ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛОВ. ТНК
2008.03.015. БАНДТ О. де. ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ УСКОРЯЕТСЯ.
BANDT О. De. Le mouvement de globalisation s'est accéléré // Mode of аccess: http://www.banque-france.fr/fr/instit/telechar/synthese07.pdf
На состоявшемся в июне 2007 г. в Париже девятом международном семинаре по проблемам денежно-кредитной политики рассматривались новые тенденции в развитии глобализации и ее влияние на инфляционные процессы и политику центральных банков. Глобализация, являющаяся многосторонним феноменом, может быть определена как ускорение международных потоков товаров, услуг, технологии, рабочей силы и финансовых продуктов. В сфере международной торговли наблюдается быстрый рост экспорта из стран с развивающимся рынком (СРР), особенно из Китая, с одновременным снижением относительных цен на готовую продукцию, что вызывает потери у большинства стран ОЭСР. После финансового кризиса конца 1990-х годов азиатские страны стали развиваться на основе расширения внешней торговли, что привело к возрастанию активного сальдо их торговых и платежных балансов. Высокими темпами развивается торговля промежуточной продукцией, что способствует изменению в системе международного разделения труда. Так, Китай сегодня выдвинулся в число ведущих производителей технологической продукции.
В последние годы в мире быстро растет численность активного населения за счет «трудовой мобилизации» жителей развивающихся стран (РС). Растет также миграция рабочей силы из РС в промышленно развитые страны (ПРС), например в Испанию и Великобританию. Влияние глобализации на эту миграцию оценить пока трудно. Миграция вызывает как негативные (усиление конкуренции с местной рабочей силой), так и позитивные (снижение цен за счет уменьшения расходов на оплату труда) последствия для стран-реципиентов. Исследования этой проблемы продолжаются.
Ускорение международного движения капиталов приводит к увеличению объема и ликвидности финансовых рынков, к росту
прямых иностранных инвестиций и золотовалютных резервов, снижению уровня рисков и премии за риск. Одной из особенностей современной глобализации является растущее взаимодействие между отдельными ее проявлениями в сфере внешней торговли, международного движения рабочей силы и капиталов. При этом глобализация в сфере производства и обмена способствует финансовой глобализации и наоборот. На микроэкономическом уровне главными проводниками глобализации являются крупные компании, организующие свою деятельность в мировых масштабах, что способствует гармонизации финансовых систем и тем самым ускоряет процесс их глобализации. Причем эта эволюция затрагивает как РС, так и ПРС. Недавним проявлением этой тенденции стало приобретение американских и европейских фирм инвесторами из СРР.
Конечно, «глобализация не несет ответственности» за все происходящие в мировой экономике изменения, поэтому в многочисленных публикациях ведутся споры по поводу эффектов глобализации и прежде всего ее влияния на инфляцию. Главным вопросом для центральных банков является вопрос об ожидаемом уровне инфляции, анализу которого посвящаются многочисленные теоретические и эмпирические работы. Как показывают исследования Банка Англии и Банка Канады, если учитывать взаимодействие различных факторов глобализации, наиболее приемлемой моделью для анализа является модель общего равновесия. Нынешняя ситуация в СРР напоминает положение в развитых странах после Второй мировой войны, когда наблюдалось массовое перемещение сельского населения в промышленность, что приводило к общему увеличению объема производства.
Авторы большинства работ приходят к выводу о слабом влиянии дезинфляции, связанной с глобализацией, эффекты которой передаются по таким косвенным каналам, как уменьшение чувствительности к экономической конъюнктуре в развитых странах. В последних наблюдаются одновременно три явления: снижение надбавки (markup) к цене товаров и услуг, уменьшение доли заработной платы в добавленной стоимости и увеличение прибыли компаний (в условиях снижения доходной маржи они увеличиваются за счет роста объема сбыта продукции). Для объяснения этого феномена Национальный банк Швейцарии (Banque Nationale Suisse) использует модель корреляции между низким уровнем над-
бавки к цене и уровнем реальной процентной ставки, которая проявляется в следующей цепочке: глобализация снижает цены импорта, уменьшает доходную маржу, повышает реальные доходы, уменьшает эффект замещения, понижает уровень реальной процентной ставки.
Влияние глобализации на финансовые рынки в первую очередь проявляется в быстром распространении финансовых инноваций (как у частных, так и у государственных субъектов) и в новых вызовах, стоящих перед управлением рисками. Истинными «продуктами» глобализации являются хеджевые фонды, вкладывающие средства в активы СРР. Глобализация побуждает государства изменять методы управления золотовалютными резервами и использовать новые методы стерилизации поступающих извне капиталов. Это прежде всего относится к СРР, у которых увеличение активного сальдо платежных балансов привело к росту золотовалютных резервов, играющих роль гаранта при поддержании фиксированных валютных курсов.
Процесс глобализации не является линейным, и его развитие создает новые риски, к которым относятся: риски заражения, связанные с переоценкой информации, поступающей в распоряжение инвесторов; риски, связанные с усилением роли такого канала передачи «шоков», как изменение валютных курсов. Одновременно с этим глобализация ставит вопрос о преимуществах и недостатках режима фиксированных валютных курсов. Мексиканский кризис («текила-кризис») 1994 г., названный многими экспертами «первым кризисом ХХ1 в.», отражал растущую роль СРР в международной финансовой системе, попытку привязать курс национальной валюты к доллару и противоречия между незрелой финансовой системой, уровнем задолженность в иностранной валюте и режимом фиксированного валютного курса.
В ходе дебатов выявились два новых аспекта.
Во-первых, в открытых банковских системах, в которых значительная часть банков представляет собой филиалы иностранных кредитных учреждений, возникает необходимость сотрудничества между «иностранными» и «местными» органами банковского надзора. Это создает проблему «кредитора в последней инстанции», особенно в случае спасения иностранного банка.
Во-вторых, возрастает роль рыночных механизмов: сегодня делается акцент на косвенное регулирование хеджевых фондов, чтобы не затормозить связанный с их деятельностью процесс развития сложных финансовых инноваций, обновляются методы стресс-тестирования и планирования резервов, в том числе и для разрешения проблем мировых дисбалансов.
Рассматривая влияние глобализации на денежно-кредитную политику, которая проводится сегодня в условиях низкого уровня инфляции, участники дискуссии попытались ответить на три вопроса: какие показатели следует использовать, каковы цели денежно-кредитной политики и каковы связанные с ней риски. Обсуждение целей денежно-кредитной политики свелось к рассмотрению стратегии инфляционного таргетирования (inflation targeting), которую осуществляют сегодня многие страны. Общие выводы из проведенного обсуждения для политики центральных банков сводятся к следующему: традиционные рамки анализа инфляционных процессов изменяются; в условиях обилия ликвидных средств усиливается неопределенность в восприятии рисков; возникает проблема измерения косвенных эффектов; следует быть готовым к возможному изменению условий в глобализирующемся мире.
Л.А. Зубченко