Научная статья на тему '2008. 02. 043. Пак Чон-Мин, шин до чул. Сдерживают ли азиатские ценности народную поддержку демократии в Южной Корее? Park Chong-Min, Shin Doh Chull. Do Asian values deter popular support for democracy in South Korea? // Asian survey. - Berkeley (cal. ), 2006. - Vol. 46, n 3. - P. 341-361'

2008. 02. 043. Пак Чон-Мин, шин до чул. Сдерживают ли азиатские ценности народную поддержку демократии в Южной Корее? Park Chong-Min, Shin Doh Chull. Do Asian values deter popular support for democracy in South Korea? // Asian survey. - Berkeley (cal. ), 2006. - Vol. 46, n 3. - P. 341-361 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 02. 043. Пак Чон-Мин, шин до чул. Сдерживают ли азиатские ценности народную поддержку демократии в Южной Корее? Park Chong-Min, Shin Doh Chull. Do Asian values deter popular support for democracy in South Korea? // Asian survey. - Berkeley (cal. ), 2006. - Vol. 46, n 3. - P. 341-361»

ВЛАСТЬ

2008.02.043. ПАК ЧОН-МИН, ШИН ДО ЧУЛ. СДЕРЖИВАЮТ ЛИ АЗИАТСКИЕ ЦЕННОСТИ НАРОДНУЮ ПОДДЕРЖКУ ДЕМОКРАТИИ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ?

PARK CHONG-MIN, SHIN DOH CHULL. Do Asian values deter popular support for democracy in South Korea? // Asian survey. -Berkeley (Cal.), 2006. - Vol. 46, N 3. - P. 341-361.

Пак Чон-Мин (Корейский университет, Сеул, Южная Корея) и Шин До Чул (Университет штата Миссури, г. Колумбия, США) отмечают, что в течение длительного времени ученые и политики энергично дебатируют вопрос о применимости либеральной демократии в Восточной Азии. Защитники азиатских ценностей утверждают, что западная либеральная демократия несовместима с моральными ценностями конфуцианской Восточной Азии. В качестве альтернативы они предлагают «Азиатский путь» - благожелательную, патерналистскую форму правления, которую сторонники либеральной демократии характеризуют как анахроническую и деспотическую.

Несмотря на высокий накал дискуссии, мало было проведено эмпирических исследований по этой проблеме. Авторы анализируют материалы опроса общественного мнения в Южной Корее, проведенного Корейским университетом в Сеуле в феврале 2003 г. (опрошены 1500 человек) в рамках проекта «Восточноазиатский барометр».

Конфуцианская мораль, лежащая в основе различных азиатских ценностей, исходит из постулата, что человек неразрывно связан с другими людьми. Предполагается, что идеальная личность работает на благо группы и формирует свое поведение в соответствии с ожиданиями группы, к которой она принадлежит. Забота личности о своих интересах и правах считается второстепенным по сравнению с ее социальным долгом и коллективным благом. Конфуцианство - это моральный этический кодекс, который подчеркивает в большей степени личные добродетели, чем индивидуальные права. Индивиды должны определять свои интересы в рамках интересов общины или групп, к которым они принадлежат. Конфуцианская традиция подчеркивает роль семьи, основанной на принци-

пах сыновней и дочерней лояльности и почтительности. Поведение личности оценивается прежде всего, в какой мере она способствует процветанию семьи. Семья рассматривается как микрокосм общества и политики и прототип хорошего правления. Верховенство добродетели, а не закона, считается идеальной формой правления.

В западной моральной традиции, напротив, ценится независимость личности, чье достоинство зависит от ее свободы. Каждый индивид связан с обществом посредством взаимного согласия с другими индивидами. Сама идея индивидуальной автономии и понятие социального контракта составляют основу либеральной демократии. Западный концепт верховенства закона защищает эти свободы и права от произвола государственной власти.

Таким образом, конфуцианская моральная традиция качественно отличается от западной. Первая подчеркивает нормы социальных обязательств и коллективного блага, вторая - делает акцент на принципах индивидуальной свободы и автономии. Несмотря на эти важные различия, обе традиции подчеркивают роль образования как наиболее мощной силы, способной социализировать граждан. В этом отношении конфуцианство и западная традиция способствуют демократии.

