Научная статья на тему '2009. 02. 055-056. Значение для Китая торговли чаем и опиумом в XIX в'

2009. 02. 055-056. Значение для Китая торговли чаем и опиумом в XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
440
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ 19 В / ОПИУМ КИТАЙ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВЛЯ КИТАЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 02. 055-056. Значение для Китая торговли чаем и опиумом в XIX в»

ИСТОРИЯ

2009.02.055-056. ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КИТАЯ ТОРГОВЛИ ЧАЕМ И ОПИУМОМ В XIX в.

2009.02.055. ЧЖУН ВЭЙМИНЬ. Влияние торговли чаем и опиумом на экономику Китая в XIX в.

ЧЖУН ВЭЙМИНЬ. Чае, япянь маои дуй 19 шицзи чжунго цзинцзи ды инсян // Наньцзин дасюэ сюэбао. - Нанкин, 2008. - № 2. -С. 99-113, 143. - Кит. яз.

2009.02.056.ФУ ЦЗЮАНЬ. О влиянии легализации торговли опиумом на запрет на курение опиума в Китае в Новое время.

Фу Цзюань. Лунь япянь маои хэфахуа дуй чжунго цзиньдай япянь ды инсян // Сычуань шифань дасюэ. - Чэнду, 2006. - № 6. - С. 132135. - Кит. яз.

Торговля чаем и опиумом оказала огромное влияние на экономику и общество в Китае в XIX в., пишет Чжун Вэйминь (055) (Университет Цинхуа, Пекин), но у китайских ученых нет полного единства в оценке этого влияния, при том что гораздо больше внимания обращается на торговлю опиумом.

По мнению некоторых ученых, значительное расширение объемов торговли чаем и опиумом в XIX в. привело к нарушению равновесия не только в торговле, но и в экономике Китая и, более того, нарушило равновесие в социальной и политической сферах жизни китайского общества. По автору, это мнение может быть признано верным только наполовину, а именно в той его части, что касается торговли опиумом.

Торговля чаем, при его очень высокой товарной стоимости, способствовала улучшению производства и товарной структуры в Китае, но в целом она оказала довольно ограниченное влияние на состояние китайского общества и экономики.

Общее в значении торговли чаем и торговли опиумом для истории страны состояло в их стимулирующем влиянии на развитие товарного хозяйства, различие же заключалось в том, что торговля чаем оказывала прогрессивное влияние на развитие китайского общества и экономики, тогда как торговля опиумом - регрессивное, и оно было намного сильнее.

Автор рассматривает поставленную проблему, опираясь на изучение влияния торговли чаем и опиумом на финансы Цинской империи. Со времен древности, пишет он, основу финансовых поступлений в государственную казну составляли земельный налог и налоги на продукты питания.

В период правления династии Цин (1644-1911) при устойчивом росте земельного налога его доля в общем объеме налоговых поступлений постоянно сокращалась, поскольку ввелись новые налоги, в том числе таможенные пошлины на иностранные товары и таможенные сборы с товаров, перевозимых внутри страны («ликин»).

Производство чая при династии Цин росло очень быстрыми темпами, расцвет торговли чаем способствовал развитию местной экономики и разрешению финансовых трудностей на местах, рост местных торговых перевозок увеличивал объем финансовых поступлений в местную казну. В 1864 г., по оценке губернатора провинций Хунань и Хубэй, около 70% финансовых поступлений, находившихся в распоряжении местной власти, составляли налоговые сборы с торговли чаем (055, с. 100).

Для финансов центрального правительства сбор экспортной пошлины на чай также имел чрезвычайно важное значение. По данным из архивов Ост-Индской компании, в 1817-1833 гг. стоимость экспортировавшегося из порта Гуанчжоу1 чая составляла 60% от общей стоимости китайского экспорта (055, 100).

После «опиумной» войны 1840-1842 гг. до конца XIX в. чай устойчиво занимал первое место среди товаров китайского экспорта, в отдельные годы стоимость экспортируемого чая достигала 80% от общей стоимости китайского экспорта (055, с. 100).

