ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
2009.03.040. ДЕСАИ М.А. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В ГЛОБАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ.
DESAI M.A. The finance function in a global corporation // Harvard business rev. - Boston, 2008. - Vol. 86, N 7/8. - P. 108-112.
Профессор Гарвардской школы бизнеса (США) отмечает, что в традиционной системе управления крупными фирмами США и Европы основными задачами функциональной службы финансового менеджмента являлись контроль издержек, планирование текущих затрат и внутренний аудит. Сорок лет назад в большинстве фирм не было должности главного финансиста, а штат финансовой службы состоял главным образом из бухгалтеров-контролеров. Сегодня в условиях усложнения финансовых рынков и требований к представлению учетной информации ее значение резко возросло. Превращение корпорации в глобальную расширяет функции финансового менеджмента, ставя перед ним новые задачи, связанные с необходимостью учитывать особенности структуры капитала дочерних компаний, различия экономических условий, влияние налоговых режимов, валютных, страновых рисков и т.д. При этом необходимо согласовывать финансовую политику с общими стратегическими задачами и проблемами, возникающими в разнообразной институциональной среде.
Финансовые возможности глобальных фирм зависят от институциональных и управленческих факторов, действующих в следующих важнейших функциональных сферах: мобилизация финансовых ресурсов, глобальное управление риском и глобальное планирование капиталовложений. В этих условия, поскольку глобальная компания сама по себе является рынком капитала, ей следует обращаться к этому источнику в дополнение к внешнему, решая вопросы финансирования дочерних компаний, использования их прибыли, принимая инвестиционные решения и т.д. Финансовая
служба, компетентная на глобальном уровне, должна владеть подходами к согласованию финансовых, управленческих и институциональных приоритетных задач фирмы в рамках всей совокупности деловых подразделений.
Глобальная компания может получить значительные выгоды, используя собственные, внутренние ресурсы капитала, с помощью финансовых решений, учитывающих различия в институциональных условиях функционирования, например в области налогообложения, путем тщательного планирования движения прибыли от дочерних к материнской компании, учитывая различия в условиях и стоимости кредита и т.д. Многонациональные корпорации (МНК) могут эксплуатировать свои внутренние рынки капитала таким образом, чтобы получить конкурентное преимущество в странах с более дорогостоящими или ухудшающимися условиями финансирования. Так, в период азиатского валютного кризиса 1990-х годов, когда местные компании бились за доступ к капиталу, ряд американских и европейских МНК увеличили объем финансирования своих местных филиалов, что позволило им увеличить долю рынка. В то же время политика субсидирования филиалов и репатриации прибыли должна проводиться осторожно, с тем чтобы не нанести ущерб их финансовым результатам и не подорвать мотивации менеджеров.
Существование внутреннего рынка капитала глобальной компании расширяет также ее возможности в области риск-менеджмента. Например, вместо того, чтобы управлять всеми валютными операциями, подвергающимся риску на финансовом рынке, она может нейтрализовать валютные риски с помощью собственных глобальных операций. Функционирование в глобальной среде требует значительной финансовой компетентности, в то же время стратегические задачи требуют, чтобы финансовые стимулы согласовывались с требованиями производства.
Значительные выгоды может принести совершенствование оценки инвестиционных возможностей при расширении операций на международном рынке и при выходе на него. Особенно это относится к странам с формирующимся рынком. В любом случае выполнение чисто финансовых критериев может привести к результату, противоречащему стратегическим целям компании. Имеются примеры проведения компаниями коррекции своих первоначально
определенных финансовых критериев, исходя из учета общих организационных задач. Формальные методы оценки и планирования капиталовложений, которые могут вполне добротно работать применительно к внутреннему рынку, в условиях глобализации должны быть доведены до совершенства. Необходимо также, чтобы финансовые специалисты фирмы активно сотрудничали и обсуждали потенциальные страновые риски с теми, кто их лучше всех понимает, - с соответствующими менеджерами дочерних компаний.
Чтобы обеспечить максимально эффективное использование возможностей, предоставляемых глобализацией финансовых операций, необходимо как минимум провести инвентаризацию финансового потенциала, адаптировать его к соответствующим институциональным особенностям и согласовать с организационными целями. Функция управления глобальными финансами компании должна, таким образом, совершенствоваться в следующих направлениях.
• Надлежащее географическое размещение центра принятия решений. Принятие решений в области финансов должно размещаться на том же территориальном уровне, что и другие стратегические решения. Степень централизации функции управления финансами должна соответствовать характеристике общей структуры фирмы даже в том случае, если усиление этой централизации ведет к дополнительной экономии. Фирмы со значительной централизацией управления могут иметь в центральной штаб-квартире крупные финансовые службы, диктующие свои решения всем филиалам. Такая структура позволяет использовать многие благоприятные возможности финансового арбитража без ущерба для достижения организационных целей. При децентрализованной структуре и существенных полномочиях менеджеров страновых подразделений часть финансовых решений следует воспроизводить на страновом уровне.
• Формирование профессионального штата финансистов и их ротация в глобальном масштабе. Ведущие компании осуществляют набор и ротацию финансовых менеджеров так же, как руководителей производства и маркетинга, создавая сеть профессионалов, способных работать в различных условиях. Динамичный обмен кадрами между штаб-квартирой, где сосредоточены основ-
ные таланты, и филиалами оказывается эффективным методом, особенно в сложные времена.
• Систематизация приоритетов и методов, которые могут быть адаптированы к местным условиям. Существует соблазн считать политику движения денежных средств или критерии принятия инвестиционных решений универсальными и применимыми повсеместно. Однако при таком подходе могут быть упущены благоприятные возможности, возникающие на местах. В то же время и стратегические задачи могут потребовать гибкости инвестиционного анализа. Успешные компании вырабатывают политику централизованно, понимая местные особенности и допуская модификации. В этом случае надлежащее управление требует точного установления соответствующих процедур и методов, например создания специального комитета из профессионалов-финансистов для проведения необходимого анализа.
И.Г. Минервин