2009.01.018. ПЛАТА ЗА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В США. Financing higher education // Science and engineering indicators / Nat. science board. - 2008. - Vol. 1, chapt. 2. - P. 2-12 - 2-171. - PDF version. - Mode of access: http://www.nsf.gov/statistics/seind08/pdfstart.htm
Ключевые слова: США; плата за высшее образование; студенческий долг; финансовое положение аспирантов.
Вопросы состояния системы образования - от средней школы до докторантуры и постдокторантуры - регулярно рассматриваются в докладе «Индикаторы науки и техники», который президент раз в два года представляет Конгрессу. Основное содержание доклада - оценка науки и технологии в США и в мире. Контингент студентов естественных и математических факультетов вузов -ближайший резерв национальной науки и пристальное внимание к их положению - необходимое звено научно-технической политики правительства, в частности ее кадровой составляющей.
За последние два десятилетия плата за обучение, прочие обязательные расходы учащихся вузов и размеры их долгов настолько возросли, что вопрос доступности высшего образования в США начал вызывать беспокойство. В стране функционируют как общественные (государственные) вузы, так и частные. По численности государственные, находящиеся в ведении штатов, составляют 40% от общего числа высших учебных заведений, но в них обучаются 80% всех студентов. Финансируются эти вузы в основном из бюджетов штатов, но в последние годы дотации штатов в целом и в пересчете на одного учащегося сократились, а плата за обучение увеличилась настолько, что значительно превысила чистый доход. Уже в 2003-2004 гг. процентный рост оплаты учебы, общежития, питания и прочих обязательных расходов стал исчисляться двузначными цифрами. В 2006-2007 гг. годовая плата выросла по сравнению с предыдущим годом на 6,3% в государственных четырехлетних вузах, на 5,9 - в частных четырехлетних и на 4,1% - в двухлетних колледжах (с. 2-12). В абсолютных цифрах эти платы составили, соответственно, 5836, 22 218 и 2272 долл. Студентам не
1 В реферируемом издании страницы нумеруются по главам двумя цифрами: первая цифра обозначает главу, вторая - страницу в этой главе.
приходится выплачивать эти суммы полностью, поскольку существует так называемая «студенческая помощь», в которую входят грант-стипендии и налоговые льготы. Чистая плата определяется как разность между полной платой и помощью. Для государственных четырехлетних вузов «помощь» в среднем составляла в 20062007 гг. 3100 долл. на студента, в частных - 9000 долл., а в государственных двухлетних колледжах - 2200 долл. Таким образом, на долю студента приходилось в год, соответственно, 2700, 13 200 и менее 100 долл. Указанные суммы - средние по стране, они варьируют от одного учебного заведения к другому, от штата к штату и т.д., но не очень значительно, если говорить о студентах первых четырех курсов. Для тех, кто учится в магистратуре и докторантуре, плата выше и местные различия больше. В среднем в государственных вузах в 2003-2004 гг. учащийся магистратуры и докторантуры должен был платить 24 тыс. долл., а в частных вузах - 35 800 долл. в год.
Основным источником финансовой поддержки всех категорий учащихся является кредит от правительства или частного банка, который предоставляется учащимся с условием, что возвращение его начнется после окончания вуза и начала работы. Кроме того, помощь от федерального правительства или правительства штата может осуществляться в форме гранта, т.е. стипендии, которая предоставляется либо студентам с малым доходом при хорошей успеваемости, либо в качестве поощрения за хорошую учебу. Наконец, помощью считается и возможность подработки в том или ином вспомогательном качестве. Этот вид помощи предоставляется соискателям ученых степеней. Один студент может и стипендию получать, и взять кредит в банке - один вид «помощи» не исключает другие. В 2003/2004 уч. г. примерно 1/3 всех студентов первых-четвертых курсов не получали никакой помощи, столько же воспользовались займом, а около половины были стипендиатами. Всего в государственных вузах тем или иным видом помощи пользовались 69% студентов. В частных вузах этот процент был выше -83%, а в двухгодичных государственных колледжах - 47%. Если сравнить ситуацию начала 90-х годов с 2003/2004 уч. г., то можно отметить, что за десять лет процент получающих федеральные займы вырос (31 и 48%), причем выросла и средняя величина займа. Большинство заемщиков пользуются услугами частных банков,
хотя процент там выше. Доля студентов, получающих стипендию, сократилась. Но среди этой категории увеличился процент тех, кто получает стипендию не из-за бедности, а за успехи, высокие оценки и другие качественные показатели.
