2009.03.023. ЗИНОВЬЕВ Г.В. ИСТОРИЯ АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС. -Томск: Томский гос. ун-т, 2007. - 347 с.
Ключевые слова: США, Китай, Тайвань, 1949-2007 гг., американо-китайские отношения.
За последние годы тайваньский вопрос и его влияние на американо-китайские отношения привлекал лишь ограниченное внимание исследователей, несмотря на то что проблема независимости Тайваня наряду с ситуацией на Корейском полуострове без преувеличения потенциально является одной из самых опасных проблем мировой политики XXI в. Новая книга Г.В. Зиновьева призвана восполнить этот пробел. Автор детально разбирает историю американо-китайских отношений в послевоенные годы (с 1949 г. до начала нынешнего столетия), уделяя особое внимание именно тайваньскому вопросу как важнейшей теме, определяющей «перепады настроений» между двумя государствами. В приложении к монографии опубликован ряд важных документов по изучаемой проблеме.
В своей работе автор использует довольно обширный круг источников и, в частности, едва ли не впервые в отечественной литературе широко привлекает документальные материалы из архивов США, которые стали достоянием научной общественности в последнее время, а также произведения мемуарного характера. Сопоставление многочисленных воспоминаний с первичными документами дает ему возможность в ряде случаев «поправить» мемуаристов, что позволяет нарисовать более объективную картину американо-китайских отношений прошедшего полувека.
Теоретическую основу работы фактически составляет концепция «треугольника», разработанная американскими политологами для анализа советско-китайско-американских отношений в период после Второй мировой войны и восходящая к теориям геополитического характера. Автор активно применяет теорию «большого треугольника» (СССР - США - КНР), дополняя ее анализом событий, происходивших в «малом треугольнике» (США -КНР - Тайвань).
В первые месяцы после провозглашения Китайской Народной Республики США, не признавая правительство Мао Цзэдуна, предполагали тем не менее, что режим Чан Кайши (Китайская Республика) обречен, и не планировали оказывать ему военную помощь. Более приоритетной задачей казалось найти какую-либо приемлемую модель взаимоотношений с новым руководством, пришедшим к власти на материке, и предотвратить возникновение китайско-советского союза. Ситуация изменилась после начала Корейской войны. Опасаясь потерять важный стратегический пункт, каковым являлся Тайвань, США перешли к политике поддержки островного правительства; следствием этого стало заключение 2 декабря 1954 г. договора о взаимной обороне, по которому Соединенные Штаты взяли на себя обязательства по поддержанию безопасности Тайваня и Пескадорских островов. При этом американская администрация приложила все усилия к тому, чтобы предотвратить новое вторжение гоминьдановцев на материк, которое могло бы спровоцировать войну между США и КНР. В этих условиях правительство на Тайване начало постепенно корректировать свою политику, уделяя все больше внимания не восстановлению своей власти на всей территории Китая, а экономическому развитию острова.
Обострение советско-китайских отношений в конце 1960-х годов сделало возможным сближение между КНР и США. Начавшись с осторожных сигналов в 1969 г., оно уже в 1972 г. привело к визиту президента Никсона в Китай. Союзный договор с Тайванем, формально остававшийся в силе, во многом утратил свое прежнее значение. В то же время КНР и Соединенным Штатам так и не удалось заложить достаточно прочный фундамент для долгосрочного партнерства, а проблема Тайваня оказалась гораздо сложнее, чем это можно было себе представить, и осталась самым чувствительным раздражителем американо-китайских отношений на десятилетия вперед.
Дипломатические отношения между КНР и США были установлены только в 1979 г. Одновременно Вашингтон разорвал дипломатические отношения с Тайванем и вышел из союзного договора с ним. Тем не менее принципиального согласия в тайваньском вопросе достигнуто не было. Пекин не отказался от права применить силу для решения этого вопроса, а США продолжали оказы-
вать военную помощь тайваньскому правительству. В результате расчеты Дэн Сяопина на то, что Тайвань в новых условиях будет вынужден согласиться на мирное объединение по модели «одно государство - две системы» не оправдались. Однако в условиях продолжавшейся «холодной войны» наличие у Вашингтона и Пекина общих геополитических интересов помогало до поры до времени сглаживать эти противоречия.
Период наибольшей стабильности в американо-китайских отношениях пришелся на 1980-е годы, когда сторонам удалось согласовать правила игры и попутно избавиться от излишних иллюзий и завышенных ожиданий. Хотя вопрос о будущем Тайваня по-прежнему оставался неурегулированным, на этот относительно короткий период он потерял свою прежнюю остроту. Кризис разразился в 1989 г. после разгона студенческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь, резко настроившего американское общественное мнение против КНР. Позднее к этому добавился распад социалистического лагеря, а затем и СССР; с исчезновением общего противника пропал важный стимул к поддержанию конструктивного диалога между Пекином и Вашингтоном. В американо-китайских отношениях наступил период крайней нестабильности, когда даже малозначительный вопрос мог спровоцировать серьезный кризис.
На этом фоне на рубеже 1980-1990-х годов в отношениях между Тайванем и материковым Китаем наступило определенное потепление, но оно оказалось недолгим. Уже в начале 1990-х годов здесь снова стала нарастать напряженность и отношения между Пекином и Тайбэем начали быстро скатываться к опасной грани вооруженного противостояния.
Череда кризисов в отношениях между КНР и США, КНР и Тайванем продолжалась на всем протяжении 1990-х годов. Тайваньский вопрос вновь оказался в повестке дня, тем более что по мере дальнейшего экономического роста и осуществления демократических преобразований на острове усиливались и настроения в пользу независимости и самостоятельной «тайваньской идентичности», что шло вразрез с пекинской доктриной «одного Китая». Дважды, в 1995-1996 и в 1999 гг., КНР прибегала к практике устрашения и проводила в непосредственной близости от Тайваня крупномасштабные военные учения, грозившие спровоцировать вооруженный конфликт между берегами пролива, а также между
КНР и Соединенными Штатами. Основным достижением десятилетия можно признать то, что даже в самые тяжелые кризисные периоды сторонам все же удавалось не доводить дело до крайности и находить какие-либо приемлемые пути если не решения вопросов, то хотя бы минимизации ущерба.
В начале XXI в. ситуация продолжает оставаться неопределенной. На фоне относительного потепления отношений между Тайванем и материковым Китаем тайваньской стороне так и не удалось добиться существенных изменений в политике Пекина, и КНР продолжает руководствоваться принципом «одного Китая». Кроме того, она продолжает интенсивную модернизацию своих вооруженных сил, что в перспективе может привести к нарушению баланса сил в Тайваньском проливе. Сохраняется определенная напряженность и в американо-китайских отношениях: несмотря на некоторое сближение с КНР после событий 11 сентября 2001 г., США довольно настороженно воспринимают дальнейшее наращивание экономической и военной мощи Китая, не без оснований усматривая в этом вызов собственным интересам. «Можно ожидать, -делает заключительный вывод автор, - что до следующих президентских выборов на Тайване и в США в 2008 г. отношения в треугольнике Вашингтон - Пекин - Тайбэй будут продолжать двигаться по уже заданным направлениям. Если всем сторонам удастся избежать перерастания постоянно возникающих проблем в серьезный кризис, то это само по себе будет одним из наиболее благоприятных вариантов развития событий» (с. 292).
М.М. Минц