2009.04.025. МИЛАНО К. ЛЕГЧЕ БЫТЬ «ЗЕЛЕНЫМ»: РАБОЧИЕ МЕСТА В «ЗЕЛЕНОЙ» НАУКЕ.
MILANO C. It's getting easier to be green: Jobs in green science // Science careers. - April, 2009. - 5 p. - Mode of access: http://sciencecareers.sciencemag.0rg/career_magazine/previ0us_issues/a rticles/2009_04_03/science.opms.r0900069
Ключевые слова: рынок труда; «зеленые» профессии; «зеленые» рабочие места.
К. Милано - назависимый журналист из Нью-Йорка - пишет о стремительно расширяющейся сфере рынка труда, связанной с «зелеными» профессиями. Список профессий и рабочих мест, связанных с изучением и охраной окружающей среды, продолжает стремительно расширяться. Особенно это касается ученых, занимающихся вопросами выживания и здоровья людей, спасения животного и растительного мира Земли да и самой планеты. Независимо от того, что специалист изучал - физику, медицину, инжиниринг, науки о жизни или зоологию, - он имеет достаточную квалификацию для того, чтобы занять свое рабочее место в сфере экологии. Важно только выбрать проблемы, интересующие специалиста: пестициды в продуктах питания, новые возможности безотходной переработки, альтернативные способы производства электроэнергии и т.д. «Зеленые» рабочие места включают множество самых разных квалификаций - от непосредственных знаний в области наук до способностей в области связей с общественностью. Самой важной квалификацией является способность вести научные исследования в лабораториях или прямо в поле: ученые изучают специфические факторы, влияющие на загрязнение окружающей среды, ищут способы, чтобы определить их, предсказать и уменьшить негативные последствия. С помощью мониторинга и оценки различных явлений (таких, как, например, «цветение» воды, вызванное массовым ростом водорослей; изменение распределения осадков, качества воздуха; вымирание видов животных и растений) ученые намечают пути решения этих проблем. Специалисты, занимающиеся этими вопросами, должны обладать способностями разрабатывать методы и пользоваться ими. Эти методы могут быть кратковременными и локальными, как, например, в
случае с определением качества воды, так и глобальными и комплексными, как в случае с сокращением выбросов парниковых газов. Поэтому сегодня возрастает значение обучения, образования и установления связей. Поскольку общественность требует постоянной информации о новых методах и подходах в борьбе за сохранение окружающей среды, для «зеленого» специалиста важны и способности общения и умения представить необходимую информацию.
Сегодня практически каждый сегмент рынка труда связан с «зелеными» профессиями:
- наука: изучение, наблюдение и непосредственные исследования, например, Институт океанографии Скриппса (Университет Калифорнии, Сан-Диего), Институт стратегической энергии (Институт технологии Джорджии);
- промышленность: кроме рабочих мест, связанных с уменьшением промышленных выбросов и снижением потребления энергии, наиболее популярная профессия сегодня - менеджер по защите и сохранению окружающей среды (Environmental Health and Safety - EHS). В США 500 крупных корпораций проводят различные реформы, нацеленные на улучшение экологической обстановки, и остро нуждаются в специалистах такого плана. Даже такие секторы промышленности, как производство одежды, стараются использовать новые «зеленые» технологии как в производстве своей продукции, так и при строительстве своих офисов;
- государственное управление: сегодня федеральные, муниципальные органы, правительства штатов широко занимаются проблемами экологии - от вредных выбросов до очистки воды;
- некоммерческие организации: тысячи различных ассоциаций, организаций, фондов также занимаются экологией, решая правовые, научные и образовательные вопросы, проблемы, связанные с отдыхом населения. Причем эти организации могут быть как небольшими, местными, так и огромными, глобальными, действующими на международном уровне;
- квазигосударственные корпорации (частные компании, пользующиеся государственной поддержкой): предоставляют различные экологические услуги, ученые в этих корпорациях разрабатывают и экспериментируют с новыми, более чистыми источниками энергии.
Автор приводит несколько примеров успешной карьеры ученых в экологической нише. К примеру, Кэтлин Сэйс (Kathleen Sayce), ботаник, была приглашена на работу в банк в качестве специалиста по разработке критерия оценки займов. Многие ученые, обладая обширными знаниями и способностями в области математики, аналитики, могут с легкостью заниматься финансами, страхованием, брокерством и т.д. Рон Нейлсон (Ron Neilson), биогеолог, используя знания по математике и компьютерным технологиям, разработал систему моделей изменения климата, рассчитанных на период в 150 лет. Совместно с нанятыми им молодыми исследователями он также разработал биогеографические модели изменений климата, которыми сегодня широко пользуются и за рубежом. Морской биолог, аквалангист Нэнси Рабалайс (Nancy Rabalais), занимающаяся манящими крабами, получила работу в некоммерческой организации по изучению влияния нефтяных и газовых морских разработок на морскую флору и фауну. Этот список можно продолжать.
«Сегодня исключительное время для работы в сфере экологии. Мы заняты как никогда, - говорит вице-президент компании Sequence Staffing (Калифорния), занимающейся поиском экологически чистых мест и строительством сооружений, Фрэнк де Сэйфи (Frank DeSafey), - ... ограниченное количество ресурсов означает нехватку, проблемы загрязнения и возрастающую конкуренцию за землю, воду и другие природные ресурсы. Проблема становится критической» (с. 3).
Можно назвать еще множество возможностей для ученых в различных областях: для разработки восстановительных программ нужны геологи, химики-экологи, инженеры и т.д.
Ощущается нехватка специалистов по снижению выбросов парниковых газов. Эта работа превращается в профессию, так же, как в 80-е годы профессией стали информационные технологии. Каждая область экологии открывает множество дверей: агропро-мышленность, в которой переработка мусора и повторное использование воды - быстро растущие сферы; экологическое строительство. Возобновляемая энергия - другой растущий сектор, требующий специалистов в самых различных областях. В 2008 г. в США в области использования солнечной энергии работу получили 35 тыс. человек. Если Министерство энергетики сможет реали-
зовать свою цель - увеличить использование энергии ветра (20% от всей энергии) к 2030 г., то это будет означать создание 500 тыс. новых рабочих мест и потребность в таких специалистах, как экологи, климатологи и инженеры-электрики.
В заключение автор пишет, что полученные знания и высшее образование, опыт работы в исследовательских лабораториях, навыки работы исследователя дают огромные возможности в быстро развивающейся сфере - экологии.
М.П. Булавинова