Среди учащихся магистратуры и докторантуры, специализирующихся на естественно-научных дисциплинах и математике, 1/3 оплачивают учебу самостоятельно: они берут ссуды в банках, используют свои сбережения или средства родителей. Остальные 2/3 пользуются финансовой поддержкой из разных источников - от федерального правительства, от университета, от будущих нанимателей, бесприбыльных организаций или зарубежных правительств, от подработок в качестве младших исследователей, преподавателей, работников экспериментальных мастерских. Большинство претендентов на ученые степени пользуются одновременно несколькими вариантами. В качестве исследователей подрабатывают почти 29% (2005), в качестве руководителей практикумов - 18%. В последние годы эти процентные показатели уменьшаются вследствие роста общей численности этой категории учащихся.
21% магистрантов и докторантов факультетов естественных наук получают поддержку от федерального правительства, главным образом в форме оплаты перечисленных выше видов подработок. Среди тех, кто специализируется на математике, компьютерных науках, медицине, психологии, социологии, федеральных стипендиатов меньше.
Среди тех, кому оказывают финансовую помощь, больше всего биологов, за ними следуют физики, далее геологи, метеорологи и океанологи, затем специалисты по инжинирингу, сельскому хозяйству, далее компьютерщики, медики, математики, психологи и замыкают перечень специалисты в области общественных наук. Средства выделяют в основном два правительственных ведомства -Национальные институты здоровья (26 800 стипендиатов в 2005 г.) и Национальный научный фонд (20 400 стипендиатов). В последние годы оба этих учреждения увеличили количество своих «подопечных» соответственно на 9 и 3%. А Министерство обороны, напротив, сократило число своих стипендиатов на 4%.
В результате таких видов помощи, как правительственные и банковские кредиты, к моменту окончания четвертого курса или других ступеней учащиеся накапливают долг, подлежащий возвра-
ту. Размеры такого долга от штата к штату различаются. В среднем в 2005 г. выпускник четырехлетнего государственного вуза в штате Айова имел долг, равный 23 198 долл., а в штате Юта - 11 067 долл. У тех, кто заканчивает докторантуру, сумма долга значительно больше. В 2005 г. среди получивших степень доктора естественных или технических наук 27% имели долг, накопившийся за первые четыре года в вузе, и 38% - за время учебы в магистратуре и докторантуре. Долг более 50 тыс. долл. за первые годы имели 1% закончивших докторантуру, и 10% накопили столько же за последующие годы учебы. Больше всего должников бывает среди психологов, меньше всего - среди физиков и математиков. Различие между мужчинами и женщинами в этом плане не большое, аф-роамериканцы и испаноязычные выпускники докторантуры обычно имеют больше долгов, чем белые. Различаются размеры долгов и у выпускников докторантуры разных профессий. В государственных вузах обладатели степени доктора в области права в среднем имели в 2003/2004 уч. г. 51 200 долл. долга, а доктора в области медицины -78 400 долл. В частных вузах эти показатели еще больше.
В заключение авторы приводят данные о стоимости вузовского образования в странах, включая США, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Данные приведены в табл. 1.
Таблица 1 (с. 2-14)
Средняя годовая плата за обучение в вузе в странах ОЭСР (2004), (долл. США)
Страна Государственный 4-летний вуз Частный 4-летний вуз Страна Государственный 4- Частный 4-летний вуз
летний вуз
Австралия 5289 13 420 Люксембург н/д н/д
Австрия 853 800 Мексика н/д н/д
Бельгия (фламандская) 540 536 Нидерланды н/д 1565
Бельгия (французская) 658 751 Новая Зеландия 2538 3075
Канада 3267 н/д Норвегия 0 4000-6500
Чехия 0 3449 Польша н\д н\д
Дания 0 н/д Португалия 868 3803
Финляндия 0 0 Словакия 0 н/д
Франция 156-462 500-8000 Испания 668-935 н/д
Германия н/д н/д Швеция 0 0
Греция н/д н/д Швейцария 566-1132 н/д
Венгрия 351 991 Турция 274 9303-11961
Исландия 0 2100-4400 Великобритания н/д 1794
Ирландия н/д н/д США 4587 17777
Италия 983 3992 страны-партнеры
Япония 3747 4769-25486 Чили 3845 3822
Южная Корея 19957743 2143-9771 Израиль 2300 2442
А.Н. Авдулов