чении политики ЕС и собственно британской, показывает, как трудно бывает отделить эффект воздействия собственно «Брюсселя» от внутриполитических мотиваций, ведущих к изменениям.
Издатели, подытоживая работу соавторов в заключительной главе, подчеркивают, что «европеизация была постепенным, сложным и в значительной степени произвольным процессом», когда менее всего можно сказать, что решения принимались под тем или иным «нажимом наднациональных институтов Евросоюза».
Т.М. Фадеева
2009.04.036. ЧЕККИНАТО Э. КРАСНЫЕ РУБАШКИ: ГАРИБАЛЬДИЙЦЫ ОТ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИТАЛИИ ДО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
CECCHINATO E. Camicci rossi: I garibaldini dall'unita alla grande guerra. - Roma: Bari, 2007. - 376 p.
Ключевые слова: Италия, объединение Италии, гарибальдий-ское движение до Второй мировой войны, Дж. Гарибальди.
Монография Эвы Чеккинато посвящена гарибальдийскому движению в Италии. Работа написана с привлечением богатейшего мемуарного материала и документов из государственных архивов. Автор анализирует гарибальдийское движение на завершающем его этапе похода гарибальдийской «тысячи» в Южной Италии и оценивает заслуги гарибальдийцев в образовании единого итальянского государства и становлении государственного устройства Италии. «История гарибальдийского движения, - отмечает автор, -тесно переплетена со становлением итальянской государственности» (с. 166).
На протяжении последующих лет гарибальдийский элемент движения за объединение и независимость проявлял, по мнению автора, определенную непреклонность по отношению к монархическому правлению, недовольство политическими плодами объединения. «Красные рубашки», отмечает автор, представляли собой «оборотную сторону медали» дисциплинированного гарибальдий-ского движения - своего рода реакцию на попытку «одомашнить» повстанческое прошлое в рамках новой монархической реальности.
Разрыв между революционным и монархическим крылом отчетливо проявился в 1862 г., когда 25 августа гарибальдийцы выса-
дились в Калабрии. Гарибальди двинулся вглубь провинции к Ас-промонте. В местности под названием Форестами его подстерегали королевские войска. 29 августа 1863 г. Гарибальди был захвачен. В последующие дни другие гарибальдийские отряды, все еще находившиеся в Сицилии, были частично рассеяны, частично взяты в плен королевскими властями.
Второй показательный эпизод произошел пятью годами позже, когда у Ментаны находившиеся на марше волонтеры-гарибальдийцы столкнулись с папскими войсками. Сражение сразу же приняло ожесточенный характер. Гарибальдийские войска отошли к Пассо Корезе, где, сложив оружие, сдались регулярным частям итальянской армии.
После смерти Гарибальди (1882) деятельность волонтеров продолжилась. В этом ключе, по мнению автора, можно рассматривать экспедиции в поддержку независимости Греции в 1897 и в 1912 гг. Обе эти экспедиции шли вразрез с позицией, занятой итальянским правительством, которое оценило экспедиции как подрывную деятельность. К подобным попыткам относится и поход итальянских гарибальдийцев во Францию в 1914 г., в то время, когда Италия была связана Тройственным союзом и придерживалась нейтралитета. Французское правительство приняло смешанный франко-итальянский состав корпуса. Однако итальянцам было запрещено носить красные рубашки под военной формой. Частичной реабилитацией этого движения, по крайней мере в глазах общественного мнения, стал факт, что часть итальянской печати, по преимуществу националистическая, осудила гарибальдийцев, вызвав тем самым волну ирредентизма1. В частности, со страниц «Пополо д'Италия» Муссолини провозглашал, что «истинная Италия - это та, что сражается на полях Франции, она противостоит малодушию Рима, "официальной Италии" и "пророкам национальной трусости"» (с. 304).
В заключение книги автор приводит биографии тех гарибальдийцев, в которых, с точки зрения автора, раскрывается судьба наследников Гарибальди в эпоху фашизма. Некоторые из гарибальдийцев, например Камилло Марабини, отказались от своих
1 Ирредентизм - движение за присоединение к Италии населённых итальянцами территорий, находившихся под иностранным владычеством.
идеалов и приняли фашистскую диктатуру. Для них Италия Муссолини представлялась результатом завоеваний национальной революции, у истоков которой стояли Дж. Мадзини и Дж. Гарибальди. Другие не приняли диктатуру (Санте Гарибальди, Альдо Спаллич-чи, Джузеппе Кьостерджи) и предпочли эмиграцию. С падением фашистского режима именно они, подчеркивает автор, стали протагонистами политического поворота Италии к демократии.
И.Е. Эман
2009.04.037. ТУРЫГИН А.А. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. - Кострома: Авантитул, 2008. - 115 с.
Ключевые слова: Германия, историография, социальная история, методы исторического исследования, политическая история, региональная история, историческая антропология.
Реферируемая книга состоит из введения, семи глав, заключения и списка рекомендуемой литературы. В первой главе «Основные тенденции развития социальной истории в Германии на протяжении XX в.» показано, что рост интереса к социальной истории в 1960-е годы был вызван изменениями в научной и политической жизни. Социальная история, возникшая как вариант «новой исторической науки», была реакцией на традиционную историческую парадигму, выдержанную в духе позитивизма Л. Ранке. Свою роль сыграли и социально-политические условия: реформы 1960-х годов, студенческие волнения, создание новых университетов.
Социальная история Германии второй половины XX в. развивалась в двух направлениях. Первое направление представлено историками, которые «стремились исследовать "социальное" и его проявления в микроисторическом контексте, обращая внимание на ценность и значимость человеческой личности, другое - соответствовало намерениям некоторых историков исследовать "социальное" в контексте долговременных структур и надындивидуальных исторических процессов» (с. 20). Также социальные историки активно разрабатывали методологию исторической науки.
К источникам новой социальной истории Р. Турыгин относит: фолькшистскую историю, работы О. Бруннера, Т. Шидера, В. Конце, «Билефельдскую школу» социальной истории. Фолькши-