого вида, с его точки зрения, было изучение культурной адаптации к окружающей среде, что и опре-

деляло специфику облика каждого народа. Кроме того, каждому из народов, согласно взглядам Гердера, был присущ особый «народный дух» (Уо1к^е181) (с. 93).

Глава «Расиализированный национализм и исчезновение "кавказской расы", 1840-1935 гг.» посвящен столетию, на протяжении которого расовая теория оказалась наиболее востребованной. В середине XIX в. из «антирасистского» по своему идейному содержанию наследия обоих немецких ученых были востребованы те положения, которые стали восприниматься как символы расизма. Понятие «кавказская раса» (европеоидная) служило воплощением идеи «белого превосходства». Появились даже попытки рассматривать расы как различные виды людей.

Вместе с тем именно в этот период все чаще возникал вопрос о различных «расах Европы». Представления о расовой неоднородности европейцев имели исторические корни в этническом разнообразии населения континента еще с эпохи Античности. Со второй половины XIX в. эти представления начали получать форму научных расовых теорий. Новые взгляды на расу были включены в получившую распространение в Европе идеологию национального государства. К этому периоду восходят, в частности, попытки создания модели мифической арийской расы как одной из составляющих официальной государственной идеологии нацистской Германии.

Вместе с тем категория «кавказская раса» полностью не исчезала, она сохраняла свое значение для обоснования глобального доминирования европейцев, «вынужденных стоять плечом к плечу против цветных орд» (с. 121). Понятие «кавказская раса» лежало в основе демаркационной границы - линии цвета - между белыми/небелыми. Одновременно теории «европейских рас» выстраивали новую иерархию внутри самой кавказской расы.

К середине XIX в. экономические и политические процессы развития европейских стран привели к «потере корней» миллионами европейцев. С 1820-х годов массовый характер приобрели миграции в Новый Свет. В 1840-е годы около двух миллионов человек пересекли Атлантику в поисках новой жизни. В целом с 1815 по 1939 г. Европу покинули более 50 млн. человек. Мигранты сохраняли расовый статус региона исхода: выходцы из Британии или Германии находились на вершине расовой иерархии, переселенцы

из «периферийных регионов»: южноевропейских, скандинавских, славянских стран - на ее нижних ступенях.

В научных расовых схемах этот процесс отразился как смена единой категории кавказской расы несколькими европеодными расовыми типами. В 1870-х годах в работах Т.Г. Гексли были выделены «светлый» и «темный» типы европеоидов. Эта схема была использована Э. Тайлором в его статье «Антропология» в Encyclopedia Britannica (11-е изд., 1911). Одновременно в статье «Этнография и этнология» (без указания автора) была использована более традиционная трехчастная классификация с выделением «Эфиопской, Монгольской и Кавказской рас». В очередном издании Encyclopedia Britannica (1922) европейцев подразделяли на «темную, или средиземноморскую, альпийскую, или арменоидную, и нордическую расы» (с. 157).

Классификация европеоидных рас вызвала критическое отношение многих известных антропологов конца XIX - начала XX в. Ф. Боас, например, незадолго до начала Первой мировой войны отрицал возможность научного обоснования какого-либо превосходства так называемой арийской и тевтонской расы, а также наличие особых пангерманских или панславянских ментальных характеристик. Тем не менее к концу 1930-х годов расистские и расиалистские идеи, уже не в виде понятия «кавказская раса», а под другими наименованиями, получили признание как среди ученых, так и в широких общественных слоях

Особое внимание автор уделил короткому, всего пятнадцатилетнему периоду в середине XX в., посвятив ему главу «Линия цвета и возрождение "кавказской расы", 1935-51». В этот короткий промежуток времени в науке о расах произошла радикальная трансформация. После двух столетий существования научного расизма со времени выхода работ К. Линнея «критическая масса» ученых выбрала позицию эгалитарного расиализма. Хотя проблема эпистемологического статуса концепции «раса» в целом и «кавказская раса» в частности так и не была решена, новые взгляды получили отражение в принятых ЮНЕСКО документах «Заявление о расе» (Statement on Race, 1950) и «Заявление о природе расы и расовых различий» (Statement on the Nature of Race and Race Differences, 1951).

Главным результатом принятия обоих документов было признание того, что «раса является не биологическим феноменом, а своего рода социальным мифом» (с. 180). В качестве основной расовой классификации была принята трехчастная схема (кавказцы, монголоиды, африканцы), фиксирующая внешние, устойчиво наследуемые признаки (цвет кожи, фактура волос, форма черепа и т.д.), которые не влияют на иные характеристики человека как единого биологического вида. Принятие политиками позиций научной объективности автор связал с растущим эгалитаризмом социальных отношений в мире (с. 191).