Авторы, основываясь на материалах опроса, выявляют отношение южнокорейцев к основным конфуцианским социальным ценностям: 1) социальная иерархия (уважение к власти); 2) социальная гармония (неприятие конфликта); 3) верховенство группы (забота о коллективном процветании); 4) антиплюрализм (предпочтение социального единства).

Согласно конфуцианству человеческие отношения в основе своей иерархичны. Сын повинуется воле отца, младшие уважают старших и подчиняются им. Идеальное общество состоит из иерархических отношений различных статусов и позиций. Уважение к власти, основанной на иерархических социальных отношениях, -основа конфуцианской морали.

Опрос показывает, что в южнокорейском обществе нет всеобщего принятия ценности социальной иерархии. Более половины опрошенных (52%) указали, что они не одобряют безусловной, слепой сыновней почтительности, ответив отрицательно на следующее заявление: «Даже если требования родителей неразумны,

дети должны делать то, что им говорят». Однако 48% ответили утвердительно.

56% не верят в легитимность традиционной власти, основанной на старшинстве, не согласившись с утверждением: «Если происходит ссора, необходимо обратиться к старшим для ее разрешения», но 44% продолжают одобрять традиционный метод разрешения конфликтов. В целом с учетом ответов на все вопросы можно сделать вывод, что 64% опрошенных либо частично, либо полностью проявляют уважение к власти (с. 345-346).

Конфуцианство осуждает чрезмерное самоутверждение личности, видя в нем нарушение социальный гармонии. Предпочтение отдается уступчивости, стремлению избегать конфликтов во взаимоотношениях между людьми. Эту позицию разделяет большинство: 84% опрошенных готовы идти на уступки, лишь бы избежать конфликтов (с. 347). Необходимость подчинять личные интересы интересам группы признают полностью или частично 82% (с. 348).

В то же время вопреки конфуцианской морали почти 40% опрошенных не считают социальный плюрализм противоречащим социальной гармонии. Однако большинство (60%) полностью или частично придерживается антиплюралистической позиции (с. 348-349).

Таблица 1

Приверженность к азиатским социальным ценностям в зависимости от демографических критериев (в %) (с. 349)

Социальная иерархия Социальная гармония Верховенство группы Антиплюрализм

Пол

муж. 23,7 50,7 42,9 20,8

жен. 30,8 46,8 42,3 21,3

Возраст

20-29 15,7 41,2 34,6 17,3

30-39 23,5 47,7 39,5 18,1

40-49 27,8 49,8 40,7 22,3

50-59 29,3 49,7 50,8 25,7

60 и старше 50,0 60,2 56,6 26,5

Образование

начальное 48,8 57,8 60,8 26,5

неполное среднее 35,5 59,1 49,1 26,4

среднее 25,2 46,8 42,1 21,7

колледж 21,5 46,3 36,2 17,3

Доход

самый низкий 32,5 59,6 55,3 24,4

низкий 28,4 47,6 44,9 21,3

средний 25,4 47,3 33,8 20,4

высокий 21,8 41,7 37,6 19,9

самый высокий 26,7 42,1 35,6 17,4

Место проживания

крупный город 22,9 44,8 36,2 18,4

другие города 31,2 52,0 46,0 23,7

сельские районы 32,2 54,1 57,4 23,5

Оценивая приверженность к азиатским ценностям в зависимости от демократических критериев, авторы отмечают, что наибольшую степень поддержки традиционных конфуцианских ценностей проявляют пожилые (60 лет и старше), лица с низким уровнем образования (только начальное) и жителей сельских районов. Возраст и образование оказывают наиболее дифференцирующее влияние на отношение людей к традиционным социальным ценностям (см. табл. 1).

В целом такие конфуцианские ценности, как социальная гармония и верховенство и благо группы, в современной Южной Корее не оспариваются, в то время как другие ценности - социальная иерархия и социальное единство, хотя и пользуются поддержкой большинства населения, но встречают существенную оппозицию.