Расцвет торговли чаем в XIX в. подтолкнул развитие товарного хозяйства во внутренних районах страны. В результате быстрого роста экспорта чая и рыночного спроса на него в этих районах развивались выращивание и производство чая, росли объемы и ассортимент чайной продукции. Возникли новые формы торговли чаем, появились китайские торговцы, выступавшие в роли торго-

1 Гуанчжоу - до 1842 г. единственный порт, открытый цинскими властями для торговли с иностранцами. - Прим. реф.

вых посредников между китайскими производителями чая и иностранными торговцами, занимавшимися его экспортом.

Однако в конце XIX в., в связи с ростом экспорта других китайских товаров (например, шелка и изделий из шелка) и конкуренции на западных рынках с индийским и цейлонским чаем, экспорт китайского чая уменьшился. В последнее десятилетие XIX в. стоимость экспортируемого чая составляла менее 30% от общей стоимости китайского экспорта, а к началу ХХ в. - менее 10% (055, с. 100).

После «опиумной» войны 1840-1842 гг. Англия начала ввозить в Китай во все возрастающем количестве опиум, но лидирующее положение чая в китайском экспорте позволяло Китаю все еще сохранять профицит внешнеторгового баланса и в основном компенсировать вызванный импортом опиума огромный отток серебра из Китая.

В результате повышения цинским правительством экспортной таможенной пошлины на чай и ослабления конкурентоспособности китайского чая на международном рынке в конце XIX в. произошло быстрое уменьшение доли экспортируемого чая в общей стоимости китайского экспорта. В 1867 г. она составляла 59,7%, в 1893 г. - 26,2% (055, с. 104).

Очевидно, что цинское правительство должно было всемерно поддерживать производство чая как одну из наиболее перспективных в то время отраслей китайского производства, но оно не проявило такого стремления. Напротив, установленные правительством сборы на внутренних таможенных заставах мешали китайским торговцам вести торговлю чаем, вели к уменьшению объема производства и переработки чая, вызывали снижение его изначально высокой товарной стоимости, рост которой заметно отставал от темпов роста таможенной пошлины на чай.

Появление к концу XIX в. новых чайных плантаций в Индии и на Цейлоне привело к постепенному сокращению объема поставок китайского чая на международный рынок, китайская торговля чаем пришла в упадок, что сопровождалось наступлением товарного дефицита, ухудшением экономической обстановки и углублением кризиса в стране.

Опиум на протяжении XIX в. был бедствием для Китая, для его экономики и общества. Опиум как наркотик вначале появился благодаря усилиям англичан, стремившихся таким образом по-

крыть дефицит в торговле с Китаем, откуда вывозились пользовавшиеся большим спросом на западных рынках китайские товары (чай, шелк и шелковые изделия, шелковые коконы).

Китай не нуждался в английских товарах, и англичанам приходилось расплачиваться за импорт из Китая серебром. Главный английский товар - хлопчатобумажные ткани, не имел доступа на внутренний китайский рынок. Это заставило английских купцов прибегнуть к трехсторонней торговле: английские хлопчатобумажные ткани продавались в Индию, опиум из Индии продавался Китаю, китайский чай импортировался в Англию.

До «опиумной» войны 1840-1842 гг. цинское правительство проводило политику запрета ввоза опиума в страну, но чем больше ужесточались запретные меры, тем более возрастала контрабандная торговля опиумом. В 1821-1827 гг. в Китай было ввезено 9708 ящиков опиума, за период с 1836 по 1839 г. ввезено 35 445 ящиков (055, с. 101). После «опиумной» войны произошло дальнейшее увеличение контрабандного ввоза опиума. За 1840-1858 гг. количество ввезенного только через порт в Шанхае опиума приблизилось к общему количеству ввезенного в страну опиума до войны. Если общая стоимость поступившего через порт в Шанхае импорта составляла 12 млн. 260 тыс. лянов1, то стоимость импортируемого опиума - около 72% от общей суммы (там же).