Однако даже в названии следующей главы - «Не такой уж добрый расиализм: "Кавказская раса" после деколонизации, 19522005» - Б. Баум постарался подчеркнуть противоречивость развития представлений о расах во второй половине XX - начале XXI в. Растущий скептицизм ученых относительно реального существования биологических рас был обусловлен успехами исследований в области генетики. Переосмысливался в связи с процессами деколонизации мировой расовый порядок, или глобальная расовая политика. Однако отказа от понятия «раса» так и не произошло, несмотря на заявление некоторых исследователей о том, что биологических рас не существует, но признающих вместе с тем объективность существования расовых классификаций (с. 218).

Концепция расы на протяжении двухсот лет была ключевым компонентом научных усилий (в области биологии, антропологии, этнологии) понять природу человеческих различий. Но хотя «раса» не только научное понятие, но также политическое и социальное, рассматривать ее только как «социальный конструкт» невозможно, поскольку она имеет неопровержимые биологические основания.

Очевиднее всего концепция расы раскрывается в социальных и политических процессах расиализации, или целенаправленном создании рас, хотя отрицать существование таких естественных различий между людьми, как цвет кожи, черты лица, фактура волос и т.д., также невозможно. В результате специальных исследований выявляются различия по группам крови, форме черепа и другим характерным особенностям. Тем не менее, как считает автор, расовые различия не «открывают», их создают в соответствии с историческими потребностями элит в выстраивании иерархических

взаимоотношений различных групп общества, которые наделяются «расовыми чертами».

«Расиализированные идентичности» обычно включают и культурную составляющую: обычно это не просто различающиеся стереотипы повседневной жизнедеятельности, но и уровень образования, доходов, социальный статус в целом. Представления о расах в историческом контексте формируются не только системой «власть - подчинение», но и получают широкое бытовое и специальное научное осмысление. Различные виды научных расовых классификаций, созданных в таких дисциплинах, как анатомия, антропология, этнология, на основе объективно существующих естественных различий в не меньшей степени отражают политические, социальные, культурные влияния своего времени (с. 14).

Расовые воззрения в обществе меняются тогда, когда заканчивается целостный цикл развития научного, политического и бытового расового дискурса и ему на смену приходит другой. Так, для современного этапа осмысления расовых проблем одним из ключевых факторов стали масштабные миграции населения и их последствия.

Специальная глава «Где "кавказцы" означает "черные"; раса, нация и Чеченские войны» посвящена расовым проблемам российской истории. Собственно Кавказский регион одновременно и связан с историей мифа о «кавказской расе», и отстранен от него. Немецкий врач и антрополог И. Блуменбах сформулировал понятие «кавказская раса» непосредственно на кавказских антропологических материалах. Ученый считал Кавказ прародиной человечества, а в народах, проживавших в регионе, особенно черкесах и грузинах, видел эталон внешнего облика белой расы, именно поэтому назвав ее «кавказской».

Однако уже в XIX в. далеко не все европейские ученые относили народы Кавказа к «кавказской», или европеоидной расе. Ее представителями считали скорее западных и северных европейцев, нежели грузин, чеченцев, дагестанцев, армян, народы Северной Африки, Индии и Среднего Востока.

В 30-50-е годы XX в. европейские ученые вернули народы Кавказа в категорию европеоидной, или «кавказской расы». В России на рубеже XX-XI вв. кавказское население в бытовом расистском дискурсе получило статус «черного», что связывается авто-

ром с началом военных действий в Чечне. Применение расового термина в осмыслении этого конфликта свидетельствует, разумеется, не о новом повороте в истории расовой теории, а об активных процессах расиализации в регионе - формировании категории «ра-сово отличающихся других».

Народы, послужившие европейским ученым XVIII в. эталоном белой европеоидной расы, у себя на родине через полтора столетия получили статус «черных». Истоки этого переосмысления обусловлены несколькими историческими причинами. Главные из них - продолжительное противостояние христианства и ислама в Кавказском регионе Евразии; более чем двухвековая борьба кавказских народов против имперского российского и советского господства; постсоветская политическая борьба за статус России и новых государств Кавказа в Европе и Азии; наконец, военное противостояние на Северном Кавказе, связанное с утверждением новой государственной российской идентичности в регионе.

Кавказ на протяжении всей своей истории был крупнейшим евразийским перекрестком христианства, ислама, персидской цивилизации, российского империализма. Кроме того, коренное население характеризуется лингвистической и этнической пестротой и многообразием. В регионе проживает более пятидесяти народов различных языковых семей. В Закавказье христианство стало государственной религией раньше, чем где-либо в Европе: в 313 г. в Армении и в 330 г. в государственном образовании на территории современной Грузии.

