2009.01.035. УРКАД Ж.-Ш. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ СТАВКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.
HOURCADE J.-Ch. Enjeux geopolitiques du développement durable // Etudes. - P., 2008. - T. 408, N 2. - P. 175-186.
В статье директора Международного центра исследований в области окружающей среды и развития (Centre international de recherche sur l'environnement et le developpement, CIRED) анализируются проблемы, подтолкнувшие международное сообщество к принятию экологических решений в планетарном масштабе, а также возможности обеспечения глобального устойчивого развития на современном этапе.
К попыткам управления окружающей средой (ОС) в международных масштабах в условиях противостояния «Восток - Запад», «Север - Юг» и быстрой глобализации мировой экономики автор относит принятую в 1972 г. Программу ООН по окружающей среде (далее - Программа). Она является компромиссом между сторонниками идеи сохранения ОС за счет нулевого экономического роста и, соответственно, снижения уровня жизни населения промышлен-но развитых стран и приверженцами ускоренного экономического развития. Хотя в Программе признается существование экологических проблем, они рассматриваются наряду с проблемой внешнего долга, отношениями между городом и деревней и т.д. как один из многочисленных факторов, влияющих на развитие. Однако Программа не дала ожидаемых результатов, поэтому в 1983 г. по инициативе Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию был подготовлен доклад, известный сегодня как «Доклад Брундтландт». По мнению автора, он не сыграл бы такой важной роли, если бы его публикации в 1986 г. в условиях перестройки в СССР не предшествовал ряд тревожных сигналов, свидетельствовавших об угрозах ОС (с. 177).
Рост цен на нефть в результате первого нефтяного шока (1973 г.), сопровождавшийся усилением ОПЕК, при отсутствии заменителей нефти в качестве горючего привел к напряженности на нефтяном рынке. Ситуация осложнилась из-за расширения экологического движения против развития альтернативного нефти источника энергии - атомной энергетики - из-за боязни связанных с ней рисков. С 1975 г., т.е. задолго до чернобыльской аварии, заказы на строительство АЭС начали сокращаться. Таким образом, впер-
вые риски, связанные с ОС, привели к осложнению положения крупной технологической цепочки. Отказ от атомной энергетики способствовал развитию экологического движения во многих странах, но не привел к попыткам ограничения власти государства, за исключением добровольного сотрудничества с МАГАТЭ бывших социалистических стран при оценке аварий и проведении экспертизы реакторов.
В этот период в Европе и Северной Америке начали гибнуть леса. В 1972 г. в Швеции было обнаружено, что деградация лесов вызвана трансграничными перемещениями 802, выбрасываемого ТЭЦ. В 1985 г. был подписан Хельсинкский протокол, в соответствии с которым 13 стран взяли на себя обязательство снизить выбросы 802. В том же году на уровне ЕЭС вступил в силу план поэтапного перевода автомобилей на каталитические глушители и неэтилированный бензин. По мнению автора, проблема кислотных дождей положила конец неограниченному суверенитету государств в области ОС, а также показала, что конфликты между экспертами серьезно влияют на разработку международных экологических норм.
С этой точки зрения показательна проблема истончения озонового слоя, вызываемого фреоном. После запрета в 1974 г. в некоторых странах использования фреона в аэрозолях начались поиски его заменителей. Большая группа производителей выступила против такого решения, ссылаясь на неопределенность научных данных. Научное сообщество, в свою очередь, отстаивало тезис о том, что неопределенность не оправдывает бездействие. Обнаружение на космических снимках озоновых дыр над Антарктикой привело к подписанию в 1987 г. Монреальского протокола, предусматривавшего снижение к 1998 г. выбросов фреона на 50%, а также поддержку предприятий, вкладывавших средства в разработку его заменителей (с. 180). Данный подход является примером технического прогресса, основанного на принципе предосторожности: цель была обозначена до получения окончательных доказательств вредоносного воздействия фреона на ОС. В соответствии с Копенгагенским соглашением (1992) производство фреона было прекращено во всех странах ОЭСР.
Проблема изменения климата, проявившаяся как раз в период распространения «Доклада Брундтландт», по мнению автора, символизирует успех в управлении мировым общественным бла-
гом (с. 181). На встрече «большой восьмерки» в 1988 г. Дж. Буш-старший поддержал переговоры по проблемам изменения климата и создание Международной группы по изучению климата (01ЕС) для проведения объективной научной экспертизы в этой сфере. Но на Конференции в Рио-де-Жанейро задачи снижения выбросов газов, имеющих парниковый эффект (ГИПЭ), были сформулированы весьма расплывчато. Тем не менее в ходе дальнейших переговоров в 1997 г. был заключен Киотский протокол, в соответствии с которым промышленно развитые страны взяли на себя конкретные обязательства по сокращению выбросов ГИПЭ к 2012 г. Однако впоследствии США отказались его ратифицировать, требуя более значительного участия развивающихся стран (РС) в борьбе с климатическими изменениями.
Оправданием шокирующего на первый взгляд решения основного мирового загрязнителя ОС служит рост выбросов ГИПЭ в Китае и Индии, т.е. требование США фактически обращено к будущим сверхдержавам (с. 183). В этих условиях Европа также не сможет проводить политику сокращения выбросов ГИПЭ в одностороннем порядке: европейским странам сложно будет объяснить общественному мнению необходимость повышения платы за энергию при одновременном финансировании сокращения выбросов в быстро прогрессирующих странах, успешно конкурирующих с Европой.
Поскольку проблема кислотных дождей и развития атомной энергетики практически не затронула РС, озоновая проблема была успешно решена, а Конференция в Рио-де-Жанейро не возложила на РС ни одного конкретного обязательства. Вопрос об устойчивом развитии сегодня в большей мере рассматривается применительно к ОС, в то время как связь проблем ОС с экономическим развитием отошла на второй план. Однако, по мнению автора, эта проблема не потеряла актуальности и ее необходимо решать на основе интегрированного подхода к мировой безопасности.
Отныне не только напряженность на энергетическом рынке, но и в области ОС может привести к кризису, особенно под воздействием потепления климата. Источником напряженности могут стать и такие проблемы, как пандемии, продовольственная безопасность, создание генетически модифицированных организмов,
которые сочетают в себе проблемы ОС, здоровья, типов сельского хозяйства и прав собственности на животных.
Поэтому, считает автор, необходимо создать механизмы (рынки углерода, механизмы чистого развития, страхование инвестиционных рисков), с помощью которых РС, а особенно формирующиеся экономики, смогут инвестировать в устойчивые инфраструктуры и, кроме того, компенсировать такие слабости современной мировой экономической системы, как недостаточные инвестиции формирующихся экономик в зарубежные страны; агрессивный импорт, поддерживаемый заниженным курсом валют; растущая задолженность США.
Создание указанных механизмов предполагает согласие западных стран на восстановление равновесия в мировом управлении, реформу международных финансов и изменение способов производства и потребления. Однако, как свидетельствует исторический опыт, любое соглашение может быть блокировано с помощью различных, в том числе и научных, аргументов. Из этой путаницы можно выйти только с помощью интегрированного управления мировыми проблемами в многостороннем формате.
В заключение автор подчеркивает, что в разделенном мире общее развитие может быть обеспечено только с помощью переговорного процесса.
И.Ю. Жилина