Поступления от импортных таможенных пошлин на опиум и внутренних таможенных сборов («ликин») были важной часть финансовых доходов цинского правительства. Во второй половине XIX в. импортные пошлины на опиум составляли львиную долю таможенных пошлин, что отчетливо отражало превращение Китая в полуколонию.

При бессилии запретных мер контрабандная торговля опиумом приносила огромные потери государственной казне, под давлением Англии в 1858 г., после второй «опиумной» войны, цинское правительство пошло на легализацию торговли опиумом.

Последствием стал неограниченный ввоз в страну в огромных количествах опиума и превращение импортной пошлины на опиум в главную статью таможенных сборов. По данным ежегодных отчетов таможни, после 1862 г. импортные пошлины на опиум

1 Лян - мера веса, равная 50 г. - Прим. реф.

держались на уровне 1 млн. лянов серебра, в период 1874-1882 гг. -составляли свыше двух млн. лянов, и достигли пика в 1888 г., когда они составили 2 млн. 500 тыс. лянов (055, с. 102).

Согласно заключенному между Англией и Китаем договору об упорядочении торговли между двумя странами, помимо взимаемой импортной таможенной пошлины на опиум, китайские торговцы, занимавшиеся сбытом опиума на внутреннем рынке, были обязаны платить таможенную пошлину в размере 30 лянов за каждые 100 цзиней1 опиума на каждой встречавшейся при перевозке опиума таможенной заставе («ликин»).

Англичане считали такой порядок очень невыгодным для торговли опиумом и постоянно выступали против него. Впоследствии обе стороны пришли к соглашению, по которому после одновременной уплаты «ликина» при прохождении через таможню опиум можно было свободно сбывать на всей территории Китая.

По принятым с 1887 г. правилам в государственную казну отходили не только импортные пошлины на опиум, но и остававшиеся ранее в распоряжении местных властей сборы на таможенных заставах во внутренних районах страны, что значительно увеличило объем финансовых поступлений центрального правительства. Ежегодные поступления от сбора «ликина» на торговлю опиумом составляли свыше 3 млн. лянов и достигли пика в 1888 г., составив 6 млн. 500 тыс. лянов (055, с. 102).

Оттенок насмешки истории присутствует в том факте, что в конце правления династии Цин финансирование многих пунктов программы «самоусиления» было связано с доходами от взимания импортных пошлин и «ликина» на опиум. Опиум разрушал здоровье китайского населения, наносил вред государственным интересам Китая и в конце концов превратился в источник финансовой поддержки существования цинского правительства. Можно сказать, что правительство было поражено тяжелой болезнью - наркотической зависимостью от опиума, и в этом крылась самая главная причина широчайшего распространения опиума по стране и увеличения количества курильщиков опиума в Китае в конце XIX в.

1 Цзинь - мера веса, равная 0,5 кг. - Прим. реф.

Некоторые просвещенные люди в цинском правительстве настаивали на запрещении опиума, но в той ситуации голос морали не мог быть услышан. Китайское правительство фактически поощряло увеличение площадей посева опийного мака, экспортные пошлины на чай были выше импортных пошлин на опиум, иностранные торговцы получали гораздо большие привилегии, нежели китайские, во внутренних районах страны.

Поскольку получавшаяся от выращивания опийного мака прибыль в 3-5 раз превышала прибыль от выращивания обычных продовольственных культур и опиум имел чрезвычайно высокий рыночный спрос, многие крестьяне, особенно в окраинных районах и в местах, не имевших удобных путей сообщения, занимались выращиванием опийного мака, увеличивая тем самым семейный доход.

Торговля опиумом в известной мере оживляла рыночный товарооборот и экономический обмен между городом и деревней. В то же время по сравнению с тем вредом, который приносил опиум китайскому народу, абсолютно неверно говорить о какой-либо его положительной роли в экономике страны.