Персидское влияние было доминирующим в регионе в V-VI вв., в VII в. началось проникновение ислама, утвердившегося на Северном Кавказе спустя тысячелетие - в XVII-XVIII вв. В Чечне и Дагестане ислам стал идеологической основой сопротивления российской экспансии на Кавказе. Начало ему было положено казачьими набегами в XVI в. Регулярное массовое продвижение России в регион началось в 1783-1824 гг., после того как Россия гарантировала Грузии Георгиевским договором 1783 г. территориальную целостность и защиту от исламского вторжения.

Историческое наследие по-разному проявило себя в постсоветский период. Ислам, как и раньше, зачастую служит основой идентичности северокавказских народов. Трудно объяснить, почему многие из них стали частью современного российского государ-

ства, тогда как воинственные чеченцы вновь попытались отстоять свою независимость (с. 223). В Закавказье восстановили свою государственность Азербайджан, Армения и Грузия, причем кавказцы-христиане грузины заняли наиболее жесткую антироссийскую позицию.

История русско-кавказских отношений во многом определяет представления и предрассудки современных русских относительно современных кавказцев. В русской литературе XIX в. северокавказ-цев нередко представляли своего рода «дикарями». Воинственность и бесстрашие, но вместе с тем и вероломство, крайнюю жестокость, склонность к грабежам и убийствам приписывали чеченцам генерал Ермолов (1777-1861) и его соратники (с. 228).

Более высокий статус в этнической иерархии коренных жителей Кавказа у русских занимали закавказские христиане, грузины и армяне. Русские ценили коммерческую предприимчивость армян, занимавших доминирующие позиции в региональной торговле. Большим уважением пользовались представители знатных грузинских фамилий за их храбрость и мужество.

Антиисламские предубеждения русских в постсоветский период были усилены военными действиями в Чечне и Таджикистане. Кроме того, в постсоветской России представления о криминальных склонностях кавказцев связаны с деятельностью так называемой этнической чеченской мафии, хотя численность в ней кавказцев в целом и чеченцев в частности невелика. Преступления представителей этих народов составляют лишь небольшую часть от общих показателей преступности по России.

В России в настоящее время проживает 18-20 млн. мусульман-суннитов. Большая их часть сосредоточена на Северном Кавказе и в Волжско-Уральском регионе, завоеванном Россией в XVI в. Среди русских националистов принято представлять Россию своего рода «благородным крестоносцем» в этом регионе Евразии, где исторически сформировалась одна из крупнейших контактных зон взаимодействия христианства и ислама.

Исторические представления европейцев XIX в. о русских и кавказцах также развивались в рамках расиализированного дискурса той эпохи. Статья о Кавказе в Encyclopedia Britannica (1853), вышедшей в начале Крымской войны, отражала европейские представления о коренном населении региона - черкесах, грузинах,

имеретинцах - как «красивейших народах, представители которых были высокими стройными людьми и обладали правильными чертами лица и выразительными глазами» (с. 227). Распространенным занятием местного населения была торговля, но она оказалась в значительной степени подорванной в связи с вторжением русских, «лишь частично цивилизованной нации», как сообщалось в той же статье.

В 1930-1970-х годах советские антропологи, согласно статье «Расы человека» (Н.Н. Чебоксаров) в Большой советской энциклопедии (1978), классифицировали кавказцев и славян как разные расовые типы в составе большой европеодной расы. В отличие от принятого в англо-американской традиции обозначения европеоидной расы в целом как «кавказская», в советской науке определение «кавказоидный или арменоидный тип» относился лишь к одному из ее подразделений. Процессы расиализации кавказцев, то есть попытки представить их как расово-дистанцированных «других», начались в условиях постсоветских изменений. Либерально-демократическая рыночная экономика оказалась тяжелым испытанием для большинства россиян. Важнейшей причиной того, что «темный имидж» кавказских народов, уже существовавший в истории России, оказался вновь актуализированным, автор связывает с ведением военных действий в Чечне.

Т. Б. Уварова

2009.04.051. ДАКОСТА КМ. СОЗДАВАЯ МУЛЬТИРАСИАЛИЗМ: ГОСУДАРСТВО, СЕМЬЯ И РЫНОК В ПЕРЕМЕЩЕНИИ ЛИНИИ ЦВЕТА.

DACOSTA K. M. Making multiracials: State, family a. market in the redrawing of the color line. - Stanford (Cal.): Stanford univ. press, 2007. - XV, 259 p. - Bibliogr.: p. 251-259.

Ключевые слова: США, афро-американские исследования, современная расовая идентичность.

В работе профессора Гарвардского ун-та, специалиста по проблемам африканского наследия и афро-американских исследований анализируются проблемы современной расовой идентичности в США. Общий замысел, структура работы в соответствии с ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.