Далее авторы характеризуют отношение южнокорейцев к таким ценностям, как: 1) семейное государство (благожелательное патерналистское правление); 2) моральное государство и 3) депо-литизация правления (отрицание состязательной политики).

Конфуцианская семья рассматривается как модель государственного правления.

Данные опроса показывают, что 72% полностью или частично поддерживают конфуцианское представление о государстве как национальной семье, соглашаясь со следующими утверждениями: «Отношения между правительством и народом должны быть такими же, как отношения между родителями и детьми» и «Правители подобны главе семьи; мы все должны выполнять их решения» (с. 350-351).

Авторы обращают внимание на то, что почти 25% опрошенных, давших утвердительный ответ на первый вопрос, на второй

ответили отрицательно. Этот разрыв свидетельствует о том, что определенная часть южнокорейцев считают, что они должны быть лояльными своим правителям до тех пор, пока они считают их правление благожелательным. Если правители не демонстрируют этого качества, подданные имеют законное право их свергнуть.

Конфуцианский идеал хорошего правления подразумевает моральный характер государства, возглавляемого добродетельным и мудрым правителем. Государство считается образовательным институтом, который обучает народ надлежащим нормам поведения. В соединении с идеалом патерналистского правления этот принцип оправдывает охранительную роль государства по защите публичной морали общества. Материалы опроса показывают, что 75% опрошенных поддерживают идею морального государства.

Конфуцианский идеал государственно-политического устройства отвергает такой принцип, как разделение властей и создание системы сдержек и противовесов. Считается, что разделение властей способствует антагонизму и является угрозой политическому единству государства как одной большой семьи. Конфуцианская политическая традиция выступает за деполитизацию правления и верховенство исполнительной власти над законодательной и судебной. С этим полностью или частично согласны 61% южнокорейских граждан (с. 363).

Таблица 2

Приверженность к азиатским политическим ценностям в зависимости от демографических критериев (в %) (с. 364)

Семейное государство Моральное государство Деполитизация правления

Пол

муж. 33,9 29,8 13,7

жен. 34,7 26,3 17,9

Возраст

20-29 29,7 24,2 11,8

30-39 32,4 27,3 15,8

40-49 30,0 27,8 12,2

50-59 37,2 28,8 18,3

60 и старше 48,7 35,4 25,2

Образование

начальное 52,4 39,8 31,3

неполное среднее 43,6 30,0 18,2

среднее 33,2 27,0 13,6

колледж 28,0 25,3 13,3

Доход

самый низкий 46,6 39,8 20,1

низкий 38,3 29,9 15,0

средний 32,3 27,7 16,5

высокий 23,7 19,5 12,8

самый высокий 24,3 18,6 13,0

Место проживания

крупный город 29,0 25,7 13,5

другие города 39,1 28,5 17,7

сельские районы 39,9 36,1 19,1

Что касается возрастных различий в отношении к конфуцианским политическим ценностям, то наибольшую поддержку эти ценности (как и в случае с социальными ценностями) получают у пожилых. Такую же склонность проявляют лица с низким уровнем образования, а также сельские жители и лица с низким доходом (см. табл. 2).

Таким образом, «результаты опроса свидетельствуют, что современная корейская политическая культура по-прежнему характеризуется конфуцианским наследием иерархического коллективизма и благожелательного патернализма... Конфуцианский идеал семьи остается моделью государственного правления и моральным источником социальных и политических отношений. Органическое восприятие общества и государства как одной большой семьи преобладает. Поскольку конфуцианская традиция иерархического коллективизма и благожелательного патернализма образует базу народной ностальгии по авторитарному правлению, новая корейская демократия может превратиться если не в прямой авторитаризм, то в нелиберальную популистскую демократию. Тем не менее продолжающееся социально-экономическое развитие, смена поколений, развитие массового образования и демократических политических знаний будут постепенно сокращать сферу влияния конфуцианского традиционализма, что должно помочь новой корейской демократии эволюционировать в направлении консолидированной либеральной демократии» (с. 360-361).

Ю.И. Комар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.