Вызванный достигшим огромных объемов импортом опиума отток серебра и золота из Китая разрушал экономический порядок, препятствовал нормальному социально-экономическому развитию страны. Изменение направления потоков серебра и золота в XIX в. показывает, что в происходившем в этот период процессе глобализации и модернизации в мире Китай всегда занимал подчиненные позиции, ему была отведена пассивная роль.

Превращение опиума в основной импортный товар и огромные масштабы торговли опиумом оказали серьезное влияние на торговлю во внутренних районах страны. Во многих местах, особенно в торговых городах, из-за длительного оттока серебра, уходившего из денежного обращения на закупку контрабандного опиума, заметно снизились объемы торговли. В 1894 г. в Китае было произведено опиума на 84 млн. 500 тыс. лянов и импортировано на 34 млн. 790 тыс. лянов (055, с. 112), его общая стоимость сравнялась с общей стоимостью трех видов товаров: чая, шелковичных коконов и хлопка. Опиум на внутреннем рынке стал самым дорогим (за исключением продовольствия) товаром.

Выращивание опийного мака оказывало разрушительное влияние на китайское производство, а торговля опиумом - на ки-

тайскую торговлю. Быстрый рост товарной массы опиума отнюдь не был показателем развития товарного хозяйства в Китае и в долговременной перспективе приносил огромный вред экономике и жизни китайского общества. Легализация торговли опиумом и рост его производства в Китае привели к увеличению таможенных поступлений в казну, что на какое-то время действительно позволило цинскому правительству разрешать встававшие перед ним экономические трудности, но последствия этого были чрезвычайно тяжелыми для страны.

К концу XIX в. объемы импортной торговли опиумом постепенно сокращались, в 1894 г. импорт опиума составил 20,6% от общего объема импорта (055, с. 112); но объемы производства опиума в Китае и сбыт его на внутреннем рынке быстро росли, так же как и число опиекурильшиков, что оказалось, наряду с последствиями войн, беспорядков и стихийных бедствий, важной причиной возникновения в этот период тенденции к сокращению численности населения Китая.

Фу Цзюань (056) (Отделение общественных наук Академии музыки провинции Сычуань), рассматривая на исторических фактах влияние легализации торговли опиумом в Китае (1858) на введение цинским правительством запрета на курение опиума, отмечает, что целью политики Англии, добивавшейся у цинского правительства легализации торговли опиумом было извлечение максимально высокой прибыли от колониальной торговли, ради достижения которой были отброшены все нормы морали в международных отношениях.

Длительное время существовавшие между Китаем, Англией и Индией трехсторонние торговые отношения были классическим примером применения политики грубой силы для защиты так называемых «государственных интересов». Англия заставляла Индию выращивать опийный мак, в Китае, прибегая к военному насилию и дипломатическому нажиму, осуществляла сбыт опиума. Огромные плантации опийного мака в Индии мешали нормальному развитию ее сельского хозяйства, а безудержный сбыт опиума в Китае заставил его из «государства без наркотиков» превратиться в огромную страну, где выращивали, сбывали, курили и торговали наркотиком.

Вызванная распространением опиума бедность китайского населения, снижение его покупательной способности, стремительное сокращение китайского рынка коренным образом повлияли на масштабы экономической агрессии Англии против Китая. В 1906 г., исходя из «государственных интересов», Англия под флагом сохранения «моральных принципов» и под давлением выступавших против опиума международных сил и сил внутри Китая выступила с предложением цинскому правительству срочно предпринять шаги для прекращение торговли опиумом между Индией и Китаем. Только с этого времени, после столетия нелегального ввоза опиума в Китай и спустя пятьдесят лет после легализации торговли им, цинское правительство в очередной раз развернуло движение за запрет курения опиума.

Главными причинами неудач и трудностей на пути осуществления этого запрета были слабость китайского государства и неравноправные международные отношения. В основе успешного осуществления Англией политики легализации торговли опиумом в Китае лежал «империалистический экспансионизм» и слабость Китая.

И. С. Ермаченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.